комментарии 27 в закладки

Как Россия превращается в отсталую хоккейную державу

erid:

Молодёжная сборная проиграла в четвертьфинале чемпионата мира и впервые за 8 лет осталась без медалей. Проиграли по делу, и с этим даже никто не спорит. Такой слабой национальной команды не было давно. Соперники были быстрее и техничнее, а у наших не нашлось звёзд. К этому мы шли планомерно: «золота» не было с 2011-го, теперь и вовсе без медалей, а в пяти матчах мы обыграли лишь Беларусь и Швейцарию.

Владислав Третьяк заявил, что в следующем году сборная выступит лучше. А за счёт чего? Наверное, национальная программа подготовки хоккеистов уже вовсю заработала? Ответ: нет.

«ЕДИНОЙ ПРОГРАММЫ НЕТ. НЕТ ДАЖЕ ОРИЕНТИРА»

Фото: Сергей Манаков, пресс-служба СК «Нефтехимик»


О необходимости национальной программы подготовки хоккеистов (НППХ) говорят уже давно. Подобные программы есть у всех ведущих хоккейных держав, и в ФХР об этом тоже вспоминают, когда нашу молодёжную сборную щёлкнут по носу на очередном МЧМ канадцы, шведы, финны или американцы. И сейчас самое время вспомнить.

С 2014 года работает программа развития хоккея, которая к 2018 году по идее должна привести и к созданию НППХ. 2018-й наступил, в каком же состоянии разработка программы?

В годовом отчёте ФХР за сезон 2015/16 сообщалось, что федерация сделала в направлении разработки нацпрограммы «важные шаги»: собрала и перевела материалы американской и канадской ассоциаций хоккея, переводит материалы финской, разработала матрицу программы. Была подготовлена дорожная карта по разработке НППХ и начал формироваться список авторов.

И это самая актуальная информация на данный момент. Интересно, что по сети документ гуляет благодаря сайту хоккейного клуба «Звезда» из Серпухова. Годовой отчёт за сезон 2016/17 найти не удалось. Его обложку в виде рендера можно посмотреть в фейсбуке на страничке подготовившего его издательства, там же засветились и концепты нескольких страниц, на которых мало интересного. Даже оглавление предусмотрительно скрыто.

Совпадение? В любом случае, наводить туман на эту тему нет смысла. Ответ на вопрос, есть ли в России национальная программа подготовки хоккеистов - один, и он ясен и точен: «Нет программы. Нет даже ориентира», – скажут вам в любой ДЮСШ.

А ЧТО ЕСТЬ?

Дизайн обложки отчёта


Существует федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта «Хоккей» от министерства спорта, который вызывал множество нареканий.

Последний, ныне действующий стандарт вышел в 2013 году, то есть, ещё до принятия новой программы развития хоккея ФХР. И представляет собой слабый суррогат единой методики преподавания хоккея. В нём можно встретить довольно спорные моменты, которые у работников школ вызывают улыбку.

Большое несоответствие по возрастам для зачисления детей в определённые группы и продолжительности этапов подготовки, невразумительные рекомендации наполняемости групп.

Например, в стандарте прописан минимальный возраст для зачисления в школу – 9 лет. Хотя уже давно дети начинают заниматься с 5 - 6-летнего возраста. В группы начальной подготовки все ДЮСШ набирают максимальное количество детей, а в стандарте рекомендовано 12 - 14 человек. И к концу остаётся группа из 1 - 4 юношей. Как готовить одного или четверых хоккеистов в группе непонятно, даже, если представить, что на этих четверых один тренер, а заниматься выйдут сразу несколько групп. Минимальная «тактическая» единица в хоккее всё равно пятёрка, если даже не учитывать, что для тренировок и игр нужен вратарь. Как будет играть такая группа, непонятно.

«Такое ощущение, что эти стандарты написаны не для хоккеистов. И тот, кто их писал, слабо представляет специфику хоккея», – говорят работники школ.

Поэтому в каждой есть своя программа обучения. У кого-то более подробная, у кого-то менее, но именно от неё отталкивается тренер. От федерального стандарта тренеры берут в основном нормативы по физической подготовке, но и тут возникают вопросы.

По федеральному стандарту уже с 10 лет юноша должен приседать со штангой весом своего тела не менее 10 раз. В 13 лет уже 22 раза, а девушки (!) 10. Через год девушки уже должны догнать парней по количеству подходов – 22 против 25.

При этом сейчас никто не даёт такие нагрузки для детей. Это чревато для позвоночника. В системе Анатолия Тарасова было много упражнений со штангой, с «блинами», потому что не было таких тренажёров и машин, какие есть сейчас. И уже давно доказано, что такие нагрузки не нужны.

Сейчас «стандарт» обновлён и скорректирован, и, говорят, уже лежит на утверждении нового министра спорта Павла Колобкова.

У КАЖДОЙ ШКОЛЫ СВОЯ ПРОГРАММА, У КАЖДОГО ТРЕНЕРА В ШКОЛЕ – СВОЯ

Фото: Сергей Манаков, пресс-служба СК «Нефтехимик»


В школьной программе обучения расписаны основные этапы подготовки, но это лишь ориентир для тренера, который должен сам составлять план работы на каждый день. И раз ФХР не дала ему единый стандарт, то, наверное, может хотя бы предложить какую-то методическую помощь?

Сайт федерации предлагает почитать книги в открытом доступе, вроде «Совершеннолетие» Тарасова 1968 года и методического письма «Аутогенная тренировка» за авторством Черниковой и Дашкевича, которое вышло в 1967 году. Есть также список рекомендованной литературы, в котором перечислена хоккейная литература 80-х, 90-х. Из свежих - в основном переводы американских и белорусских книг. И это надо ещё найти самому.

«Методичек нет, кто чем может, тот тем и руководствуется», – говорят тренеры. Многие ходят на раскатки приезжающих команд КХЛ и МХЛ, что-то берут у них. Очень большая помощь – это интернет, разные семинары и конференции, которые проводит ФХР. Там можно поделиться опытом с другими тренерами и специалистами. На курсы повышения квалификации в качестве спикеров приглашают в основном иностранцев: шведов, датчан. Догадайтесь почему.

Финны, шведы, канадцы каждые несколько лет обновляют свою учебную программу, вносят коррективы. Хоккей и наука развиваются, всё движется вперёд. Но пока только за границей.

Видно, что ФХР старается подтянуть уровень детских тренеров, проводит для них семинары, курсы повышения квалификации, научные конференции. С этого года ввели аттестацию для тренеров. Но дать им эффективный инструмент работы пока не может. Или не хочет? Предлагая тренерам самим его открыть или подсмотреть у старших, чем они логично и занимаются.

То есть, сейчас тренеру предлагают окунуться в полноценный процесс научно-практической деятельности, в котором он сам должен искать, накапливать и систематизировать знания, составлять свои собственные программы и грамотно оценивать их эффективность на каждом году обучения. А реально ли это? И о какой массовости можно говорить, кто будет готовить всех тех детей, которых в своих программах планирует привлекать к занятиям хоккеем федерация? Или массовость для ФХР означает статус «непрофессиональный», а вся подготовка не предполагается вне рамок существующих школ? В Канаде вообще о нашей системе ДЮСШ не слышали.

Во всех хоккейных, да уже и не очень, странах тренеры занимаются с детьми по годам, а не ведут их от набора до выпуска. Своеобразное разделение труда для повышения эффективности. Плюс огромное число детских тренеров, которые занимаются вне рамок специализированных ДЮСШ, чему и помогает единая чёткая методика. Можно сказать, что они перешли к массовому производству, в то время как у нас царит цеховой, в лучшем случае мануфактурный способ. Может, поэтому звёзд в нашей сборной всё меньше?

БЕЗ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ МЫ ОТСТАЁМ


Не дождавшись программы от ФХР, регионы сами начали внедрять новшества. Кто имеет ресурсы, сами начали разрабатывать единые методики.

В Казани, к примеру, разработаны программы по подготовке малышей 5 - 6, 6 - 7 и 7 - 8 лет. В методичках прямо по карточкам расписана каждая тренировка: номер один, номер два, занятие в спортзале, занятие на льду, чем, когда, сколько повторений, всё с иллюстрациями. Что-то взято у шведов, но большая часть позаимствована из нашей школы - советской и российской. Американцы давно так работают. У них брошюрка – ламинированные карточки, те же карточки существовали и в советское время. Тренер подбирал нужную, направленную на определённую работу, но какое именно упражнение сегодня дать, варьировал именно он. В нынешних программах вариативности меньше.

Кстати, в рекомендованном списке литературы ФХР есть методическая программа ИИХФ «Учимся играть в хоккей» - практическое руководство для тренеров. В ней по карточкам расписан каждый урок, с картинками и пояснениями каждого упражнения, с планом-конспектом по минутам. Вышло это всё в 2012 году и переведено. По таким занимаются те же датчане.

У нас же пока во всей литературе практических нюансов раскрывается мало. Есть общая направленность, режим работы, примерно какие технические элементы тренер должен пройти с детьми. Но это всё носит характер «чем я должен заниматься», а не «как я должен это делать поэтапно». Это не форма методической программы, которая помогла бы тренеру, особенно начинающему.

Все специалисты признают, что в техническом плане скандинавы и те же финны сейчас очень хорошо обучены. В наших реалиях такое доступно немногим школам. Кто же будет растить до целевых показателей сотни тысяч юных хоккеистов по планам ФХР? В Канаде только девушек-хоккеисток зарегистрировано больше 87 тыс, в России примерно столько же хоккеистов вообще. Поэтому создание единой национальной программы подготовки является безальтернативным вариантом, если мы хотим не отстать от остального мира.

Также ключевым показателем успешности общей программы развития хоккея федерация выбрала выступление сборных команд на всех уровнях. МЧМ уже со знаком минус, женская молодёжка неожиданно в плюсе. Остаются ещё Олимпийские игры и U-18. Но даже сейчас понятно, что ФХР следует форсировать разработку НППХ. Даже когда программа будет создана, на её реализацию уйдёт время, а на то, чтобы она дала свои плоды – годы.

Александр Приндин
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
версия для печати
Оценка текста
+
0
-
читайте также
наверх