Говорят, «Тампа» была создана японской мафией для отмывания денег
Редакция «БИЗНЕС Online» рассказывает об одной из самых больших загадок в истории НХЛ – кто, как и зачем основал «Тампу Бэй Лайтнинг». По одной из версий, которая кажется правдой на бумаге, клуб Никиты Кучерова основала японская мафия для отмыва средств. Впереди достаточно много имен и событий - постарайтесь не потерять нить.
Тот, о ком вы узнаете ниже, является одним из множества версий того, кто основал хоккейную «Тампу». Множество имен, событий и даже государств перепутаны между собой. Верить этому или нет – решайте сами.
КАК ФИЛ ЭСПОЗИТО РЕШИЛ СОЗДАТЬ СВОЙ КЛУБ

Эта история начинается в 1989 году. Комиссионер НХЛ Джон Циглер решил вписать себя в хоккейную историю амбициозным проектом - он хотел расширить лигуна крупнейшие телевизионные рынки США. Так что не стоит сейчас думать, что только лишь с приходом Гэри Бэттмена НХЛ вцепилась в юг страны. 30 лет назад руководство НХЛ условилось расшириться с 21 до 28 франшиз за 10 лет.
Между тем, идея о создании собственного клуба пришла в голову Фила Эспозито. Ранее он работал в Нью-Йорке, где за его манеру подбирать состав прозвали «Traider Phil». Устав от постоянной критики болельщиков и журналистов, легендарный канадец принял решение покинуть «Рейнджерс» и переехать в южную, но перспективную Флориду. Он рассчитывал, что благодаря своему имени он сможет уговорить бизнесменов залива Тампа создать и поддержать новый хоккейный клуб.
В 1990 году Эспозито смог сформировать довольно группу инвесторов и подал заявку на вступление в НХЛ. Основные деньги в фонд поступали от семьи Притцкер, владеющая сетью отелей Hyatt. Всего же для одобрения франшизы НХЛ требовала от новых владельцев внушительный по тем временам вступительный взнос – 50 млн. долларов. Если переводить их в наши реалии, то из-за инфляции эта сумма сейчас равнялась бы 98 млн.
Дабы доказать лиге в том, что южная Флорида действительно может стать прибыльным хоккейным раем, Эспозито пригласил местных властей, бизнес и руководство лиги на выставочный матч между «Питтсбургом» и «Лос-Анджелесом». Эта игра вызвала небывалый интерес у жителей города, до тех пор видевших дуэли между Уэйном Гретцки и Марио Лемье лишь по телеэкранам. За участие в этом матче Эспозито предложил каждой команде по сто тысяч долларов, как он заявил, это были все его накопления, он ставил все ради своего успеха.
Матч как удался, так и провалился. С одной стороны, на игре присутствовало 25 тысяч зрителей, что долгое время было рекордом в североамериканском хоккей. С другой же, вывеска обманула всех пришедших – Лемье не приехал. Разъяренный Эспозито в ответ выплатил около 30 тысяч долларов «Питтсбургу», пообещав, что больше никогда не свяжется с «пингвинами».
Однако эта игра сыграла злую шутку с проектом канадца. Присутствовавшие на игре местные бизнесмены также осознали, что Тампа – отличное место для хоккея, и решили создать собственную франшизу. Для того, чтобы осадить Эспозито, они предприняли серьезный шаг – договорились с местной ареной на эксклюзивное использование. Фактически, проект «Лайтнинг» остался бездомным.
ПРОБЛЕМЫ У «ТАМПЫ» БЫЛИ С ПЕРВЫХ ДНЕЙ ЗАДУМКИ
Эспозито решился идти в атаку. Сперва он собрал огромную пресс-конференцию, собравшую журналистов со всей страны, чтобы сообщить, что местная арена для хоккея отвратительна. Да, это звучит смешно – человек, который популяризовал хоккей на юге США, организовал матч между звездами и был главным претендентом на этот самый дворец, вдруг сообщил, что арена-то паршивая и его команда никогда не сыграет там. Эспозито рассчитывал, что каждый хоккейный болельщик будет поносить клуб конкурента, если он-таки будет создан.
Следом, после этой конференции, Эспозито познакомился с молодым чикагским брокером Марком Ганисом. В их голове созрел отличный план – Ганис открывает на свое имя компанию Tampa Coliseum Inc., в чью собственность входит новая арена, которую Эспозито обещал построить для «молний». Проект уже был разработан, НХЛ, в свою очередь, весьма заинтересовалась тем фактом, что у новой флоридской команды будет одна из самых лучших арен страны. Но тут вышел большой конфуз, давший старт череде нелепых событий. Притцкеры вышли из игры, и у клуба теперь не было 50 миллионов для взноса. А до дедлайна оставалось четыре месяца.
Ладно, у них были еще хоть какие-то деньги, так что Эспозито мог ими козырять при новых инвесторах. Вдруг из Англии в Тампу приходит звонок – от некого Ангуса Чарльза Дрого Монтегю, представившегося сказочно богатым 12-ым герцогом Манчестера. Нет, это не персонаж «Игры престолов» и не шутка. Человек с таким именем замыслил вложиться в новую франшизу, пообещав выписать Эспозито кредит на 25 млн. фунтов. Довольный Эспозито растрезвонил об этом своим деловым партнерам, он был очень счастлив. Казалось, что теперь у них есть вступительный взн…
Это были аферисты. Не было никаких 25 миллионов у таинственного герцога, и не только «Лайтнинг» попались на его махинации. В 1996 году Монтегю арестовали, а потом посадили на три года, из которых он отсидел два с половиной. Его депортировали из США, навсегда запретив посещать страну. Да, именно такие личности встречались в «Тампе» на заре ее создания. А фонд Эспозито, тем временем, трещал по швам – после массового исхода инвесторов на его счету остались крохи - 50 тысяч долларов, а до дедлайна - 2,5 месяца.
ДЕНЬГИ НАШЛИСЬ… В ЯПОНИИ
Обезумевший от горя Эспозито осознал, что раз «герцог» не способен решить его проблемы, то их решит «граф». В игру вступил Дэвид Лефевр. За ведение сделок его прозвали «Графом Дракулой», у него была репутация крупного нью-йоркского адвоката, который выступал посредником в прошлых сделках со спортивными франшизами. Ранее он заключил успешную сделку между бейсбольным клубом «Нью-Йорк Янкиз» и крупной японской компанией. Да, главным «коньком» Лефевра были обширные контакты с японским бизнесом. Поэтому никого не удивляло, что он уговорил Эспозито, что именно японцы могут предоставить канадцу 50 миллионов.
Лефевр в течение этого времени только и делал, что разъезжал по Японии. Он встречался со многими авторитетными компаниями, но почти все их представители даже не слышали о хоккее. Все что он смог найти – это около 20 млн. долларов от двух компаний. Эспозито пришлось лично лететь на Дальний Восток.
Но тут Лефевр сообщает начальству о том, что нашел заветные миллионы. По неподтвержденным слухам, адвокат вышел на компанию Kokusai Green, которая предложила ему встретиться и обсудить проект. Но не в офисе, нет. А в ночном клубе во время стриптиз-представления. Японцы информировали иностранного гостя о своем статусе крупных в стране владельцев курортов, отелей и гольф-клубов. И, разумеется, нескольких стриптиз-баров. Десятков. В ту же ночь, на барной стойке было подписано соглашение между Эспозито и японцами. Главным в Kokusai Green был Йошио Накамура.
ОТ ЭСПОЗИТО ОТВЕРНУЛИСЬ АМЕРИКАНСКИЕ ИНВЕСТОРЫ
Эспозито и его фонд триумфально вернулся в США, рассказывая, что когда он говорил японцам «hockey», они слышали лишь о желание навернуть ему немного «sake». Американская делегация не просыхала все это время, что была в Токио, шляясь от одного бара Накамуры до другого. Так что в Тампе их ждало не только похмелье, но новость, что те две японские фирмы, давшие почти двадцать миллионов, решили выйти из игры. Проект Эспозито вновь остался без денег. Лефевр попросил того не волноваться, поскольку Накамура пообещал познакомить его со своими друзьями, так же заинтересованных в инвестировании «Тампы».
Эспозито попросил руководство НХЛ разделить взнос на три части, ссылаясь на невозможность прямой транзакции из Японию в США. НХЛ пошла на встречу. Руководители потенциальной франшизы должны были сперва заплатить 5 млн. долларов, а оставшиеся 45 поделены на двое. На каждый взнос дан один месяц.
Между тем, Лефевр пригласил в проект Джорджа Штейнбреннера - владельца «Нью-Йорк Янкиз». Ранее он помог ему найти спонсоров как раз таки в Японии. Такой инвестор делал «Молний» привлекательными в глазах общественности, хотя, судя по данной теории заговора, он был лишь номинальным лицом, поставленным с целью сокрытия истинных инвесторов и владельцев новой франшизы. Штейнбреннер считал, что именно Накамура теперь владеет «Тампой», но после того, как его японские партнеры сообщили о нем кое-какую информацию, американский бизнесмен тотчас потребовал, чтобы его имя «вывели из игры».
Подошло время первого взноса в 5 миллионов, а на счету у «Тампы» было 1,5 миллиона долларов. Лефевр же сообщил, что нет проблем, и каким-то образом достал необходимые 3,5 миллиона. Говорят, что ему помог знакомый брокер за 350 тысяч долларов и ящик бургундского вина. Но тут уже на носу выплата в 22,5 миллиона, а у клуба на счету всего лишь 12. И они, естественно, пропустили эту оплату, что уменьшило шансы на вступление в лигу. Но Эспозито и здесь изощрился – обвинил законодательство и налоговые службы США, видите ли, они препятствуют переводу японских средств в его фонд.
ПРЕДЫДУЩИМ РУКОВОДСТВАМ НХЛ БЫЛО ПЛЕВАТЬ НА ЗАКОННОСТЬ ДЕНЕГ
НХЛ согласилась отсрочить выплату только при одном условии – клуб официально станет владением японцев, а за Эспозито не остается права на принятие финансовых решений внутри организации. И Фил пошел на это – он был готов пойти на все ради «Тампы». Поэтому владельцем команды официально стал некий Такаши Окубо, о котором никто тогда ничего не слышал. Медленно, но взносы пришли, и НХЛ объявила, что «Лайтнинг» стал новым клубом лиги.
Единственный, кто был несколько обеспокоен подобной сделкой, – это Джон Макмаллен, владелец «Нью-Джерси». Все руководство НХЛ интересовалось исключительно теми 50 миллионами долларов, но не способом их получения. И данная часть нашей версии о заговоре, безусловно, правдива: он ней и о возмущениях Макмаллена писал бывший комиссионер НХЛ Гил Штейн. В своих мемуарах он также сообщил о том, что в «Нью-Джерси» сразу заподозрили неладное, узнав об участии в сделке Лефевра. Макмаллен ненавидел его, он знал о всех его нью-йоркских грехах.
К тому же, именно после скандала с японскими инвестициями и «Тампой» Макмаллен начал борьбу против комиссионера Циглера, что привело к отставке последнего. После шести лет «безвластия» в НХЛ пришел Гэри Бэттмен, который не только продолжил расширение лиги на юг, но и вовлек в организацию иностранный капитал. Правда, уже не такой таинственный. На тот момент всем было плевать, откуда «Тампа» получила свои 50 млн. долларов.
Между тем, во Флориде Марк Ганис уже спроектировал, распланировал и нашел финансирование новой арены клуба. Деньги поступали из банка, расположенного на Фиджи. Японцы, вложившиеся в клуб, решили убрать Ганиса из игры, поставив на роль управляющего нового дворца… Дэвида Лефевра. Разъяренный Ганис после такой подставы улетел на Фиджи и сообщил, что Эспозито и его окружение создает на деньги банка преступную группировку.
Банк же, заручившись словами Ганиса, обратился к японцам с просьбой предоставить им финансовые гарантии того, что все кредиты будут возвращены в срок. Естественно, что японцы не смогли показать ничего, что походило бы на законный бизнес, так что финансирование строительства новой арены прекратилось. «Тампа» во второй раз осталась бездомной, что привело к постоянным переездам клуба с одного берега залива на другой.
Команда начинает свое выступление в НХЛ, но с каждым месяцем ситуация становится все хуже и хуже. После первого сезона команда смогла заработать девять миллионов евро, отправленные позже в Японию. Ожидалось, что это увеличит бюджет команды, но на деле японцы уменьшили его, сославшись на то, что американцы неправильно расходуют средства. Но больше всего как клуб, так и НХЛ злила проблема с новой ареной. Так уж получилось, что новая арена «Тампы» была построена на деньги штата, соответственно, налогоплательщики требовали, чтобы Kokusai предоставил все необходимые данные о себе. Японцы долго медлили с этим.
КЛУБ ПРОДАЛИ, ЯПОНЦЫ ИСЧЕЗЛИ

Forbes сообщал, что к 1994 году долг команды составил уже 236% процентов от возможной стоимости франшизы. Франшиза вообще никак не могла заработать, посещаемость команды упала до 10 тысяч зрителей, а цены на билеты были самыми дешевыми в лиге. Для сравнения, и сегодня это издание считает, что долг в 50% катастрофичен для бизнеса и ведет к банкротству. Между тем, Ганис и предыдущие инвесторы подали против клуба множество исков, в одном из которых они сообщили, что этот самый Окубо – японский мафиози, использующий команду для отмыва средств.
После того, как бывший партнер Эспозито поехал в Японию для наведения справок, выяснилось, что в местных гольф-клубах никогда не слышал о Kokusai Green, которая якобы работает на полях для гольфа стоимостью в сотни миллионов долларов. В действительности, эта фирма даже не входила в число десяти (!!!) тысяч самых крупных компаний страны или в 500 (!!!) самых больших гольф-операторов. И эта часть описываемой теории о заговоре тоже правда.
Вскоре, после скандалов в США, владельцы «Тампы» решили продать франшизу фонду Art Williams за сто млн. долларов. После чего Окубо и Kokusai Green навсегда покинули рынок США. Гэри Бэттмен, после того как стал комиссионером НХЛ, был очень заинтересован всем этим процессом. Он нанял несколько фирм для оценки долгов клуба, и все они сошлись на том, что финансовая ситуация в клубе на момент «японского правления» была устрашающей. В 1998 году Бэттмен полетел на Олимпиаду в Нагано, чтобы, среди прочего, наконец, разыскать Окубо. Однако его не оказалось в стране.
НХЛ начала опрашивать многих, кто лично знал Окубо. Таких было не так уж много. Ряд из них сообщили, что Окубо тесно связан с японской мафией, иные не сообщили ничего, так как были убиты. Как, например, бывший вице-президент «Тампы» Крис Филлипс. Также пропал и Накамура, о котором никто после продажи «Тампы» не слышал.
Также неизвестно, чем закончилось дело Ганиса против «Тампы», так как оно оказалось засекречено правительством США. Фил Эспозито, адвокаты клуба, а также все лица, причастные к «токийской делегации» сообщают, что они только лишь получили деньги и никогда не видели Окубо. Да и сама компания Kokusai Green кроме как историей с хоккейным клубом больше ничем неизвестна. По документам, предоставленным Ганисом, известно, что Окубо принадлежат миллиардные счета в банках, бизнес в Германии и Корее. Но никто и никогда не видел там этого японца.
ЧТО ТАКОЕ ЯКУДЗА?
Организованная преступность в Японии, обычно называемая «якудза», контролирует жизнь населения практически во всех сферах – коммерческой, политической, а также правоохранительной – путем запугивания людей и принуждения их к выполнению целей криминальных боссов. Японская организованная преступность контролирует индустрию развлечений и, таким образом, способствует вербовке женщин со всего мира для коммерческой эксплуатации в разнообразных местах предоставления сексуальных услуг в Токио, Осаке, Иокогаме и во многих других городах.
В чем же дело? Зачем такой мутной компании вдруг оказался нужен хоккейный клуб? На самом деле, это типичная история с отмыванием денег в стране. Якудза - японская мафия - покупала поля для гольфа по всему миру на свои преступные деньги. После чего на курорте устанавливались громадные цены на билеты и обмундирование, но по документам каждый день на них был аншлаг. После такого «курортного сбора» уже очищенные средства возвращались в Японию, и ни у кого не возникало вопросов по поводу этих средств, так как они были получены заграницей. После чего «инвесторы» продавали клуб, иногда даже практически за бесценок. Весь этот процесс в своей книге описали американские журналисты, так что это тоже правдивая часть для версии о японском заговоре.
Безусловно, прямых доказательств того, что «Тампа» заинтересовала японскую мафию для отмыва средств, нет. Но все косвенные факты указывают на это. Исходя из этой теории, якудза, узнав от Лефевра о новом клубе, решила использовать его так же, как и другие свои проекты в стране. Но не учла того, что клуб может стать «бездомным». Все-таки, это не недвижимость. И если гольф-клубы уже были построены до японских инвестиций, то «Тампа» только лишь собиралась строить свою арену за счет фиджийского банка. И лишь упрямство Марка Ганиса спасло НХЛ от главного позора в истории.
Никто не отрицает того, что сам клуб был запущен на японские деньги. Однако если другие спорные моменты в истории НХЛ, например, намеренная передача первого пика драфта в 2005 году «Питтсбургу», где клуб выбрал Сидни Кросби, ничем не подкреплены, кроме как недовольными комментариями в Интернете, то японские владельцы «Тампы» до сих пор остаются одной из самых больших загадок американского хоккея. Никто не знает кто они, НХЛ же никак не комментирует любую информацию о них. Все это дает огромное поле для конспирологии. Верить же в это или нет, решать вам.