«Когда-то смотрел на Морозова и Зарипова, как на идолов». Денис Голубев вернулся в Казань
Интервью с игроком, который провёл в «Ак Барсе» девять сезонов.
Денис Голубев возвращается в Казань спустя восемь лет. Форвард подписал однолетний контракт с «Барсом» и проведёт следующий сезон под руководством экс-партнёра по «Ак Барсу» – Александра Степанова. По сути, форвард никуда не уезжал: все эти годы он жил в Казани, а город стал для него родным домом.
Вместе с Голубевым мы поговорили о годах в «Ак Барсе», переезде в Казань, Зинэтуле Билялетдинове, Луке Дончиче и волейбольном «Зените-Казань».

«Лучшим для меня вариантом было остаться дома»
– Денис, когда вам поступило предложение перейти в «Барс»?
– Это произошло в конце мая. Мне позвонил Максим Пестушко (селекционер «Ак Барса» – прим. ред.), спросил, готов ли я перейти в команду. Посоветовались с женой и решили остаться дома. Только рад, что подписался с «Барсом».
– Долго ли думали?
– Нет, всё прошло быстро. Мне позвонили, мы переговорили и всё решили. Буквально за две минуты поняли, что лучшим вариантом для меня будет остаться дома. Здесь всё устроено: условия, быт, ребёнок здесь ходит в садик. Хотим, чтобы сын рос на наших глазах.
– Вам предлагали перейти только в «Барс»? Не было ли предложений по другой команде системы – «Нефтянику»?
– Нет, таких разговоров не было.
– Из КХЛ предложений не было?
– Нет, до конкретики ничего не доходило.
– Что для вас значит возвращение в Казань?
– Радостно вернуться в ту систему, где я начинал свой профессиональный путь. Я тут провёл 10 лет и дебютировал в КХЛ. Казань уже стала для меня первым домом, ведь я тут живу 15 лет. Круто, что смогу быть рядом с семьёй.

– В «Барсе» есть знакомые?
– С Сан Санычем Степановым играли вместе, с его ассистентом Алексеем Ермолаевым – та же история, знаю братьев Альшевских. С молодыми ребятами познакомимся в процессе.
– У Степанова на данный момент нет контракта на следующий сезон. Вас это не смущало при подписании соглашения?
– Я с Сан Санычем тоже переговорил, когда возникло предложение из Казани. Он хотел меня видеть в команде и был заинтересован в возвращении. Но, насколько я понял, всё будет нормально.
– 15 лет назад вы играли со Степановым в одной команде, а теперь будете работать под его руководством. Насколько может быть непривычно?
– Я уже был в такой ситуации. Играл вместе с Виталием Георгиевичем Атюшовым, а после тренировался под его руководством. Тогда было непросто, но это мелочи. К тому же с Сан Санычем мы общались, виделись и были на связи. Подобный опыт есть, поэтому без каких-либо проблем буду соблюдать субординацию.
– Помните, когда в последний раз играли в «Барсе»?
– В 2017 году. С той команды никого уже не осталось, притом не только среди игроков, но и персонала.
– Какие задачи будут у «Барса» в следующем сезоне?
– Задача-минимум – выход в плей-офф. Далее будем стараться выиграть Кубок. Иначе какой смысл выходить на лёд? Мы будем выходить и играть на победу. Но всё же основная задача «Барса» – подготовить молодых игроков, чтобы те выросли, окрепли и смогли на равных биться в КХЛ.
– Часто ли к вам обращаются за советом?
– Подходят, но не так часто. Всегда бывают моменты, когда высказываешься в раздевалке на правах старшего товарища. Каждый день ты своим примером должен доказывать, что ты лидер, который бьётся на льду и хочет победы.

«Для меня в диковинку, как Билялетдинов до малейших деталей объяснял любой момент»
– Вы долгие годы играли в «Ак Барсе». Что больше всего осталось в памяти с тех времён?
– Сразу всё. Помню, как в 17 лет приехал в Казань, был на матче, когда «Ак Барс» впервые выиграл Кубок Гагарина. Также я был в команде, когда мы выигрывали трофей во второй раз. Помню ту атмосферу на трибунах, видел, как люди любят «Ак Барс», как болеют за команду.
– Вы дебютировали в «Ак Барсе» при Билялетдинове, но при ком окончательно закрепились в составе?
– Помню, как Зинэтула Хайдярович ушёл в сборную, а «Ак Барс» возглавил Владимир Васильевич Крикунов. При нём я стал играть чаще, а через год из сборной вернулся Валерий Геннадьевич Белов – я сыграл все матчи.
– Как вам баллоны Крикунова?
– Много был наслышан об его баллонах, но это наша работа. Когда пробежался с ними на тренировке, то подумал, что ничего сверхъестественного в этом нет, потому что у всех тренеров плюс-минус одна и та же подготовка с баллонами. Главное отличие у Владимира Васильевича заключалось в том, что на баллоне сзади сидело два игрока. Но мы со всем справлялись.
– У Билялетдинова тоже были тяжёлые тренировки?
– Да тут ситуация в том, что лёгких предсезонных тренировок не бывает. У любого тренера такие занятия получаются очень сложными. Притом предсезонка очень сложная в любом игровом виде спорта. Все ведь говорят, что лучше играть, чем тренироваться, но без тренировок ты тоже не сможешь нормально выступать на льду.

– Кто ваш главный тренер в карьере?
– Думаю, что их четверо: Владимир Васильевич Крикунов, Зинэтула Хайдярович Билялетдинов, мой первый тренер Александр Викторович Шахворостов и Андрей Алексеевич Мартемьянов.
– Билялетдинов силён как мотиватор?
– Да, мотивирует мощно. Он хорош и как тренер, и как психолог. Не просто так он стал первым российским тренером, который поработал в НХЛ и столько всего выиграл. Также для меня было в диковинку, как Билялетдинов до малейших деталей объяснял любой момент.
– Вы провели три матча за «Ак Барс» в сезоне 2009/10. Достался ли вам чемпионский перстень?
– Нет, потому что я играл только в самом начале сезона, после чего отправился в МХЛ. Да, меня подключали к тренировкам с первой командой, но играл только осенью.
– Когда только приходили в «Ак Барс», то как смотрели на Зарипова с Морозовым?
– Тогда у нас была команда звёзд. Сначала смотрел на них как на идолов, но после мы начали играть вместе – все подобные мысли ушли. Нормально общались, вместе время проводили – одним словом, были хорошими партнёрами. Они мне подсказывали по игре, я прислушивался к их советам.
– Не обидно ли было уходить из Казани в 2017 году?
– Нет, это спорт, тут на такое не обижаются. Конечно, получилось так, что они меня обменяли и в этот же сезон выиграли Кубок Гагарина. Такова хоккейная жизнь, что тебя могут обменять в любой момент. Я, например, радовался, когда «Ак Барс» выиграл Кубок, поэтому никаких обид не было.

– За ваши годы в Казани вы поиграли со многими легионерами. Кого могли бы выделить?
– Все были хороши по-своему. Финны могли отлично сыграть как в атаке, так и в защите. Многому научился у Нико Капанена, потому что он был центральным, как и я. Яркко Иммонен много подсказывал и хорошо играл на точке. Из следующего яркого поколения легионеров хорош был Азеведо. Маленький, но неуступчивый нападающий с хорошим броском. В Казани всегда были сильные легионеры.
«Кто-то пишет, что в Магнитогорске красный снег, но я такого не видел»
– Летом вы больше времени проводите в Казани или в Магнитогорске?
– Я уже 15 лет подряд живу в Казани, полностью здесь обосновался. Родители проживают в Магнитогорске, но мы с женой здесь. Кстати, у меня супруга из Казани, поэтому чаще бываю здесь.
– Правда ли, что в Магнитогорске проблемы с экологией?
– Никогда не замечал. Люди столько лет там живут, играют – с ними всё нормально. Когда я оттуда уезжал в 17 лет, то об экологии не задумывался. Все ведь пишут, что у нас там красный или чёрный снег, но я такого не видел. Это обычный рабочий город, который неплохо развивается. Там построили прекрасный парк – только рад за Магнитогорск.

– Не обидно, что вы, уроженец Магнитогорска, ни разу не сыграли за «Металлург»?
– Нет, ничего такого нет. Опять же, такова хоккейная жизнь. Я только рад, что перешёл в «Ак Барс», отыграл 10 лет и остался здесь жить.
– Год назад вы перешли в «Молот», хотя до этого долгие годы играли только в КХЛ. Морально тяжело было спуститься на один уровень ниже?
– Так получилось, что не было предложений из КХЛ, а на дворе – конец августа. Тут звонит Александр Вячеславович Гулявцев (генеральный директор и экс-наставник «Молота» – прим. ред.), который предложил перейти в его команду. Я переговорил с семьёй и решил согласиться. В хоккейном плане там тоже есть развитие. Да, уровень игроков чуть пониже, чем в КХЛ, но это никак не мешало. Только логистика немного отличалась: чаще ездили в автобусах, чем летали на самолётах. Но человек ко всему привыкает, поэтому никаких проблем с этим не было.
«Бывало, что партнёры пихали за лишние удаления»
– Чем вызвана ваша силовая и бойцовская манера игры?
– Когда приходил в «Ак Барс», то сами понимаете, кто играл в первых трёх тройках: Морозов, Зарипов, Капанен, Иммонен, Песонен, Обухов – большие мастера. Эти места были заняты, поэтому я мог пробиться лишь в четвёртое звено. Там выходили молодые ребята, которые много боролись и толкались на льду. К черновой работе я всегда нормально относился, отсюда и возник такой стиль игры.
– Игроков вашего плана сейчас меньше?
– Не сказал бы. Да, процесс не стоит на месте, хоккей тоже меняется. Но в каждой команде должен быть игрок, который способен завести команду силовыми приёмами, драками и умением залезть под кожу. К тому же площадки стали уже, поэтому идти в силовую борьбу сейчас легче.

– Когда вы были молодым игроком, то хотели ли стать супербомбардиром?
– Конечно, всегда хочется забивать голы, отдавать передачи и приносить команде победы. Но лично я не расстроился, что не стал таким игроком. Старался брать другими качествами, то есть меньшинством и силовой борьбой.
– Часто ли приходится сдерживать себя, чтобы не вступить в драку?
– Не сказал бы. Сейчас таких моментов меньше, но они иногда всё же случаются. Я всегда готов постоять за себя или партнёра.
– Когда вы приходили в «Ак Барс», то у вас были проблемы с удалениями. Как с этим боролся Билялетдинов?
– Я бы не сказал, что были большие проблемы с удалениями. Но в тот момент я был молодым и горячим, как говорится, кровь кипит. Может, удалялся неоправданно, но никаких штрафов или наказаний не припомню. Хотя бывало, что пихали, притом делал это не только Зинэтула Хайдярович, но и ребята. Хорошо, что затем научился контролировать свои эмоции.
«Зуб вставлю, когда завершу карьеру»
– Вам 33 года, немалый возраст. Сколько ещё планируете поиграть?
– Хочу играть до тех пор, пока буду востребован. Сейчас здоровье позволяет, поэтому хочу играть. Даю себе ещё лет пять, думаю, что это минимум.
– Сможете ли дотянуть до 41 года, как Зарипов?
– Всё будет зависеть от здоровья и спроса. Не хочу отбывать номер и занимать чьё-то место. Считаю, что нужно уступать дорогу молодым.

– Многие помнят улыбку Дениса Голубева, в которой нет переднего верхнего зуба. Планируете ли его вставлять?
– Да, есть такие планы, но я по-прежнему играю в хоккей, поэтому не вижу смысла делать это сейчас. Это долгий процесс, который требует внимания. Думаю, как закончу карьеру, так сразу займусь этим.
– Чем в основном занимаетесь сейчас?
– Просыпаюсь, немного поиграем с сыном. Далее веду его в садик, а после начинаю тренировки. Следом можем прогуляться с женой и наконец забираем ребёнка из садика. После все вместе идём на набережную или в парк «Урам», где играем в футбол. Так что стараюсь весь вечер провести с семьёй.
– То есть вы уже начали подготовку к новому сезону?
– Да, более трёх недель готовлюсь.
– На лёд уже выходите?
– Да, в том числе. Зал тоже не исключаю – совмещаю разные тренировки.
– Будете ли собираться с Бурмистровым, Якуповым и многими другими игроками, проживающими в Казани, как это было в те годы?
– Мы уже начали кататься, но пока наша компания чуть поменьше. Где-то к концу июня снова соберёмся все вместе и начнём плодотворно готовиться к сезону.

«Я был на матче УНИКСа с «Реалом»: как там играл молодой Дончич…»
– Смотрели ли матчи за Кубок Стэнли?
– Нет, не смотрел. Матчи начинаются в три часа утра – сложно просыпаться к этому времени. Сегодня увидел, что «Флорида» стала обладателем Кубка Стэнли – порадовался за наших ребят: Бобровского и Куликова. Они молодцы, что прославляют наш хоккей не только в России, но и во всём мире.
– Есть ли интерес к другим видам спорта?
– Чаще всего следил за футболом, но в этом году так и не сходил никуда. Много смотрю волейбол, пристально слежу за «Зенитом-Казань». Старался не пропускать их матчи, смотрел их на планшете. Когда у меня закончился сезон, то я прилетел в Казань и сходил на «Финал шести».
– Удивились, что «Зенит» не смог стать первым?
– Да, удивление было. Они так сильно провели сезон, хорошо смотрелись в плей-офф, но всё бывает. Для меня всё равно «Зенит-Казань» – самый сильный волейбольный клуб России.
– Не знакомы ли с кем-то из игроков?
– Нет, ни с кем. Зато знаком с Владимиром Романовичем Алекно. Когда он работал в Казани, то много общался с ним, он даже ездил на наши игры. Бывает, что летом можем пересечься, когда он сюда приезжает. Он большой молодец: только пришёл в Питер и сразу довёл команду до серебряных медалей. Сразу видна рука тренера. Это великий тренер, о котором даже сняли фильм. Всё хочу сходить в кинотеатр и посмотреть, что получилось.

– У вас в соцсетях есть фотография с экс-доигровщиком «Зенита» Эрвином Нгапетом. Как вы встретились с ним?
– Я давно следил за «Зенитом» – ещё с тех времён, когда тут играли Теодор Салпаров, Алексей Спиридонов и многие другие. Помню, как мы сидели с женой в ресторане. Вижу, что за соседним столиком сидит Нгапет, сейчас он, к слову, двукратный олимпийский чемпион. В тот момент он играл в Казани и считался одним из сильнейших волейболистов мира. Вот и решил сделать фотку на память.
– Ещё у вас есть фотка Луки Дончича в форме «Реала». Вы фанат баскетбола?
– Баскетбол могу посмотреть, но Дончича выкладывал, потому что болею за все команды «Реала». Это всё идёт с детства, со времён, когда в Мадриде были «галактикос». Что касается Дончича, то был на матче, когда они с «Реалом» приезжал в Казань на матч с УНИКСом. Тогда Лука был совсем молодым, но как он играл… Ещё тогда было видно, что это будущая звезда баскетбола. В этом сезоне я ещё следил за УНИКСом, но не так часто, как за «Зенитом». В основном смотрел матчи по телевизору, когда после сезона вернулся в Казань.
– Как вам футбольный «Реал»?
– Это лучший клуб мира. Слежу за ними с сезона 2000/01 – до сих пор висят значки с Раулем, Луишем Фигу, Касильясом, Роберто Карлосом.
– Какой «Реал» был сильнее: «галактикос» или эпохи Роналду, когда они выиграли Лигу чемпионов три раза подряд?
– Когда был «галактикос», то я был маленьким. Европейский футбол показывали не так часто, но я старался следить. Когда в «Реале» играл Роналду и они взяли три Лиги чемпионов подряд, то я был взрослым, смотрел все их матчи и понимал, как играет команда. Думаю, что «Реал», который трижды подряд выиграл Лигу чемпионов, посильнее, чем «галактикос». Конечно, в начале века в команде было много звёзд, но уровень футбола был сильнее при тренере Зидане.

– Чего ждёте от Хаби Алонсо в «Реале»?
– Жду, что «Реал» с ним выиграет Ла лигу, а также Лигу чемпионов. Думаю, что в этом году так и произойдёт.
ДОСЬЕ «БИЗНЕС Online»
Денис ГОЛУБЕВ
Дата рождения: 11 июля 1991 года
Место рождения: Магнитогорск
Карьера игрока: школа «Металлурга» (Магнитогорск) – до 2009 года; «Барс» (Казань) – 2009– 2012; «Ак Барс» (Казань) – 2009– 2014; «Нефтяник» (Альметьевск) – 2010– 2014; «Лада» (Тольятти) – 2014/15; «Ак Барс» (Казань) – 2015– 2018; «Барс» (Казань) – 2015– 2017; «Амур» (Хабаровск) – 2018– 2021; «Сокол» (Красноярск) – 2018/19; «Сибирь» (Новосибирск) – 2021– 2023; «Адмирал» – 2023/24; «Молот» (Пермь) – 2024/25; «Барс» (Казань) – с 2025 года.
Достижения игрока: победитель Универсиады (2011), победитель молодёжного чемпионата мира (2011).