комментарии 13 в закладки

«Трансфер ребёнка может пройти в кофейне или супермаркете». Он нашёл Капризова и знает всё о детском хоккее

erid:

О «липачах», юном таланте «Салавата» и драфте юниоров.

Один из самых успешных детских скаутов России Вячеслав Ренёв до недавних пор работал в «Салавате Юлаеве». В своё время он перевёз из Новокузнецка в Уфу Кирилла Капризова. Также он один из тех, кто сумел подвести к основному составу нападающего Родиона Амирова, который возглавляет список лучших бомбардиров «Салавата» в это межсезонье. Кроме того, Ренёв рекомендовал главному тренеру юниорской сборной Сергею Голубовичу форварда «Толпара» Александра Пашина несмотря на его маленький рост (172 см), сегодня это лидер сборной России-U18.

После смены руководства уфимского клуба в январе 2019 года Ренёв покинул систему «Салавата Юлаева». Сегодня он селекционер Академии «Авангарда», которая вот-вот получит собственный ледовый спортивный комплекс.

В большом интервью «БИЗНЕС Online» Ренёв рассказал о том, сколько стоит трансфер ребёнка из одной спортшколы в другую, как переговоры могут стать предметом шантажа для родителей и можно ли из Ночной лиги попасть в КХЛ.

Вячеслав Ренёв / фото: официальный сайт Салавата Юлаева


КТО ТАКОЙ СЕЛЕКЦИОНЕР

С Ренёвым мы встретились на предсезонном молодёжном турнире в Уфе. В это время на льду «Толпар» и «Реактор» дубасили друг друга , набрав под 300 минут штрафа, а мы пытались выяснить кто такой селекционер и чем он отличается от скаута.

– Работа скаута – теоретическая, – объясняет Вячеслав Ренёв. – Он узнаёт об игроке все его игровые и личные характеристики, доносит эту информацию генеральному менеджеру. Тот уже дальше думает, как игрок будет расти, развиваться. У меня, как у селекционера, задача обработать всю эту информацию и достать игрока из другого клуба. Нужно знать всё, чем живёт человек. Может быть, у него случился конфликт в школе или у родителей конфликт с тренером. Это всё может сказать. Пример – ситуация с Семёном Чистяковым. Мы целый год работали в этом направлении. Только у него случился конфликт с «Трактором», мы его перевезли в Уфу.

– Отношения игрока с тренером – это же нюансы.

– А сколько должно быть аргументов, чтобы человек взял и всё поменял в своей жизни? Допустим, здесь у него всё складывается хорошо, он живёт дома, рядом родители, это ведущий игрок в школе по своему возрасту. Ты должен найти аргументы, доказать, что в другом месте ему будет лучше. Переговоры идут годами и здесь важна каждая мелочь. Переходы в детском хоккее же нужны не только клубам, но и детям. Часто переход только способствует развитию игрока.

– Работа селекционера заканчивается переходом?

– Пока ты ведёшь с ними переговоры, ты становишься для них почти членом семьи. Родители доверяют тебе такие вещи, которые не доверят агенту или тренеру. Когда парень переехал, всю ответственность за него несёт селекционер, который привёз игрока. Именно ему будут звонить родители, интересоваться бытом, хоккейными делами. До сознательного возраста ты постоянно присутствуешь в их жизни. Вплоть до того, что ищешь им репетиторов, когда они не могут сдать экзамены в школе.

– Ваша зарплата складывается из гонораров?

– Это абсолютно фиксированная зарплата. Моя работа – не коммерция. 

– Что дают вам предсезонные турниры?

– Любой турнир, любого уровня даёт много. Качество нашей работы зависит от информации. В любом месте, где собралось больше двух хоккейных людей, ты получишь какую-то информацию. А трансфер может произойти в кофейне или супермаркете. 

– У вас есть конкретные задачи на турнире?

– Получить информацию.

– Приезжаете в другой город инкогнито?

– Меня во всех клубах знают, как я могу приехать инкогнито?

– Клубы же понимают, что если приехал Ренёв, значит, может кого-то увезти.

– Не я один такой, селекцией занимаются все клубы, специалистов хороших много.

– Как складывается ваш рабочий день по ходу турнира?

– Весь день находишься на стадионе, смотришь матчи, общаешься с родителями, игроками и тренерами. 

ЧЕМ АКАДЕМИЯ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ДЮСШ

В последние годы в России всё чаще открываются хоккейные академии. Осенью новый ледовый спорткомплекс должна получить Академия «Авангарда». Подобные уже работают в Казани, Ярославле и Екатеринбурге.

– Академия – это же не только сооружение, а вся система. В ней созданы все условия для комфортного обучения, проживания, питания, восстановления и так далее. Для детей это очень важно. Даже когда ты привозишь в спортшколу взрослого самостоятельного парня из другого города, проходит месяц и он хочет домой, к маме, к папе. Мы его вырываем из зоны комфорта и переселяем в интернат. Это в наше время, что дома была тумбочка у кровати, что в интернате. Сейчас у ребят совсем другие условия проживания. И в интернате им нужно создать условия не хуже.

Хоккейная академия в Омске / фото: пресс-служба Авангарда


– От школы чем отличается?

– В академии более профессиональный подход ко всему. Начиная с методики. Оборудование, медицинский центр, даже общеобразовательная программа. Когда ребёнок уезжает с командой в поездку на пять-шесть дней, он в учёбе сразу плавать начинает, потому что одноклассники уходят дальше. Здесь есть возможность более гибко подходить к образованию, остановились на какой-то теме, после возвращения продолжили с неё же. 

– Приглашать игроков с открытием академии станет проще?

– Конечно. Одно дело предлагать те же условия, что у них есть дома, только без дома и без родителей, и совсем другое – привозить в академию, где они в тапочках из номера могут приходить на тренировку… Это же дети, а не состоявшиеся спортсмены, здесь мелочи ещё важнее.

– Вы сказали, что академия – это не сооружение, значит можно создать её на базе уже существующей инфраструктуры.

– Можно хоть что, но в идеале – так, как в Омске. Чем комфортнее условия, тем лучше ребёнок будет играть в хоккей. Когда ничего не отвлекает. Одно дело ты пришёл в зал, потягал железо, которому 50 лет, и совсем другое, когда у тебя профессиональное оборудование и с тобой занимается специализированный тренер по физподготовке.

– В Казани хотят отправлять старшие возраста в Москву, потому что в регионе низкая конкуренция. 

– Конечно, чемпионат Москвы другого уровня, туда съезжаются ребята другого уровня. Но после чемпионата Москвы следующим идёт первенство Урала, и «Авангард» 2003 года в этом году стал чемпионом России. Если уйдёт «Ак Барс», то с остальными что будет? Первенство станет ещё слабее. 

– Дело даже не в «Ак Барсе». Насколько это правильная практика?

– У нас ребята в регионах и так появляются. Это не глобальная проблема.

СКОЛЬКО СТОИТ ПЕРЕХОД РЕБЁНКА ИЗ ОДНОЙ СПОРТШКОЛЫ В ДРУГУЮ

– Насколько сложно юридически перевести ребёнка из одной школы в другую?

– Это всё регламентировано. Если за парня нужно заплатить компенсацию, то ты её просто платишь. Да, есть риск ошибки, но для того и нужны специалисты – скауты, селекционеры.

– Кто устанавливает размер компенсации?

– Это всё есть в регламенте ФХР, там все года прописаны.

– То есть, нет привязки к таланту игрока?

– Только возраст.


– А если другая школа против?

– В случае оплаты компенсации, всё зависит от решения родителей. Это же несовершеннолетние ребята, родители принимают за них решение. Как селекционер ты должен нести ответственность за каждого пацана. Если ты один раз ошибся, второй раз ошибся, то тебя никто должно держать не будет.

– Когда попадаешь, премии есть?

– Нет, это не коммерческая должность. Это образ жизни.

О «ПЕРЕПИСАННЫХ» ИГРОКАХ

Год назад в Уфе в местной хоккейной школе прогремело так называемое «дело о липачах». Управление экономической безопасности и противодействию коррупции МВД по Республике Башкортостан, расследовало дело, которое могло завершиться серьёзным прецедентом. Поимкой «переписанных» детей – юных хоккеистов, в чьих документах были изменены даты рождения на один-два года, чтобы выделяться среди сверстников. Однако, следствию не хватило доказательной базы и история ни к чему не привела. 

Ренёв считает, что проблема «переписанных» детей связана исключительно с обиженными родителями, чьи дети не могут пробиться в основной состав по своему возрасту.

– Год назад нам в редакцию писали родители, которые жаловались на «переписанных» игроков. После текста пошли сообщения со всей страны.

– Это проблема отдельно взятых родителей, к школам она не имеет никакого отношения. Если бы я взял, скажем, троих, отвёл бы их в паспортный стол, переписал и они бы у меня играли, то другое дело. Как это работает на деле? К тебе в школу пришёл ребёнок, сдал документы, ты его принял. Ты же не будешь каждого через ФСБ проверять. Школа – не участник этой проблемы.

– Претензии родителей были в том, что «переписанные» даже калечат «ровесников», которые им ровесниками не являются. Это уже проблема школы.

– А кто сказал, что они переписаны? Хоть одного поймали?

– В Уфе в прошлом году заводились уголовные дела.

– И чем они закончились? В детском хоккее такое часто бывает: «переписанные», «блатные», «любимчики». Это идёт от родителей тех ребят, которые не попадают в состав, условно – четвёртого звена каждой команды школы. Хоть одна проблема была с теми, кто попадает в сборную? С теми, кто играет? Ни одной. Все проблемы оттуда, где ребята не играют, где бог таланта не дал. В хоккей может играть только человек с талантом. Без таланта невозможно.

– А как же труд, характер?

– Это тоже талант. Говорят, что медведей научили на коньках кататься. Да хоть улиток научите, если у парня нет таланта, у него нет будущего в хоккее. Если пацан играет в первом звене, у него всё нормально, для него с этим нет проблем.

– Может он переписанный?

– Ещё раз, это не проблема школы. Школа даже не имеет права это как-то выяснить. На каком основании я буду проверять возраст того или иного ребёнка? Как школа может инициировать проверку паспорта?

– В прошлом году претензия была не к школе, а к тем, кто подделывал эти документы. Это уже уголовное дело.

– Вот в МВД пусть и разбираются, школа не может быть участником этого процесса, никак. Если бы хоть одна история с «переписанными» чем-то закончилась, то мы бы это не обсуждали.

О 17-ЛЕТНЕМ НАПАДАЮЩЕМ «САЛАВАТА» АМИРОВЕ

Этим летом за «Салават Юлаев» дебютировал 17-летний Родион Амиров, которого воспитывали в школе ещё при Ренёве. В кулуарах популярны истории, что именно по просьбам селекционера тренеры «Толпара» давали ему больше игрового времени, использовали в большинстве, несмотря на огрехи и ошибки. Возможно, именно это позволило Амирову стать одним из самых ярких игроков юниорской сборной России на Кубке вызова в декабре 2018 года. На предсезонном турнире в Нур-Султане Родион был признан лучшим нападающим, забив два гола и решающий буллит в матче с «Нефтехимиком».

Родион Амиров / фото: Светлана Садыкова


– Можете назвать самого недооценённого российского игрока в возрасте до 23 лёт?

– Недооценённый игрок – это тот, кто играет 10 лет на одном уровне, всегда стабильный, но вокруг него нет шума. Я не понимаю суть вопроса.

– «Салават Юлаев» на сборы в Финляндию повёз девять молодых игроков, из которых заиграть может только Амиров. В Уфе кулуарно говорят, что остальным просто не дают играть.

– Если из одного выпускного года хотя бы один человек попадает в команду КХЛ – школа работает прекрасно. Если два человека – отлично. Если три, то это «Малкин», «Овечкин» и «Кузнецов». Один из моих руководителей говорил: если ты выиграешь Кубок Харламова, но ни один игрок не перейдёт в основную команду, то можешь увольняться, а если ты займёшь 26-е место, но хотя бы один попадёт в команду КХЛ, то работа успешная. Вся эта возня с разговорами, что кого-то зажимают – игры родителей в период выступления их детей в школе. Когда они выпускаются из школы, эти разговоры заканчиваются. Дети идут учиться, родители вообще забывают, что у них в жизни когда-то был хоккей.

– Неужели такого не бывает, что тренер команды КХЛ как-то продвигает «своего» игрока в ущерб другому?

– Сколько людей работает в клубе КХЛ? Таких, которые могут повлиять на ситуацию: генеральный директор, генеральный менеджер, спортивный директор, скауты, тренеры. Каждый будет «продвигать» своего? Продвигать можно только талантливого парня, а не талантливого никто никуда поднимать не будет. Взяли бы условно не Амирова, а кого-то «своего» и что? У тренера спросят, почему «Амиров» не играет, а кто-то менее талантливый – в составе.

– Амиров в этом году сможет дебютировать в КХЛ?

– Я считаю, что Уфа изначально выбрала самую правильную стратегию по его развитию. Вообще не сомневаюсь, что у него будет всё нормально.

– Дебютирует в 17 лет?

– Так он уже сейчас лучший бомбардир предсезонки в своей команде.

О ДРАФТЕ В КХЛ

– Уже три года в КХЛ нет драфта молодых игроков. Это плохо?

– Я считаю, что он нам необходим. Просто, в нормальной, цивилизованной форме. Должна быть защита одного, максимум двух, своих воспитанников. Если ты выбираешь на драфте человека, ты в обязательном порядке должен заплатить за него компенсацию. Причём, в первом раунде драфта это должны быть хорошие деньги, потому что там будут собираться звёздочки. Выбрал человека, значит, должен на следующий день за него рассчитаться, А не так, что ты получил права на него, потом он приезжает на просмотр, не подходит тебе, но права ты сохраняешь. Игрок в таком случае уходил в никуда. Тем драфтом, который был, мы ребятам ставили заслон. 

– Почему защитить нужно только одного?

– Я считаю, что если с года один попал в основную команду, то это успех. Это целая система, здесь и будут проявляться способности менеджеров, скаутов, селекционеров. Допустим, «Салават Юлаев» бы защитил Амирова, а Чистякова бы выбрал какой-то другой клуб. И сейчас он бы был не в молодёжке, а с какой-то командой КХЛ. Клуб бы отдал деньги за игрока, там бы думали что с ним делать. Если за него заплатили, значит, нужно ему помогать.

– Почему отменили драфт?

– Он имел неправильную форму и потерял смысл. Ты мог защищать своих воспитанников сколько угодно. Ты всех защитил, я всех защитил, и что? Приехали, кофе попили, посмеялись и разъехались. 

МОЖНО ЛИ ИЗ «ЗОЛОТОЙ ШАЙБЫ» ПОПАСТЬ В КХЛ?

– «Салават» в этом году может играть без лимитчиков. Это правильно?

– Это внутренняя кухня «Салавата». Как они думают, так и правильно.

– С вашей точки зрения – это правильно?

– Моя точка зрения остаётся в «Авангарде». Не могу обсуждать «Салават Юлаев», у них свой вектор развития.

– Как дела с лимитчиками у «Авангарда»?

– Я к лимиту отношусь очень скептически.

– Почему?

– Считаю, что это идёт во вред самим хоккеистам. 90% ребят, которые были лимитчиками, давно закончили с хоккеем. Они попадают в такую ситуацию, когда должны сидеть на лавке, просиживать эти матчи, убивать в себе уверенность, терять игровую практику, в то время как они могут спокойно выступать в условном «Ижевске» или «Омских Ястребах». Если они будут играть как Амиров, то их и так поднимут. Потолок зарплат на носу, если ты хочешь, чтобы у тебя были Войнов, Андригетто и Шумаков, у тебя в четвёртом звене должны играть такие как Спиценко, Чинахов и Грицук. 

– В последние годы много молодёжи уезжают за океан. Уфа потеряла Воробьёва, Тарасова, Шена. Как их удерживать?

– Это у Уфы надо спросить. 

– Уезжают не только из Уфы.

– Рассуждать тут легко: как правильно, как нет. Есть факторы, которые не дают сделать всё правильно. Клубные задачи, давление на тренера и так далее. Всё это наваливается, потом рассуждаешь как правильно сделать, а реальность получается совсем другая.

– Заслуженный тренер России Юрий Новиков считает, что в России столько талантов, что мы можем завалить НХЛ. Это правда? 

– Абсолютно верно. Может не столько, чтобы прям «завалить», общий уровень молодых ребят по ряду причин упал. Но при правильном их развитии, может быть и так. Как в России рождались хоккейные таланты, так оно есть сейчас. Да, жизнь изменилась, мы в своё время бегали-прыгали по гаражам, а они сейчас другие – проводят время за компьютером, бывают за границей. Нужно просто правильно их развивать.

– Вы считаете, что в России столько хоккеистов из-за генетики?

– А из-за чего?

– Из-за популярности вида спорта, условий, тренерских кадров.

– Это так же важно, но ребёнок должен родиться талантливым. Я вот никогда к музыке отношения не имел, вы меня научите на гитаре играть? Нет, если слуха у меня нет от природы. Так же и хоккей. Игровое мышление же не нарабатывается, ты видишь партнёра с закрытыми глазами, а другой в упор не видит.

– Ещё одна цитата Новикова: «В Ночной лиге есть игроки, которые могут заиграть в КХЛ». Это так?

– Давайте без фантазии.

– Не бывает такого, чтобы игрока увидели в любителях, попробовали и он выстрелил?

– Может и бывает, если кто-то пришёл в Ночную лигу чтобы поддержать свою форму. Ветераны бывает тоже с любителями катаются. Если тебе 10 лет, ты катаешься на открытом катке, невозможно прийти в спортивную школу и догнать ребят.

– Даже если талантлив?ф

– Да. Вот пришёл ребёнок в хоккей в пять лет, 10 месяцев в году он находится на льду, ежедневно с ним работают тренеры – над катанием, над техникой. Представляете, сколько он за эти пять лет прошёл тренировок, турниров, игр? А ты такой талантливый во дворе играл. Тебя приведут на тренировку, ты посмотришь что они умеют, развернёшься и уйдёшь. Тебе их никогда уже не догнать. 

– Были же примеры «Золотой шайбы».

– Сегодня не 80-е годы, когда мы все были одинаковыми, что в СДЮШОР парень учился, что во дворе играл. Но мы сейчас запускаем серьёзную программу в Омске с развитием дворового хоккея. Построили 15 хоккейных коробок, с раздевалками. На каждом катке работает специализированный тренер. Парня будет привлекать такой лёд – ты можешь после тренировки в спортшколе поиграть в хоккей в своё удовольствие во дворе. Надеюсь, что нам удастся возобновить те легендарные времена, когда пацан мог прийти из дворового хоккея и заиграть на высоком уровне.

Максим Никерин
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
версия для печати
Оценка текста
+
0
-
читайте также
наверх