комментарии 3 в закладки

ЦСКА был никому не нужен даже в СССР

erid:

Оказывается, причина плохой посещаемости ЦСКА кроется не только в старой арене и слабом маркетинге. Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» проанализировала статистику чемпионатов СССР и выяснила, что самым популярным столичным клубом всегда был «Спартак».

«СПАРТАК» СНОВА ДОМИНИРУЕТ НАД ЦСКА

Над ЦСКА смеются. Серьезные финансовые вложения, статус фаворита турнира, богатая история, но при этом отвратительная посещаемость. Некоторые списывают проблему на старую арену, другие на маркетинговую работу: например, у клуба до сих пор нет онлайн-магазина. Даже прославленные ветераны огорчаются таким положением.

«Воскресенье, огромный город, удобное время, нет пробок, дерби – а на трибунах дворца на Ленинградском проспекте лишь около четырех тысяч зрителей. Странно. Во времена СССР ЦСКА пользовался такой же популярностью, как «Спартак», привык к постоянным аншлагам. А теперь – такая пропасть. На мой взгляд, какой-то перелом произошел год-два тому назад», – считает двукратный олимпийский чемпион Евгений Зимин.


В нынешнем сезоне лишь три матча московских армейцев прошли при аншлагах: это игры с «Ак Барсом», СКА и новогодняя игра с «Йокеритом». Даже московские дерби против «Спартака» и «Динамо» не заинтересовали аудиторию: позорные 3762 зрителя на матче против красно-белых. В первом раунде розыгрыша Кубка Гагарина ЦСКА снова играет со «Спартаком», в команде с десяток олимпийских чемпионов, но вторая игра еле-еле заполнила половину дворца спорта. Впрочем, на старте Кубка Гагарина с интересом к хоккею плохо не только в Москве.

Когда некому шуметь. Так мало зрителей на плей-офф в Уфе ещё не было


В пример ЦСКА ставят два других московских клуба. Дескать, они не доминируют ни над кем в дивизионе, но болельщик постоянно ходит на них. Хотя еще пару лет назад, когда «Спартак» вылетел из КХЛ, все приняли эту новость с одобрением, ведь красно-белые не пользовались интересом. Однако годичная ссылка в бездну заставила новое руководство клуба сменить вектор работы со зрителем, к тому же у спартаковцев была приличная фан-база, а команда съехала из старых «Сокольников». Теперь «Спартак» – флагман Западной конференции по работе с болельщиками, наряду со СКА, естественно. В нынешнем сезоне красно-белые установили рекорд посещаемости в КХЛ.



В нынешней регулярке и «Спартак», и «Динамо» проводили игры в ВТБ Ледовом дворце, который вмещает 12100 зрителей. За 56 игр было зафиксировано два аншлага. Один из них команды организовали вместе решающей встречей 1 марта (11337 зрителей), второй произошел на матче «Спартак» – «Салават Юлаев» (11300 зрителей). Засчитываем как аншлаги, поскольку собрать 12 тысяч «Спартак» на этих играх не смог только из-за зон безопасности и не полностью заполненной квоты гостевых фанатов. Тем не менее, на играх «Спартака» четыре раза аудитория превысила отметку в десять тысяч. Собственно, оба этих клуба доминируют над ЦСКА в инфраструктуре, но даже КХЛ никак не заставит армейцев покинуть свой «сарай».

НА ЦСКА ХОДИЛИ ЛИШЬ ВО ВРЕМЯ МОСКОВСКИХ ДЕРБИ

На самом деле, причина непопулярности ЦСКА проста – клуб никогда не пользовался особой популярностью в Москве. Даже во времена СССР и гегемонии, ЦСКА практически всегда проигрывал по посещаемости «Спартаку», а иногда даже «Динамо». Ниже приведены таблицы самых посещаемых команд чемпионата страны за последние 50 лет.

Приведенный логотип для каждой из команд соответствует тому, который использовался в указанный сезон. К примеру, литера «Л» на щите в начале 70-х принадлежала ленинградскому СКА, до этого армейцы Невы играли со звездою. С белым ромбом играли в Челябинске, а в 1970 году второе место заняла «Сибирь».

Использованы данные сайта ice-hockey-stat.com. Подсчет средних показателей проводился самостоятельно


Аудитория московских команд всегда доминировала над остальными. Однако этот эффект достигался во многом из-за регламента соревнований. Например, в период с 1971 по 1974 годы в высшей лиге чемпионата СССР участвовали по девять команд, каждый клуб по четыре раза встречался друг с другом. В сезоне 1971/72 из девяти команд сразу пять представляли Москву: к классической «тройке» еще добавились «Крылья Советов» и «Локомотив». Вот и выходило, что половину всех матчей ЦСКА провел в столице, только по одному разу выезжая в Ленинград или Челябинск ради двух спаренных игр против СКА и «Трактора».

Безумная посещаемость московских команд была обусловлена огромным количеством принципиальных встреч и вместимостью ледового дворца в Лужниках, который был самым большим в стране и вмещал 14 тыс зрителей. Столичные команды поочередно играли на этой арене, не было никакой географической привязки команд.

Статистика же говорит, что встречи между московскими командами проходили при аншлагах, а вот приезды иногородних команд оставались незамеченными. К примеру, в сезоне 1972/73, перед которым была сыграна знаменитая суперсерия, на матчи ЦСКА приходило как 14 тысяч зрителей (против «Спартака»), так и всего 2 тысячи («Автомобилист»). Похожая ситуация у каждого клуба. Полные трибуны собирались только на принципиальных матчах. Как только регламент менялся, или количество региональных команд увеличивалось, посещаемость сразу же резко проседала.

Почему в футболе нет понятия support your local team, а в хоккее есть

В СССР хоккей любили, прежде всего, в регионах. На протяжении десятилетий наибольшая заполняемость арен была в Челябинске и Ленинграде. Будь в этих городах построены 14-тысячники, московские команды не доминировали бы в рейтингах посещаемости. Для примера, сравним посещаемость СКА в том же сезоне 1972/73: лишь в игре против «Торпедо» аудитория упала ниже шести тысяч зрителей. Из 16 домашних матчей 12 прошли при аншлаге. До этих цифр Москве было далеко.


В регионах народ действительно любил хоккей, но инфраструктура не позволяла показывать выдающиеся результаты. Собственно, неудивительно, что сейчас в Петербурге так много зрителей ходит на СКА. Еще 40 лет назад Ленинград был влюблен в хоккей, что передалось из поколения в поколение. Вложись руководство страны, например, в постройку арены на семь тысяч зрителей в Челябинске, сейчас бы на Урале думали о строительстве новой, куда более просторной арены. Но все средства уходили в ЦСКА.

КАК ХОДИЛИ НА ЦСКА ЗА ПОСЛЕДНИЕ 50 ЛЕТ?

У КХЛ прирост посещаемости. Малюсенький

ЦСКА и раньше не был популярной командой в Москве. Даже собирая лучших хоккеистов со всей страны, аншлаги на матчах армейцев случались только когда на арену приходило много гостевых болельщиков. И поэтому не стоит удивляться тому, что на «Спартак» в КХЛ ходят больше зрителей, чем на армейцев, ведь именно красно-белые были самым популярным клубом СССР.


Во времена, когда Вячеслав Фетисов играл за ЦСКА, заполняемость арены кое-как переваливала за 50%. В начале 80-х годов даже питерские армейцы обходили москвичей, однако во второй половине десятилетия случился коллапс столичного хоккея – резко упала посещаемость всех клубов, в итоге ЦСКА стал первым в Москве. Вот только и СКА, и даже усть-каменогорское «Торпедо» обошли базовый клуб сборной.

В 90-е годы на ЦСКА ходили во многом благодаря американскому маркетингу. Бренд «русские пингвины» внезапно выстрелил, ЦСКА доминировал по Москве, вот только кризис этого периода не миновал и армейцев. В итоге у нас оказалось сразу два ЦСКА, а в 2002 году был установлен, наверное, вечный антирекорд посещаемости хоккея в столице – 798 зрителей в среднем на матче.

В период КХЛ о посещаемости ЦСКА наслышаны все. Даже покупка Александра Радулова никак не увеличила посещаемость клуба в столице, хотя в сезоне 2015/16 был установлен рекорд – 4356 зрителей. После создания на базе ЦСКА «второго базового клуба» аудитория вообще резко снизилась, в то время как у «Динамо» и «Спартака» она увеличивалась. Руководство клуба обещает, что в следующем сезоне будет некий прорыв и о ЦСКА снова заговорят в положительном ключе.

Виктор Майоров
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
версия для печати
Оценка текста
+
1
-
читайте также
наверх