комментарии 21 в закладки

Жёсткий потолок зарплат в КХЛ – главный вызов Морозова. ЦСКА и ФХР уже выступают против

erid:

Урежет ли новый президент зарплаты олигархам?

Алексей Морозов официально сменил Дмитрия Чернышенко на посту президента КХЛ. Самый сложный вызов для нового главы лиги – отстоять жёсткий потолок зарплат на совете директоров, который проведут в июне по завершению сезона.

Стратегическое решение по потолку, как известно «БИЗНЕС Online», принято ещё при прежнем руководстве, но против инициативы выступают влиятельные в российском хоккее группы – ЦСКА, который хочет удержать своих звёзд от отъезда в НХЛ, и ФХР, которая беспокоится за Олимпиаду-2022.

Алексей Морозов / фото: Сергей Елагин, БИЗНЕС Online


ИЗ-ЗА УХОДА ЧЕРНЫШЕНКО БЫЛО ОПАСЕНИЕ, ЧТО УВЕЛИЧИТСЯ ВЛИЯНИЕ ПРОТИВНИКОВ ПОТОЛКА

Морозов – президент с самым маленьким управленческим опытом в истории КХЛ. Прежде чем занять пост он только четыре года пробыл управляющим директором в МХЛ; всё что ранее - связано с игровой карьерой. Поэтому когда Чернышенко получил назначение вице-премьером РФ, возникли опасения, что усилится влияние настроенных против жёсткого потолка зарплат в 900 млн рублей топ-клубов.

Прежде всего речь о ЦСКА. Президент армейского клуба Игорь Есмантович неоднократно говорил, что из-за потолка зарплат не получится удержать в лиге ведущих хоккеистов – к примеру, летом с большой долей вероятности в НХЛ уедут вратарь ЦСКА Илья Сорокин и главная звезда клуба Кирилл Капризов.

Последняя возможность сохранить обоих игроков – предложить им огромные контракты. Тем более по такой схеме ЦСКА уже действовал. По ходу сезона 2015/16 армейцы, пытаясь сохранить защитника Никиту Зайцева, предложили ему зарплату 350 млн рублей за сезон. Однако защитник всё равно уехал за океан, подписав контракт с «Торонто».

Кирилл Капризов / фото: Сергей Елагин, БИЗНЕС Online


«Я как руководитель знаменитого на весь мир клуба не понимаю, как в нынешних условиях сохранить в своей команде лучших игроков. Капризов, Григоренко, Нестеров, Марченко, Сорокин – у них после этого сезона заканчиваются контракты. Как их удержать в России в условиях будущего жёсткого потолка зарплат?» – говорил Есмантович.

Никиту Нестерова - ведущего защитника команды, который проводит на льду больше всех времени (20 минут 48 секунд в среднем за игру), клуб, похоже, уже сохранил. По некоторым данным, он подпишет новый контракт с ЦСКА и будет получать около 150 млн рублей за сезон. Правда, как его контракт собираются вписать в потолок зарплат – пока непонятно.

Для ЦСКА Морозов – не последний человек. Он завершил карьеру в московском клубе и уже несколько лет играет за любительскую «Спортиму» из Одинцово, за которую также выступает премьер-министр РФ и член наблюдательного совета ЦСКА Михаил Мишустин. Многие спортсмены из этой команды в разное время занимали посты в хоккейном ЦСКА.

ТРЕТЬЯК СЧИТАЕТ, ЧТО ИЗ-ЗА ПОТОЛКА МОЖЕТ ПОСТРАДАТЬ СБОРНАЯ

Ещё один противник потолка зарплат – ФХР. Президент федерации Владислав Третьяк считает, что из-за возможного дальнейшего снижения потолка пострадает сборная России, так как будет «размазывание хоккеистов по разным клубам». То есть, в КХЛ не будет базовых команд сборной России. И действительно в последнее время усилились разговоры, что перенести потолок зарплат могут на более поздний срок из-за Олимпиады-2022. 

В свою очередь, вице-президент ФХР Роман Ротенберг ещё в 2016 году поддерживал потолок зарплат. «Мы за то, чтобы все в КХЛ были в равных условиях. Стоимость игроков должна быть рыночной, мы за снижение контрактов. Если мы сравниванием игроков в России, Швеции, Финляндии, Швейцарии – огромная разница в зарплатах. Нужно приходить к общему знаменателю. Но мы не можем сделать это резко», – говорил Ротенберг четыре года назад.

Тем не менее, Ротенберга не могут не заботить перспективы сборной на ближайшей Олимпиаде. Хоккейный турнир Пекина может пройти без игроков НХЛ, как и Пхёнчхан-2018. Североамериканскакя лига пока не собирается отпускать своих хоккеистов, несмотря на готовность МОК и ИИХФ возместить все финансовые издержки и оплатить страховку. Следовательно, россияне, которые этим летом уедут в Америку, могут пропустить Олимпиаду. Единственный выход из этой ситуации для сборной России – оставить ключевых кандидатов в КХЛ и предложить взамен отъезду огромные зарплаты. 

Однако Морозов сразу после своего назначения заявил, что не намерен отходить от принятой Чернышенко концепции по потолку зарплат. «Мы будем стоять на том, что потолок зарплат останется 900 миллионов рублей, и точка», – сказал он.

Дмитрий Чернышенко и Алексей Морозов / фото: пресс-служба КХЛ


Не секрет, что лоббировал введение потолка зарплат один из самых влиятельных людей в российском хоккее – председатель совета директоров лиги и СКА Геннадий Тимченко. Морозов – креатура Тимченко, поэтому неудивительно, что новый руководитель лиги придерживается именно такого мнения. Перед началом сезона Тимченко отметил, что введение жёсткого потолка зарплат – это стратегическая задача КХЛ. В этом плане Морозов, можно сказать, выполняет волю высшего руководства лиги.

При этом надо понимать, что в последние несколько лет лига существовала в интересах сборной. И если вдруг потолок подвинут ради Олимпиады в Китае, то удивляться этому не стоит. 

ОТКУДА ВООБЩЕ ВЗЯЛАСЬ ЦИФРА 900 МЛН?

Потолок зарплат должны официально принять на совете директоров по итогам сезона. Чтобы его приняли, необходимо большинство голосов. На данный момент можно предположить, что представители ЦСКА будут голосовать против потолка, и теперь у клуба есть четыре месяца, чтобы уговорить других представителей поддержать их позицию. 

За потолок зарплат, исходя из последних заявлений, будет СКА. Ранее введение порога поддержал другие члены совета директоров, такие как генеральный менеджер «Сибири» Кирилл Фастовский и председатель совета директоров «Авангарда» Александр Крылов.  

До сих пор нигде и никогда не было озвучено, почему граница потолка зарплат конкретно 900 млн рублей – не больше и не меньше. По информации нашего издания, этот вопрос прорабатывали несколько лет. 

Когда началась разработка будущего потолка зарплат, КХЛ создала рабочую группу, в которую вошли представители нескольких клубов (каких конкретно – нам неизвестно). Лига перед ней поставила задачу найти оптимальный заработный фонд, при котором команды уравняются в возможностях.

Фото: Сергей Елагин, БИЗНЕС Online


Рабочая группа, проанализировав зарплатные ведомости участников лиги, в первом черновом варианте решила, что для выхода в плей-офф командам достаточно будет 600 млн рублей на зарплаты с выводом за него зарплат двух звездных хоккеистов. О таком концепте в 2017 году заявил сам Чернышенко.

Впоследствии рабочая группа представила второй черновой вариант потолка – 800 млн рублей плюс возможность вывести за него одного игрока. В ходе дальнейшего обсуждения было решено, что необходимо вводить жесткий потолок зарплат, без исключения. В итоге лига остановилась на нынешних 900 млн. 

ПОТОЛОК ВСЁ-ТАКИ МОЖНО БУДЕТ ОБОЙТИ

В 900 млн учитываются не только гонорары хоккеистов, но и их бонусы, и материальные выгоды от клуба. То есть, если владельцы дарят игроку или его родственнику машину/квартиру, то лига добавляет её стоимость в зарплатный фонд клуба. В декабре Чернышенко заявил, что лига будет строго отслеживать эти бонусы, вплоть до аудиторских проверок.

Потолок зарплат невозможно будет превзойти, в отличие от нынешнего сезона. Сейчас КХЛ установила порог в 800 млн рублей, но клубы могут обойти его, заплатив 30% от превышенной суммы. Если в следующем сезоне команда не сумеет вписаться в 900 млн, то её могут либо недопустить до чемпионата, либо ограничить дозаявку игроков по ходу регулярки.

При этом, КХЛ не включила под потолок зарплат часть дополнительных доходов игроков. Это:

● Индивидуальные бонусы и компенсация расходов, не превышающие 20% от зарплаты;
● Командные бонусы, не превышающие 20% от зарплаты;
● Зарплаты игроков, заявленные в МХЛ
● Доходы хоккеиста во время нахождения в списке травмированных с датой выздоровления до 1 мая;
● Премии за попадание в тройку лучших игроков в КХЛ;
● Премии за выход в финалы конференций в Кубке Гагарина.

Последние два пункта вызывают большие вопросы. Фактически, невключение под потолок премий за финал конференций – это легальный способ обойти порог. Топ-клубы будут прописывать своим хоккеистам небольшие, по нынешним меркам, зарплаты, но компенсировать всё этими огромными бонусами. 

Сергей Мозякин, самый высокооплачиваемый игрок КХЛ / фото: Сергей Елагин, БИЗНЕС Online


Таким образом, команды, которые регулярно выходят в финалы конференций (например, СКА, ЦСКА или «Ак Барс») получают заметное преимущество перед остальными. К тому же, их игроки будут намного более мотивированными в предыдущих раундах. Прошёл первые два – и получил практически годовую зарплату. Например, обладатели Кубка Гагарина в разные годы получали премию от 25 до 60 млн рублей на каждого, хотя у некоторых игроков годовая зарплата могла быть даже меньше.

В остальном же к потолку зарплат сложно предъявить претензии. Он, в первую очередь, должен будет сократить разницу между богатыми и бедными клубами. Это приведет к конкурентной борьбе в лиге и, соответственно, к большему зрительскому интересу к ней. 

Виктор Майоров , Руслан Васильев
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
версия для печати
Оценка текста
+
7
-
читайте также
наверх