комментарии 13 в закладки

Как устроен рынок игровой формы в КХЛ: компания Ротенберга не первая, а топ-клубы ушли к регионалам

erid:

Исследование «БИЗНЕС Online».

В КХЛ нет единого поставщика формы для клубов, как в НХЛ. За океаном свитера для всех команд шьёт adidas. В нынешнем сезоне немецкий производитель впервые в истории вышел на российский хоккейный рынок – в свитерах, в которых выступают североамериканские клубы, начал играть СКА.

Кроме adidas, на российском рынке есть ещё три игрока. 11 клубов КХЛ заказывают форму у «Луча», четыре – у холдинга «Спортконцепт», которому принадлежит компания «Росспорт», три – у Steel Axes. В целом рынок формы в КХЛ можно оценить в 35 - 40 млн рублей – столько будет стоить одной компании сделать свитера для всех клубов.

Таблица: Виктор Майоров, БИЗНЕС Online


Немного о каждой компании.

  • «Луч» – старейший и крупнейший экипировщик России, который работает почти с 5 тыс профессиональными и любительскими клубами страны. 
  • «Спортконцепт» – холдинг, основанный Романом Ротенбергом, который также одевает и сборную России. Ему принадлежит компания «Росспорт», а также права на дистрибьюцию бренда CCM.
  • Steel Axes – молодая компания из Магнитогорска, которая вышла на рынок всего четыре года назад, но уже заполучила два топ-клуба Востока.

Здесь вы узнаете, сколько клубы тратят на формы на сезон, как разрабатывают и пошивают игровые свитеры и как себя позиционируют компании на рынке.

СКОЛЬКО КЛУБЫ ТРАТЯТ НА ФОРМУ ЗА СЕЗОН?

Обычно клубы заказывают у производителя от 35 до 40 свитеров одного цвета на сезон (с расчётом на то, что в команде 30 хоккеистов). Помимо домашнего и гостевого комплектов, у некоторых команд есть ещё альтернативный. В таком случае экипировщик готовит 105 - 120 комплектов.

«Металлург» – единственный клуб в КХЛ, который заказал по два комплекта формы одного цвета, то есть, не 35-40 свитеров, а 70-80. Если они порвутся, то «Магнитка» просто достанет новые из запаса. 

Самое большое количество свитеров в нынешнем сезоне у «Ак Барса». За сезон казанцы сыграют сразу в шести комплектах – домашний зелёный, выездной белый, черный, зелёный и белый для матчей с «Салаватом», а также ретро-форма. Клуб заказал все джерси у «Луча». Суммарно для Казани подмосковный экипировщик подготовит примерно 200 игровых свитеров.

Альберт Яруллин / фото: Сергей Елагин, БИЗНЕС Online


По информации нашего издания, ценовой диапазон свитера варьируется от 6,5 до 8,5 тыс рублей.
 Если у клуба всего два комплекта свитеров – домашний и выездной – то их стоимость обойдётся от 450 тыс до 700 тыс рублей, и это без учёта стоимости гамаш и чехлов для шорт. «Ак Барс», по нашим подсчётам, за сезон только на свитера потратил около 1,5 млн рублей.  

Цена тренировочных свитеров существенно меньше. Полный комплект для команды обойдётся от 150 до 300 тыс рублей. Заказывают его у того же поставщика, что шьёт игровую форму. Обычно на сезон команды покупают всего 40 - 50 свитеров, и всё они разноцветные. Это обычные сублимационные джерси, то есть, сделанные из дешёвой ткани и без дополнительных элементов. Стоимость одной партии тренировочных свитеров – примерно 150 тыс рублей.

КАК РАЗРАБАТЫВАЮТ И ШЬЮТ ХОККЕЙНЫЕ СВИТЕРА?

Дизайн формы делает либо сам клуб, либо экипировщик, либо стороннее агентство. К примеру, форму «Металлурга» разработал производитель Steel Axes, «Северстали» – компания Quberten, а «Ак Барса» – клубный дизайнер.

Итоговые эскизы клубы согласовывают в КХЛ. На форме «Авангарда» под воротником «Росспорт» нанёс надпись «Омск», а у «Барыса» – «Нур-Султан». Даже такие маленькие вещи нельзя разместить без ведома лиги.

Производитель и клуб начинают делать форму за несколько месяцев – сначала обе стороны согласовывают ткань и крой свитеров. И этот процесс занимает намного больше времени, чем пошив свитеров и поиск материала для него. Так, один клуб Восточный конференции нашёл компромисс с производителем по итоговому варианту формы только с восьмого раза. В целом производители делают один игровой свитер менее чем за сутки, на комплект для всей команды уходит примерно неделя.

Фото: официальный сайт «Авангарда»


Во время сезона клуб дозаказывает пару свитеров, если в команду пришёл новый хоккеист. Рассмотрим эту ситуацию на примере «Ак Барса». Состав команды пополнил новичок, затем казанцы отправляют заказ в «Луч» со всеми антропометрическим данными необходимой формы. Производитель шьёт по два свитера и гамаши – домашний и выездной комплекты – за несколько часов, после чего её отправляют представителю команды.

С этого момента работа «Луча» прекращается – за доставку отвечает непосредственно «Ак Барс». От момента заказа до момента, когда игрок надевает свитер, проходит не более полутора дней.

«ЛУЧ»: РАБОТАЛ С РОССИЙСКИМИ КЛУБАМИ ЕЩЁ ДО КХЛ, НО СЕЙЧАС ТЕРЯЕТ ПОЗИЦИИ

Крупнейший производитель спортивной экипировки в России. Компания работает с 1991 года и делает атрибутику для пяти тысяч команд, включая любительские. Фабрика «Луча» находится в подмосковном городе Апрелевка. В нынешнем сезоне «Луч» делает форму для 11 российских клубов КХЛ и минского «Динамо» – это половина всей лиги.

Главное преимущество компании – это её бренд и история. Источник нашего издания, работающий с клубами КХЛ и пожелавший остаться анонимным, отметил, что продукция «Луча» в данный момент лучшая по соотношению цена/качество. К тому же, по словам собеседника, сбои в поставке и недоработки в качестве формы в последние годы очень редки.

Данис Зарипов / фото: Сергей Елагин, БИЗНЕС Online


При этом у «Луча» есть ряд недостатков, на которые жалуются дизайнеры и клубы. Так как это крупнейший бренд России, который работал с российскими командами еще до создания КХЛ, компания редко разрабатывает уникальные дизайны, предпочитая свои стандартные модели – просто в разных расцветках. Но это типичная ситуация у всех крупных экипировщиков, в том числе и международных.

Однако в последние годы на рынок игровых свитеров вышли новые поставщики, и к ним всё чаще обращаются топ-клубы лиги. Из крупных клубов в «Луче» заказывают форму только «Ак Барс», московское «Динамо» и ЦСКА. В нынешнем сезоне к конкурентам ушли «Салават Юлаев», «Автомобилист», «Локомотив» и «Барыс», а новых клиентов не появилось.  

«РОССПОРТ»: КУПИЛ РОТЕНБЕРГ ПОСЛЕ УСПЕШНОГО ЗАКАЗА ДЛЯ СКА

Компания была основана в 2003 году, и её главное преимущество перед «Лучом» – это сублицензии. У компании есть договоры с аdidas, СCM и Nike, в России она могла выпускать одежду и атрибутику с этими брендами. В 2015 году «Росспорт» претендовала на эксклюзивные права на дистрибьюцию бренда Mizuno – одного из ведущих волейбольных экипировщиков мира, который работает со сборной России. Но сейчас прав нет, ими распоряжается ООО «Группа спортивных брендов».

В 2016 году холдинг «Фонд развития российского спорта», связанный, по данным Forbes, с вице-президентом СКА Романом Ротенбергом, приобрёл 80% акций «Росспорта». Forbes, ссылаясь на со-основателя компании Алексея Зуева сообщил, что переговоры о продажи «Росспорта» Ротенбергу начались в 2014 году после того, как фабрика выполнила срочный заказ для СКА.

Клубу понравилось качество работы, поэтому петербургский бизнесмен и заинтересовался в покупке фабрики. Все контракты на дистрибьюцию иностранных брендов, таких как CCM, теперь принадлежат «Спортконцепту».

Роман Ротенберг / фото: БИЗНЕС Online

 
Тогда же Ротенберг основал холдинг «Спортконцепт», в который вошли все несвязанные со СКА активы бизнесмена – например, компания Vitawin, занимающаяся спортивным питанием. Согласно данным агентства RNS, спустя некоторое время холдинг перешёл в собственность закрытого паевого фонда долгосрочных прямых инвестиций «Фонд развития российского спорта», также связанный с Ротенбергом.

В прошлом году 51% акции «Спортконцепта» приобрела компания «Винерджи». Тогда же холдинг вышел на международный уровень – подписал контракт с ИИХФ и стал поставщиком одежды и атрибутики всех сборных на чемпионатах мира до 2021 года.

CCM: «СПОРТКОНЦЕПТ» ДИСТРИБЬЮТОР БРЕНДА, НО У «РОССПОРТА» НЕТ ПРАВ НА ШИЛЬДИК 

Из четырех клиентов «Спортконцепта» – «Сочи», «Авангард», «Локомотив» и «Спартак». Первые три работают с дочерней компанией «Росспортом», а с главной компанией контактируют только москвичи. И именно поэтому у «Спартака», в отличие от остальных клубов, на форме есть шильдик с логотипом CCM – у «Росспорта» нет прав на дистрибьюцию этого бренда. 

Фото: официальный сайт «Металлурга»


По информации «БИЗНЕС Online», в прошлые сезоны у «Спартака» был запрет на покупку формы у компаний, не связанных со «Спортконцептом» – клуб даже если бы хотел, не мог закупить форму, допустим, у «Луча». Сейчас эти правила носят скорее рекомендательный характер. Такая же ситуация и в «Сочи».

«Спортконцепт» – это технический партнёр ФХР, поэтому хоккеисты играют в ССМ. Напомним, Ротенберг – вице-президент федерации. Компания для сборной России не только шьёт форму, но и поставляет защитную экипировку, коньки и клюшки. В 2016 году «Спортконцепт» открыл интернет-магазин атрибутики «Красная машина», где можно купить не только свитер сборной, но даже шнурки от ССМ.

Из иностранных клубов с «Росспортом» работает «Барыс». «Куньлунь» также выступает в свитерах с шильдиком ССМ, но нам не удалось узнать, с кем работает клуб – со «Спортконцептом» или китайскими дистрибьютерами. «Йокерит» также выступает в ССМ-овской форме, но финнам джерси шьют польские дистрибьютеры, а не «Спортконцепт».

Больше всего удивляет отсутствие в списке клиентов петербургского СКА. Команда никогда не одевалась в ССМ, хотя должна была быть главной витриной производителя. Раньше петербуржцы работали с Reebok, сейчас они из Канады заказывают форму главной компании – adidas. Немцы владеют Reebok с 2006 года. К «Росспорту» компания обращалась только в экстренных случаях.

Фото: пресс-служба СКА


Также по нашей информации, «Росспорт» подготовит форму для Матча звёзд КХЛ, который пройдёт в 18 и 19 января в Москве.

STEEL AXES: УЖЕ ПОЛУЧИЛ ДВУХ ОБЛАДАТЕЛЕЙ КУБКА ГАГАРИНА

Самый молодой игрок на рынке. Компания была основана в Магнитогорске в 2013 году, а спустя два года стала партнёром «Металлурга». Всё производство находится в Челябинской области. В нынешнем сезоне, помимо «Металлурга», Steel Axes подготовила форму для «Салавата Юлаева» и «Автомобилиста».

По уровню возможностей и масштабам производства Steel Axes не может сравниться с «Лучом» и «Спортконцептом». Если провести аналогию с шоу-бизнесом, то магнитогорскую компанию можно назвать «инди-проектом», который развивается и выживает только благодаря своей клиентоориентированности.

Ткани для формы компания заказывает у тех же поставщиков, что и «Луч» с «Росспортом». Главное отличие – это свободное использование лекал и кроя свитеров. Если конкуренты работают с несколькими моделями свитеров, меняя только их цвета для разных команд, то Steel Axes для каждого клиента делает что-то своё.

К примеру, альтернативная форма «Магнитки» вообще единственная в своём роде, так как дополнительные элементы вырезаны из комбинезонов работников «ММК», а потом пришиты на свитера.

Фото: официальный сайт «Металлурга»


Также Steel Axes в этом сезоне пошила форму для фарм-клуба «Ак Барса» в ВХЛ. По информации нашего издания, магнитогорцы претендовали на пошив специальных комплектов «Ак Барса» и «Салавата Юлаева» к «зелёному дерби», но в итоге клубы выбрали «Луч».

Главная проблема у этой компании – она не может работать на большое количество клубов из-за технических возможностей. К тому же, Steel Axes в борьбе за клиента в данный момент всегда подстраивается под желания клубов, из-за чего конечный результат получается спорным.  

Так «Салават» в нынешнем сезоне выступает в странных свитерах с флагом республики на плечах – «Луч» или «Росспорт» просто бы не допустили такой переработки собственного дизайна. Первоначальный концепт от Steel Axes сильно отличается от итогового, но компания пошла на уступки, чтобы не упустить клиента.    

Фото: официальный сайт «Салавата»


ПОЧЕМУ КХЛ НЕ ПЕРЕШЛА К ЕДИНОМУ ЭКИПИРОВЩИКУ?

В 2016 году, после покупки «Спортконцептом» «Росспорта», среди дизайнеров и руководителей клубов появилось мнение, что в будущем КХЛ планирует перейти к единому экипировщику всей лиги на базе «Спортконцепта». 

В интервью «БИЗНЕС Online» вице-президент лиги Сергей Доброхвалов отметил, что КХЛ раздумывала перейти к единому производителю формы на манер НХЛ, но не уточнил, какая компания могла бы им стать.

«Мы несколько раз делали попытку заходить в эту историю. Но пока встречаем категоричное неприятие клубов. Пока клубы хотят работать с тем поставщиком, который им интересен. Мы стараемся принимать решения, выгодные для всех клубов», – сказал Доброхвалов.

Фото: официальный сайт «Северстали»


Главное преимущество единого экипировщика в том, дизайн всех клубов становится унифицирован, а значит и сокращается время на разработку формы. Командам не нужно тратить время на тендеры и на согласования с лигой и производителем. Качество форм у всех команд – одинаковое. 

Однако такая монополия может привести к деградации производства. Например, Steel Axes выживает благодаря желанию угодить клиенту, что позволяет всем игрокам на рынке расти. Дизайнеры и представители клубов отмечают, что качество формы от «Луча» улучшилось за последние годы во многом из-за «Спортконцепта». Если бы у производителя был долгосрочный контракт со всей лигой, то компании не пришлось бы обновлять свои цеха.

Виктор Майоров
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
версия для печати
Оценка текста
+
4
-
читайте также
наверх