комментарии 3 в закладки

Мертвец. Почему Слуцкому нужно сопереживать

erid:

На пике затянувшегося кризиса «Халла» русский тренер сказал, что чувствует себя мертвецом. Автор «БИЗНЕС Online» вспоминает культовый фильм и раскручивает метафору Слуцкого до максимума.


Telegram-канал «Ноу криминалити»


Монументальная книга, продажи которой резко подскочили после недавнего батла, потому и великая, что подходит для абсолютно всех сфер жизни. Теория Джозефа Кэмпбелла чаще всего применяется для анализа кинематографа (и не случайно, ведь автор приложил руку к созданию главного произведения маскульта – «Звёздных войн») и крайне редко для анализа психологии личности (по крайней мере, в популярной культуре). Это странно, ведь изначально труд предназначался именно для психологов и содержит в себе огромное количество ссылок на Зигмунда Фрейда, Карла Густава Юнга и других титанов. Но главное величие «Человека с тысячью лицами», пожалуй, в том, что с помощью его инструментария можно рифмовать судьбы вымышленных персонажей с реальными. И даже рассуждать о футболе.

***

Культовый фильм Джима Джармуша «Мертвец» насквозь пропитан кэмпбелловским мифологизмом. Действие притчи развивается где-то на границе мира реального и потустороннего, лишь прячась за ковбойскими шляпами вестерна. Так же и история Леонида Слуцкого содержит под собой нечто большее, чем карьерный эксперимент талантливого русского тренера.

Кэмпбелл выделяет три ключевых ступени, объединяющих историю любого героя от Геракла до Люка Скайуокера. Едва ли не важнейшей среди них представляется первая – «отчуждение», где герой покидает привычную среду. Зачастую это сопровождается какими-либо потрясениями и взрослением персонажа: у Уильяма Блейка из «Мертвеца» умирают родители, и он на последние деньги отправляется в другой город, у Слуцкого случается провал со сборной и затянувшаяся финансовая депрессия ЦСКА. Тренер стал мифологическим персонажем в российском футболе, пора было двигаться дальше.


Скриншот


Выход из зоны комфорта приводит к стрессу и сопровождается различными внешними потрясениями. Герою Джонни Деппа не рады в чужом городе: обещанное рабочее место оказывается обманом, а случайная связь с девушкой приводит к кровавой перестрелке. Реальность Слуцкого оказалась более рафинированной, но и это ощущении вскоре стало обманчивым. Его «город Машин», который вполне бы оправдывал такое название ещё десяток лет назад, стал культурной столицей Англии. Диалог с болельщиками сложился моментально, и даже появился характерный для пути героя «сверхъестественный покровитель» – Роман Абрамович.

Меняется герой – меняется и мир вокруг. «Халл» с русским тренером заразился болезнью ФНЛ – состав вылетевшей из «вышки» команды поменялся практически полностью. Ушли лучшие защитники (Харри Магуайр, Кёртис Дэвис и Эндрю Робертсон), творивший чудеса вратарь Элдин Якупович, главная звезда команды Том Хаддлстоун, а также лучший игрок и лидер Сэм Клукас. «Халл», словно Уильям Блейк, променял скромную, но относительно стабильную жизнь бухгалтера, на опасное приключение по мистическим рекам. Блейку выбраться из них помогал индеец Никто – архетипичный «волшебный помощник». «Халлу» и Слуцкому продолжал помогать их верный наставник – Абрамович. Дружба двух русских в Англии – одна из главных черт, нарисованная местной прессой в портрете Слуцкого. Слухи про шансы на назначение в «Челси» и негласное сотрудничество попахивают мифотворчеством, но помощь кадрами вполне реальная: Ола Айна, Майкл Хектор, Фикайо Томори – рана в обороне «Халла» срослась с помощью «магических трав» от лондонского шамана.

Преодоление трудностей – переходный шаг для героя к новой фазе становления, «инициации». Это и есть становление – превращение вчерашнего ноунейма в звезду. Блейк с помощью Никто преодолевал её тяжело, но успешно, расстреливая врагов направо и налево. У Слуцкого фаза затянулось – болото чемпиошипа местами таинственнее и страшнее лесов Северной Америки. На русского героя упала гора трудностей, которую не выдержит ни один богатырь: вкупе с проданными игроками, «Халл» лишился ряда ключевых футболистов из-за травм, а единственный забивной форвард Абель Эрнандес выбыл до весны. По факту за лето у команды сменилось три основных состава. В револьверах Слуцкого промок порох, а всегда полагаться на смертоносный томагавк в виде Камиля Гросицки опрометчиво.

Слуцкий остановился на середине пути героя и до переправки на каноэ в другой мир ему далеко. Однако для болельщиков «тигров» он успел стать настоящим героем. Харизма, прекрасный юмор и совершенно искренняя эмпатия породили персональные чанты уже со второго тура – огромнейшая редкость для нового человека в английском футболе. Трибуны мило обыгрывают пошлое английское звучание его фамилии (кричалка We all love sluts) и горланят песню о том, как хорошо, что у них есть Леонид Слуцкий.


Чемпионшип для понимания даже сложнее символики Джармуша. Если в АПЛ каждый может обыграть каждого, то здесь в принципе редко встречаются однозначные фавориты, как в отдельном матче, так и по сезону. Например, крупнейшее поражение Слуцкого случилось в матче против «Дерби Каунти» – 0:5, но после разгромной победы те сразу же уступили скромному «Бристолю» (1:2). Такое в чемпионшипе в рамках нормы. Да, выглядит странно, но нужно просто принять правила игры, как с индейцем из «Мертвеца», в котором совмещается любовь к английской поэзии и архаическая вера в общение с духами.

Джармуш всегда отличался образцовым катарсисом, заколачивая финальные сцены зрителю в голову на годы. Слуцкий же со своей командой финальные минуты регулярно проваливает: голы от «Престона» в концовках таймов (1:2) , потерянная победа в матче с «Редингом» на 87-й минуте (1:1), украденная Идрисса Силлой ничья в игре с «КПР» в дополнительное время (1:2) и обидный гол перекупленного позже Нуа Дико в жаркой концовке против «Вулверхэмптона» (2:3) – даже вчерашний разгром омрачился голом в финальные минуты. Чемпиошип парадоксален: находясь на 17-м месте, «Халл» является лидером по забитым мячам. Болельщики уже любят Слуцкого за достойный истинного воина атакующий футбол. Но даже от самого искусного стрелка мало толку, если он не умеет уклоняться от пуль.

Финальная фаза становления героя – «возвращение». В ней он, уже победивший дракона, забирает сокровища (материальные или нематериальные) и возвращается в родной дом, чтобы продемонстрировать всем свой новый героический лик. И здесь теория Кэмпбелла ломается о реалии современного футбола. Возвращение в Россию даже суперпрокаченного Слуцкого воспримут как поражение. Здесь он добился всего, что мог: герой Джармуша в такой ситуации уходит в вечность, герои футбольные – в АПЛ. Мономиф русского тренера будет завершённым только в случае продвижения по карьерной лестнице, в идеале – перехода в «Челси». Пока он от этой перспективы далёк, как и бухгалтер Блейк до одеяний воинствующего индейца. Однако Слуцкий уже встал на путь героя и назад пути нет: вековые устои человеческой психики либо сломают его, либо вознаградят. Из преимуществ у Лео поддержка лидера Дэвида Мейлера и болельщиков, сохранение статуса воспитателя талантов (прогресс 20-летнего Джаррода Боуэна) и вчерашняя разгромная победа, намекнувшая на выход из кризиса. А после преодоления кризиса, как мы уже знаем, начинаются подвиги.

Слуцкий достоин самого искреннего сопереживания от всех русских болельщиков. Он – редкий пример личности в русском футболе, которая раз за разом бежит навстречу трудностям (самая характерная черта героя). Он просто не может иначе и всегда прилагает максимум усилий и эмоций, чтобы оказаться победителем в любой ситуации. Зачастую ему удавалось, но в этот раз попалось слишком крупное чудовище. Либо Слуцкий вспорет чемпионшипу брюхо и заслужит статус героя, либо из «Мертвеца» джармушевского он станет для английского футбола мертвецом вполне реальным.

Николай Самофалов
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
версия для печати
Оценка текста
+
0
-
читайте также
наверх