комментарии 1 в закладки

«Я знаю Ильзата с 10 лет, он был щуплым, но техничным». Он отвечает за образование Ахметова, Набиуллина, Билялова

erid:

Из этого интервью вы узнаете, как обучаются профессиональные футболисты и хоккеисты.

Много лет Валерий Поканинов руководил футбольной школой «Лада-Тольятти», а до этого сотрудничал с известной академией им. Коноплёва. Сейчас специалист возглавляет кафедру теории и методики футбола и хоккея Поволжской академии спорта. Через него проходят известные футболисты и хоккеисты, которые учатся в главном спортивном вузе Поволжья и готовятся к работе тренерами. Некоторые из них представляют сильнейшие клубы России и национальные сборные страны.

Валерий Поканинов (в центре) / фото: пресс-служба Поволжской академии спорта


«У Ильзата Ахметова есть индивидуальный график, по которому он обязан приехать на сессии. Когда необходимо его присутствие, он приезжает. В январе он приезжал к нам и сдал экзамены. Ильзат очень исполнительный студент», – говорит Поканинов про полузащитника сборной России и дипломника вуза. Преподаватель академии хорошо общается с каждым студентом-профессионалом, но с Ахметовым он знаком более 10 лет.

«АХМЕТОВУ ПОВЕЗЛО ОКАЗАТЬСЯ В УДОБНОЙ СРЕДЕ. ПОХОЖЕЕ СЕЙЧАС У ВОСПИТАННИКОВ «РУБИНА»

– Вы же его знали еще до академии. Сразу стало ясно, что из него получится большой футболист?

– Да, это было когда я еще работал в Тольятти, а ему было 10 лет. Он представлял академию Коноплёва, а я возглавлял школу «Лады». Ильзат был щуплым, но отличался высокой техникой и трудолюбием. У них был сильный год в академии, но пока из той команды заиграли только Ахметов и Ваня Злобин, который сейчас во второй команде «Бенфики». К становлению Ахметова как футболиста есть немалая заслуга «Рубина» и лично Курбана Бердыева.

Ему повезло попасть под своего тренера в ЦСКА во время перестройки команды. Если бы у армейцев осталось прежнее поколение, ему было бы намного сложнее показать себя. Его, Облякова, Чалова и других вынужденно ставили, но ребята воспользовались шансом и смогли раскрыться. Потенциал у них огромный.

Конечно, Ахметов – талантливый футболист, которому повезло оказаться в удобной для себя среде. В нашем футболе это очень важно. В «Рубине» тоже во многом повезло ребятам 2000 года рождения оказаться в основе, но они не портят картины, а прогрессирует, принося пользу и себе, и родному клубу.

Ильзат Ахметов / фото: Сергей Елагин, БИЗНЕС Online


– Вы работали в академии Коноплева и «Ладе». Не мешало такое соседство двум большим школам в одном городе?

– Надо понимать, что Тольятти самый большой нестоличный город России по населению. Мы органично жили друг с другом, у нас была конкуренция, чего нет, например, у «Зенита», «Краснодара», «Рубина». Они вынуждены искать соперников в других городах, выезжать в Москву. Мы же постоянно создавали конкурентную среду для своих игроков. Я поработал и там, и там, поэтому могу сказать, что в Тольятти была очень сильная школа для футболистов. Игроки с каждым годом переходили от одного тренера к другому, получая новые футбольные знания в каждом возрасте.

Да, академия Коноплёва постоянно перехватывала у нас игроков. В «Ладе», например, начинал Станислав Крицюк, но кто знает, смог бы он дорасти до уровня клуба РПЛ и сборной России, если бы не ушел тогда.

– Вам не грустно сейчас видеть, как и «Лада», и академия Коноплёва, давшие большое количество профессиональных футболистов, вынуждены жить в бедствующих условиях?

– Я уехал четыре года назад из города, и уже тогда было очевидно, что у юношеского футбола там большие проблемы. Ушли многие менеджеры, тренеры из «Лады». Может, это сыграло не в пользу школы. Финансовые условия и тогда были не очень, а сейчас еще хуже.

То же самое у академии Коноплёва. Евгений Савин хорошо это показал в одном из своих выпусков. Люди понимали, зачем им туда ехать. Предлагались отличные условия для работы, а сейчас этого нет. Осталась «Лада-Тольятти», играющая во втором дивизионе своими воспитанниками. В ней у меня сейчас выступает мой сын Антон и дипломник нашей кафедры. Но сложно предположить, что ждёт команду уже в следующем сезоне.


– Работая в Тольятти, вы видели массу звёзд нынешней премьер-лиги. Они уже тогда были на высоком уровне?

– Да, потому что там был не набор, а отбор. Причем жесточайший. Их отсматривали специалисты, методисты, сравнивали с другими ребятами. Тренировали их в том числе и иностранные специалисты. А юные футболисты стабильно выезжали на международные турниры, набираясь опыта. С таким подходом в работе в стране будут появляться футболисты высокого уровня. Возможно, когда-нибудь мы также будем отбирать футболистов для команды академии и заявляться на профессиональные турниры.

«У НАС УЧАТСЯ ФУТБОЛИСТЫ ИЗ «РУБИНА», «ЗЕНИТА», ЦСКА»

– Кто из студентов академии, как Ахметов, сейчас заявляет о себе?

– В прошлом году к нам на первый курс поступили Данил Степанов и Раиль Абдуллин, которые уже выступают за основную команду «Рубина». Также у нас учатся ребята из молодежной команды Романа Шаронова – Александр Циберкин, Никита Макаров, Тагир Хисматуллин и еще несколько игроков. В сборных разных возрастов играют Абдуллин, Макаров, Яковлев. Ну и наша главная звездочка – Ильзат Ахметов игрок главной команды России.

Данил Степанов / фото: Сергей Елагин, БИЗНЕС Online


– Они обязаны выступать за академию спорта на студенческих турнирах?

– Раз человек обучается у нас, ему нужно представлять академию. Профессиональные футбольные клубы, а это «Рубин», «Зенит», ЦСКА, «Мордовия», «Торпедо», КАМАЗ, «Нефтехимик», «Лада-Тольятти» и другие относятся к этому с пониманием и по возможности идут нам навстречу.

– В хоккее всё так же?

– У нас 29 профессиональных хоккеистов. Есть студенты, которые играют в Канаде, Латвии, «Ирбисе», «Нефтехимике», «Барысе» и других командах. Есть и сборники. Даниил Журавлев, Амир Мифтахов стали бронзовыми призерами чемпионата мира среди молодежных сборных, а Владислав Веселов чемпионом зимней Универсиады в Красноярске. Но по правилам СХЛ (студенческой хоккейной лиги, – ред.) играть в ней профессионалы не имеют права.

– Общаетесь с будущими работодателями для ваших выпускников?

– У нас есть соглашение с Академией хоккея «Ак Барс» имени Моисеева. Недавно встречались с директором академии Еленой Рихерт и обсудили вопросы о внедрении инновационных методик, чем занимается академия хоккея. Сейчас мы делаем шаги в организации открытых занятий для студентов. В эти дни для студентов третьего и четвертого курсов методический семинар проведет заслуженный тренер России Игорь Захаркин. Мы хотим, чтобы нашим ребятам показали начальный этап подготовки, учебно-тренировочный и этап спортивного совершенствования, а также как строится методика в перечисленных группах.

Игорь Захаркин перед хоккеистами Академии хоккея «Ак Барс» / фото: Сергей Елагин


Мы с этого хотим начинать нашу работу. Затем уже планируем переподготовку кадров, внедрение методик, которые сделают наших студентов востребованными на рынке для академий уровня «Ак Барса». Сейчас Поволжская академия отправляет на практику наиболее подготовленных студентов в школы академии хоккея. Кроме школы самого «Ак Барс», туда ещё входят школы «Нефтяника» из Альметьевска и казанское «Динамо». Например, в этом году пять студентов были направлены в СДЮШОР «Ак Барс». Там к нашим ребятам присматриваются. Это реальная и выполнимая история, что Поволжская академия спорта может подготовить тренеров для Академии хоккея «Ак Барс».

«В СИСТЕМЕ «РУБИНА» РАБОТАЮТ ЧЕТЫРЕ НАШИХ СТУДЕНТА»

– Раз они получают практику у потенциальных работодателях, для чего студенты играют в студенческой хоккейной лиге и национальной студенческой футбольной лиге? Это же большие траты для академии...

– Соревновательная среда формирует специалиста. Наш ректор Юсуп Якубов постоянно об этом говорит. Студенту нужно понимать суть вида спорта, а без этого не достичь педагогического мастерства. Выезжая на соревнования в различные города России, мы представляем как академию, так и нашу республику.

– Нужна такая практика за немалые средства?

– Это необходимо в современных реалиях. Месяц назад проходило заседание совета по развитию физической культуры и спорта. На нем перед Владимиром Путиным спикеры говорили о важности поддержания студенческого спорта, а особенно про студенческие соревнования. Президент назвал это одним из приоритетных направлений для страны.

Иван Данильянц / фото: Сергей Елагин, БИЗНЕС Online


У нас ведь главная задача – привлечь как можно больше людей к занятию физической культурой. А в студенческой среде сделать это просто необходимо. Мы можем не быть спортсменами. Примеры с Ахметовым, Набиуллиным или Абдуллиным – это редкий случай. Но в остальном мы в состоянии давать своим студентам возможность заниматься спортом и затем остаться в нём на всю жизнь.

– Хоккейная академия интересуется студентами. Как дела с «Рубином»?

– Сейчас у нас также подписано соглашение о сотрудничестве с «Рубином». В этому году в академии «Рубина» прошли педагогическую практику 37 студентов третьих  -четвертых курсов. Они четко прочувствовали, что это такое. Мы на связи с Иваном Данильянцем, общаемся о работе наших студентов. Сейчас в их системе работают два человека с четвертого курса и двое курсом младше.

С этого года у нас открывается магистратура по направлению спортивная аналитика и функциональная подготовка. Если появится интерес у наших профессиональных клубов, то мы с удовольствием будем идти навстречу.

– Почему вообще объединены футбол и хоккей?

– У Поволжской академии изначально была кафедра теории и методики спортивных игр. Она объединяла четыре вида: волейбол, баскетбол, футбол и хоккей. Летом прошлого года руководство приняло решение сделать более специализированные кафедры, чтобы были направление подготовки специалистов в области этих видах спорта. С 1 сентября у нас появилась кафедра теории и методики хоккея и футбола. Эти виды спорта всегда идут бок о бок. В советское время футболисты зимой играли в хоккей и везде становились чемпионами. Может, в перспективе мы разовьем специализированные кафедры под каждый вид спорта.

– К чему они готовятся?

– Выпускники могут работать в области физической культуры и спорта, быть тренерами. У нас учится 146 футболистов, 117 студентов на хоккее. Традиционно на эти направления всегда большой конкурс. В том году к нам подали заявление 88 человек на специализацию футбол.

«В ЭТОМ ГОДУ МЫ ВЫПУСКАЕМ БИЛЯЛОВА, АХМЕТОВА, НАБИУЛЛИНА. ВСЕГДА С НИМИ НА СВЯЗИ»

Тимур Билялов / фото: Михаил Бормин, БИЗНЕС Online


Реально ли из студенческого футбола перейти в профессиональный?

– У нас есть случай с Сергеем Панюговым. На третьем курсе обучения его подписала «Носта» из Новотроицка. Был пример с Артуром Гилязетдиновым. В прошлом году он выпустился, а на четвертом курсе подписал контракт с «Анжи-Юниором». Сейчас Артур выступает за «Нефтехимик», который готовится к выходу в ФНЛ. Эти ребята показали на себе, что из студенческого футбола можно попасть в команду мастеров, хотя в основном бывает наоборот.

Есть пример американского студенческого спорта, как вокруг вузов целая индустрия спорта. Ребята оттуда уходят в клубы НХЛ, НБА. Развитие студенческих лиг и спорта в целом потихоньку продвигает наши начинания в стране к такому уровню. В футбольной лиге изначально было 5 - 6 команд, сейчас их уже в разы больше.

– Как академия работает с профессиональными спортсменами? Известно, что на третьем курсе за неуспеваемость отчислили чемпиона России Соломона Кверквелию. Подобное может повториться?

– Не могу комментировать то, что было не при мне. Сейчас у нас такое трудно представить. При этом у нас учится 30 профессиональных футболистов, и никто за них не просит, я с их зачетками как заведующий кафедрой не бегаю. Мы ценим ребят, которые пошли в профессиональный спорт, помогаем, но надо ими заниматься.

Сейчас на факультете спорта ректор ввел должность заместителя декана по взаимодействию со спортсменами высокой квалификации. У нас 19 специализаций, везде есть профессионалы. Теперь с ними будет вестись более плотная работа. Я сам всегда на связи с ребятами. У нас в этом году выпускаются Тимур Билялов, который играет в рижском «Динамо». Те же Эльмир Набиуллин и Ильзат Ахметов.

Как они учатся?

– Возьмем Ахметова. У него есть индивидуальный график, по которому он обязан приехать на сессии. Еще у нас есть система дистанционного обучения, которая позволяет студенту зайти в нее в любой точке мира и выполнить задание. Когда необходимо его присутствие, он приезжает. В январе он приезжал и сдал экзамены. Про Ахметова могу сказать, что он очень исполнительный студент. Пользуясь случаем, приглашаю выпускников для обучения в нашей академии.

Данил Зайнуллин
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
версия для печати
Оценка текста
+
0
-
читайте также
наверх