комментарии 15 в закладки

«Даже у мужчин нет такой техники». С тройным акселем Валиева – главный фаворит Олимпиады?

erid:

Тутберидзе готовит фигуристку к Пекину.

На днях официальный аккаунт группы Этери Тутберидзе в инстаграме выложил видео, где юниорка Камила Валиева исполняет тройной аксель. Этого прыжка раньше Камиле очень не хватало. Несмотря на свой юниорский статус, Валиева уже сейчас соревнуется на российских соревнованиях вместе со взрослыми, но на первом старте потерпела поражение.

Новый элемент ультра-си вместе с уже выученными четверными делает Валиеву непобедимой при удачном прокате.

Камила Валиева / фото: Денис Гладков, БИЗНЕС Online


ВАЛИЕВА УЖЕ ДЕЛАЛА АКСЕЛЬ В ПРОШЛОМ ГОДУ – ПРЫЖКУ НАУЧИЛ РОЗАНОВ

Видео с тройным акселем в исполнении Валиевой появилось в инстаграме TeamTutberidze вечером 18 октября. Скорее всего, прыжок был сделан на той же воскресной тренировке – обычно в группе Тутберидзе недолго ждут, чтобы показать новые свершения своих спортсменов. Особенно, если есть повод.

А повод действительно существенный. Камила, а вместе с ней и вся группа Тутберидзе недавно впервые за полтора года проиграли. Да и не кому либо, а Евгению Плющенко, который привёл к победе экс-ученицу Тутберидзе Александру Трусову. Соревнования на этапе Кубка России в Москве окружали провокации и судейские скандалы, а после их завершения в сообществе фигурного катания стали обсуждать перспективы Валиевой. Отмечали её эмоциональную нестабильность, пробелы в технике и не самые удачные постановки на сезон.

Плющенко же тем временем бравировал в беседах с журналистами и устраивал очередной раунд медиавойны. Тутберидзе с помощниками ответили привычным для себя способом – демонстрацией успеха. Под видеозаписью лаконичный хештэг #двигаемсявперёд.

Как нам рассказал источник, знакомый с ситуацией, Валиева начала упорную работу над тройным акселем сразу после поражения на Кубке России. Хотя спортсменке помешали развязавшиеся прямо во время проката шнурки на ботинках, она очень переживала, что подвела своего тренера. Тутберидзе убедила её, что единственный шанс вернуть свои позиции – это продолжить работу и выучить новый прыжок.

За пару дней Камила начала делать полностью докрученный прыжок. Проблема была только в приземлении, которую решили добавлением риппона – то есть выставить в полёте две руки вверх. Так Камила начала выезжать с акселя уже уверенно. «Как правило, такое исполнение прыжка сложнее, поэтому и судьями оценивается выше. Но иногда спортсменам, наоборот, проще прыгать с руками наверх, чем в группировке», – объяснила нашему изданию вице-чемпионка мира Алёна Леонова.

Что любопытно – Валиева не выучила новый прыжок, а скорее вернула утраченный. Аксель осенью прошлого года Камиле поставил ещё Сергей Розанов (который сейчас работает у Плющенко). Тогда Валиева сделала пару удачных попыток, но всерьёз над элементом поработать не успела. Помешал тяжелейший перелом, который чуть не поставил под вопрос всю карьеру фигуристки.

После тяжёлого и долгого восстановления Камила постепенно собирала прыжки. Аксель планировала нарабатывать в апреле, после юниорского чемпионата мира. Но здесь в планы вмешалась уже пандемия коронавируса – закрылись катки. После карантина нужно было вновь набирать форму. В планах на этот сезон тройной аксель точно был, но далеко не факт, что без болезненного поражения на Кубке России мы бы увидели его так скоро.


АКСЕЛЬ ДАЖЕ ВАЖНЕЕ ЧЕТВЕРНЫХ – ЭТО ЕДИНСТВЕННЫЙ ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ПРЫЖОК

Тройной аксель – ключевой прыжок для современной фигуристки и настоящий джокер в рукаве. Четверные прыжки имеют важный имиджевый статус, но аксель суммарно приносит больше баллов. Четверные в короткой программе у девушек запрещены, а вот тройной аксель – разрешён. Формально международный союз конькобежцев (ИСУ) приравнивает его к прочим тройным прыжкам, хотя по факту у акселя три с половиной оборотов. Зато оценивается он (8 баллов) больше как  квады, а не тройные.

Кроме того, аксель – единственный обязательный прыжок, который необходимо включать в программу. Если с остальными прыжками и их количеством выбор предоставлен спортсмену и его тренеру (пусть и с рядом условий), то вот хотя бы один аксель в короткой и один в произвольной чётко прописаны в правилах. Поэтому девушкам, которые прыгают четверные приходится вставлять в программу двойной аксель, который даёт всего 3,30 балла. А вот те, кто владеет тройным акселем, от двойного могут отказаться и не занимать программу простым и дешёвым элементом.

Ярче всего плюсы тройного акселя демонстрирует Алёна Косторная. Несмотря на выдающееся катание и хореографические данные, изначально её не рассматривали как серьёзного конкурента для Трусовой и Анны Щербаковой. Но когда Косторная стала исполнять по три тройных акселя – один в короткой и два в произвольной – этого набора ей хватило, чтобы обойти Щербакову и Трусову с их четверными на всех международных стартах прошлого сезона. Алёна получала такой перевес в короткой, что в произвольной её уже было невозможно догнать.

Алёна Косторная / фото: Денис Гладков, БИЗНЕС Online


Валиева же теперь владеет и тройным акселем, и четверным – и это уникальный и крайне редкий для женского одиночного катания случай. По сути, примера удачного исполнения квада вместе с трикселем мы пока ещё не видели – были попытки от Елизаветы Туктамышевой, американки Алисы Лью и той же Трусовой, но удачных прокатов ещё не было. Таким образом, Камила помимо побед может ещё и вписать своё имя в историю.

Ещё один важный нюанс: тройной аксель – более стабильный прыжок, чем четверной. При этом стоит незначительно дешевле. Как показывает практика, девушки удачно исполняют тройной аксель чаще, чем четверные, которые зачастую не оправдывают риска. Разница между тройным акселем и четверными тулупом и сальховым меньше двух баллов и эту разницу можно покрыть надбавками за удачное исполнение.

ТУТБЕРИДЗЕ ВЫБРАЛА ДЛЯ СЕБЯ ФАВОРИТА?

Такая быстрая работа по восстановлению сложного прыжка – знак повышенного внимания Тутберидзе к Валиевой. Этери и раньше не скрывала, что Камила для неё особенная ученица – она называла любимой программой её прошлогоднюю «Девочку на шаре», по-особенному обрадовалась первому удачному четверному и пролоббировала приглашение юной спортсменки на контрольные прокаты сборной России в обход правил.

За лето ряды в группе Тутберидзе поредели, но у неё до сих пор много работы. Тот же тройной аксель ждёт Щербакова – Анна учит прыжок уже несколько лет, но пока что успешных попыток от неё мы не видим. Нужен триксель и Дарье Усачёвой. Одногодка Валиевой ярко показала себя на Кубке России, но без ультра-си она не сможет рассчитывать на высокие места. Повышенного внимания требует и Евгения Медведева, которая совсем недавно вернулась в «Хрустальный» после работы с канадцем Брайаном Орсером и пытается восстановиться после тяжелой травмы и собрать хотя бы прежний технический набор.

Но нет новостей ни по одной из этих фигуристок – зато есть тройной аксель Валиевой. Хотя ультра-си Камиле даются, по мнению ряда экспертов, сложнее всего. У неё непропорционально высокие ноги и руки – это эффектно смотрится в балетных программах Камилы, но зато сильно мешает исполнению сверхсложных многооборотных прыжков. В детстве ей и вовсе предрекали переход в танцы на льду, а теперь же Валиева собирает одну из сложнейших по технике программ в истории спорта.

Камила Валиева с Этери Тутберидзе / фото: Raniero Corbelletti, AFLO, globallookpress.com


СЛЕДУЮЩАЯ ЦЕЛЬ ВАЛИЕВОЙ – ЧЕТВЕРНОЙ САЛЬХОВ. ОНА ЕГО ПРЫГАЛА В ПРОШЛОМ ГОДУ

«Прекрасный прыжок, с хорошим запасом, лёгкостью, да ещё и с руками наверх! – прокомментировала видео с акселем Валиевой Леонова. – В нём всё хорошо: пролёт, высота, приземление. Идеальная техника. Если честно, даже у мужчин нет такой техники, как у Камилы».

Эталонная техника у Камилы и на её четверном тулупе. Недавно олимпийская чемпионка Оксана Баюл высказала мнение, что у Валиевой тулуп с техникой акселя, но Леонова категорично не согласна с украинской фигуристкой.

«Это абсолютно разные прыжки, поэтому так думать как минимум странно, – считает Алёна. – Если же Оскана имела в виду, что Камила разворачивается на тулупе и прыгает его с акселя – то это тоже не так. Не было такого, да и ей бы не зачли такой прыжок. Как минимум ставили бы галку за недокрут».

По мнению Леоновой, у Валиевой наоборот, один из немногих для женского одиночного чистых четверных, близких к эталонным. И в отличие от Трусовой, которая прыгает тот же тулуп силой вверх, Камила использует скорость тела и крутку во вращении. В результате прыжок получается широким и пролётным, а значит более выразительным, эффектным.

Чистое исполнение двух четверных тулупов и хотя бы одного тройного акселя гарантирует победу Камиле на практически любом старте. С этим набором она уже сейчас практически неуязвима перед Олимпиадой 2022 года в Пекине. Раньше Валиеву относили к фаворитам Игр в первую очередь из-за комбинации возраста и потенциала: в фигурном катании есть поверие, что лучше всех в олимпийский сезон входят 15-летние спортсменки, для которых он первый на взрослом уровне. А Валиева – самая сильная в ряду этих 15-летних. Сейчас же к этому моменту добавляется технический арсенал. Но останавливаться в развитии ни Камила, ни тем более Тутберидзе не планируют.

Фото: Денис Гладков, БИЗНЕС Online


Ещё одна важная цель на этот сезон – четверной сальхов. И она вполне реальная. До прошлогодней травмы Камила уже делала удачные попытки, а вернуть прыжок всегда проще, чем учить его с нуля. Ещё из обязательных усложнений – каскад тройных лутца и риттбергера, который принёс победу на прошлой Олимпиаде Алине Загитовой. Валиева им владеет, но он пока нестабилен – поэтому на соревнованиях от него отказывались. Но нарабатывать его будут точно – он поможет сделать контент Камилы более вариативным. А дальше – кто знает? Возможно, есть смысл ждать даже четверной лутц – запас на тройном у неё виден.

Грустно во всей этой истории только то, что в очередной раз путь к победе в фигурном катании идёт через технику и прыжковую гонку вооружений. Главной претензией к Камиле после Кубка России были спорные костюмы и своеобразная программа, но вместо доработок «Болеро» в «Самбо-70» ставят Валиевой аксель. Но виновата в этом, конечно, в первую очередь судейская система, которая ставит технику выше хореографии.

Рустам Имамов
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
версия для печати
Оценка текста
+
-20
-
читайте также
наверх