комментарии 67 в закладки

Тренер «Газпром-Югры» не летает на самолётах, приучает волейболистов к йоге и считает, что в игре всё решают яйца

erid:

Еда, секс и работа – главные составляющие жизни Рафаэля Хабибуллина.

Главный тренер «Газпром-Югры» Рафаэль Хабибуллин после матчей всегда отправляет общаться с журналистами своих ассистентов и регулярно отказывает в интервью «БИЗНЕС Online», откладывая беседу «на более подходящее время».

При этом после каждого сезона он по традиции даёт большое интервью пресс-службе клуба. В этом году из него даже сделали трилогию. Мы прочитали все три части и выбрали для вас самые интересные высказывания 57-летнего специалиста.

Рафаэль Хабибуллин / фото: kuzbass-volley.ru


«ОТДЫХАЮ ЗА РУЛЁМ – ТАКАЯ ДОРОЖНАЯ МЕДИТАЦИЯ»

Особенность Хабибуллина в том, что он уже много лет не летает с командой на самолётах. На все выездные матчи он ездит на своем автомобиле, в котором возит соковыжималку и свою еду. По словам тренера, попутчиков он не берёт, ночует в гостиницах и едет только в световой день. Правда, если опаздывает, приходится рулить и ночью.

Самое дальнее путешествие Хабибуллина произошло в феврале 2019 года по маршруту Сургут – Красноярск – Ярославль – Санкт-Петербург – Сургут. Если верить навигатору, это 10 418 км пути и 139 часов в дороге.

«Во-первых, я не люблю самолёты. Сел в эту консервную банку – и от тебя уже ничего не зависит. Слишком много налетал в своё время, наверное… Во-вторых, это время, чтобы подумать, и не только о волейболе, – объясняет тренер отказ от воздушного транспорта. – Я отдыхаю за рулём и одновременно настраиваюсь на нужную волну. Такая дорожная медитация… В пути рано утром в голову приходят очень ценные мысли. Бывает, долго не можешь нащупать правильный ответ, а тут – раз… Как озарение. Как-то проиграли мы в Уфе - 0:3, команда улетела домой, а я поехал в Казань, на Суперкубок. И пока ехал, у меня родилась идея из разряда «почему бы нет?». Из Казани я приехал, договорившись о переходе с Апаликовым».

Тренер отмечает красоту российской природы, которой наслаждается в дороге, но в то же время сетует, что ездить с каждым годом всё сложнее: «Люди очень злые становятся. Запас терпения у людей большой, но чувствуется, что уровень жизни падает».

Сам Хабибуллин тоже меняется. Еще четыре года назад он был тучным мужчиной, но потом сильно похудел. Но говорит, что мотивация не в старых фотографиях.

Хабибуллин 16 января 2016 года / фото: fakelvolley.ru


«Мотивация в другом. Я понимаю, что если бы я не изменился, я бы уже не жил. 44 кг лишнего веса, постоянный стресс… А сегодня я живу. Живу совсем по-другому. На самом деле, это не так уж сложно. Еда, секс и работа – вот три составляющих. Это сложно? Вот я сегодня уже 5,4 км пробежал. Средняя дистанция за день в этом месяце – 11,7 км. Я себе сейчас поставил планку 15 км.

Бегаю, когда никого нет на улице. В четыре утра. Когда ты бежишь в четыре утра, все твои враги спят. У тебя над ними преимущество. Со сменой образа жизни приходят вещи, которых у тебя давно не было или не было совсем. Возвращаются запахи – какими они должны быть. Бежишь утром – вдыхаешь… Я начал чувствовать людей. Смотрю – и чувствую настрой, ход мыслей, всё по-другому, восприятие обостряется», – говорит тренер.

«РЕБЯТА ЗАШЛАКОВАНЫ, ЗАКИСЛЕНЫ»

Хабибуллин – фанат здорового питания и сам прекрасно готовит. При это он отмечает, что недостаточно правильно питаться 300 дней в году. Он убеждён, что человек должен заниматься своим телом 365 дней в году много-много лет подряд.

Блюда Рафаэля Хабибуллина / фото: gazprom-ugra.ru


«Только тогда будет толк. Это в своё время еще Ринус Михелс, тренер «летучих голландцев», отмечал. Говорил о том, что основополагающие вещи – это тело, еда. Только потом тренинг».

Разумеется, у тренера особый подход к весу и питанию волейболистов «Газпром-Югры». Например, никто в команде не должен весить больше 100 кг. Игрокам предлагают программы правильного питания и занятия йогой. Но, по словам Хабибуллина, всё это на добровольной основе. Он выделяет Музая, который легче доигровщиков и связующих – 92 кг при росте 207 см.

«Наши ребята не очень правильно питаются, они зашлакованы, закислены. Понятно, что «Магниты» и «Пятерочки» не дадут тебе хорошей еды, её надо искать, добывать, питаться правильно. Это очень большой, серьёзный вопрос. Мы никого не заставляем насильно что-то делать, той же йоги это напрямую касается. Всё из серии – дать человеку удочку, а уж что он на нее поймает - его дело. Есть требование, есть возможности его соблюдать. Посмотрите инстаграм, тот же Урсов в «Зените» чуть ли не мастер-классы по йоге дает. Кирилл прошел через это в Сургуте, за счёт этого во многом и вырос, как игрок», – считает Рафаэль Талгатович.

«МУЗАЙ – МОЩНОЕ ОРУЖИЕ В УМЕЛЫХ РУКАХ»

В минувшем сезоне сургутская команда заняла 9-е место в чемпионате России, который был досрочно прерван из-за пандемии коронавируса. Итоговую классификацию определили по итогам регулярного сезона, хотя «Газпром-Югра» успела дома при пустых трибунах сыграть матч квалификационного раунда плей-офф с московским «Динамо» (1:3).

Ехать на ответный матч Хабибуллин отказался еще до официальной приостановки сезона: «Ситуация ухудшалась с каждым днём и было уже ощущение, что не до волейбола. Что это какой-то пир во время чумы. В какой-то степени сработала, возможно, интуиция».

Фото: Роман Кручинин, zenit-kazan.com


При этом тренер считает, что его команда должна была пошуметь в противостоянии с «Динамо», потому что «неплохо накатила на финиш». В последних трёх турах «Газпром-Югра» обыграла в гостях «Енисей» (3:1), уступила дома «Факелу» (2:3) и обыграла «Зенит-Казань» (3:0), что позволило команде выйти в плей-офф. У казанской команды в том матче из-за травмы не сыграл основной связующий Александр Бутько.

«С турнирной точки зрения победа определяющая. Но Казань без Бутько… Мы ведь и другую Казань проходили, и у них дома, и у себя. При всем уважении к Лорану, это была немножко другая история. На площадке всё решают, извините, яйца. Я не хочу сказать, что у «Зенита» их нет, просто у нас на тот момент они оказались крепче», – уверен Хабибуллин.

По словам тренера, команда должна была расположиться в диапазоне мест с седьмого по двенадцатое: «9-е место – нормальный результат. Первые шесть команд – это немножко другой уровень. Другие деньги, другие ресурсы». Причины не самого успешного сезона Сургута – проблемы с доигровщиками и отсутствие серьёзной подачи. Неудивительно, что из пяти доигровщиков на следующий сезон в Сургуте остался только один – Кирилл Костыленко.

Хабибуллин объявил имена восьми новичков «Газпром-Югры»

Во многих матчах игра команды держалась исключительно на польском диагональном Мачее Музае, который стал лучшим бомбардиром чемпионата. Сейчас за легионера развернулась серьёзная борьба на трансферном рынке. Главные претенденты – уфимский «Урал» и кемеровский «Кузбасс». Также агенты игрока периодически вбрасывают другие варианты – «Факел», «Белогорье».

Мачей Музай / фото: gazprom-ugra.ru


«Мы с Музаем попрощались очень тепло. Я ему сказал на прощание, что всегда его жду, что готов ему увеличить контракт. С его агентом Анджеем Гжибом мы в прекрасных отношениях. Но за сезон в Сургуте стоимость Музая на рынке очень серьёзно поднялась. Мы показали, какое это может быть мощное оружие в умелых руках (улыбается). Мальчик вырос», – считает Хабибуллин.

При этом у тренера нет уверенности, что поляк прибавил бы, если бы остался. «Тут много нюансов: и синдром второго года, и повреждения, и фактор женщины рядом, и еще много-много всего».

«С ДЕНЬГАМИ ЛЮБОЙ ДУРАК СМОЖЕТ»

Сейчас «Газпром-Югра» играет на «Премьер-Арене», вмещающей 3 тыс зрителей. Аншлагов в Сургуте не бывает, но Хабибуллин считает, что клубу нужна новая современная арена.

«Да, мне говорят – зачем ты хочешь строить пятитысячник, если этот «сарай» заполнить не можешь? Я говорю в ответ: давайте ручку и бумагу, я напишу пять тысяч фамилий, которые болеют за «Газпром-Югру». Проблема в том, что это люди пенсионного или предпенсионного возраста, которые в силу специфики нашей местности разъехались кто куда – в Тюмень, Питер, Москву, Белгород, Краснодарский край и так далее.

Я раньше заходил в битком набитый зал и знал каждую собаку. Сейчас все просто разъехались, и мы где-то упустили этот момент. Надо работать с молодёжью, надо привлекать её на трибуны. Вместе с тем я понимаю, что современным людям нужен не столько волейбол, сколько возможность отдохнуть, пообщаться, нужен комплекс услуг. А у нас о чем можно говорить, если даже парковки нормальной рядом нет?», – сетует Хабибуллин, отмечая, что клуб арендует зал.

Фото: Роман Кручинин, zenit-kazan.com


Свои лучшие результаты в суперлиге Сургут показывал в сезонах 2014/15 и 2015/16, дважды заняв четвёртое место. «Мы не имеем права проигрывать дома. Мы должны радовать своих людей, поднимать им настроение. Мы – оленеводы из Сургутского района. Мы не Москва, не Белгород, не Казань, но мы сразу за ними», – говорил тогда Хабибуллин.

Сейчас тренер тоже постоянно отмечает самобытность своей команды.

«Сургут – это Сургут. Даже не столица субъекта Федерации, но город, который долгие годы вносит второй, после Москвы, вклад в бюджет страны. У нас особая гордость, особая дорога, и в волейболе тоже. Нам интересно раскрывать людей. Условно взять того же Костыленко, того же Черейского, того же Довганя. Мы из года в год идём одним и тем же путем. Медленно запрягаем, ищем своё лицо, каждый раз немного другое. Тактика из серии «с деньгами любой дурак сможет, а ты без денег попробуй». Серьёзно поднимать эту тему нам название команды не позволяет, у нас два громких слова, за которые мы бьёмся», – говорит Хабибуллин.

Фото на превью: lokovolley.com

Алмаз Хаиров
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
версия для печати
Оценка текста
+
34
-
читайте также
наверх