Честный Мухамадуллин: ответил Галимову, назвал НХЛ мечтой, сравнил цены в России и США
Большое интервью с уфимским воспитанником.
23-летний Шакир Мухамадуллин – из тех молодых хоккеистов, кто мог бы гарантированно играть в КХЛ, но вместо этого поехал в Америку. В 2023 году защитник, прошедший в системе «Салавата Юлаева» путь из юношеской команды до КХЛ, присоединился к «Сан-Хосе» и его путь был не из простых: хоккеиста часто отправляли в АХЛ. Несмотря на все трудности, Мухамадуллин твёрд в своём намерении закрепиться в НХЛ, о чём рассказал в интервью корреспонденту «БИЗНЕС Online».
Также мы обсудили жизнь в Калифорнии, сезон «Салавата Юлаева», а также слова форварда «Ак Барса» Артёма Галимова, что в КХЛ ему играть комфортнее.

«У нас в «Сан-Хосе» молодая команда, набираемся опыта, и я уверен, что в ближайшее время многое изменится»
– Шакир, каким получился для вас прошедший сезон?
– Вообще сезон получился скомканный, в первую очередь из-за травм. Буквально в первый день тренировочного лагеря получил повреждение, соответственно пропустил предсезонную подготовку. Когда вышел на первый матч, все всё делали на автомате, а мне приходилось только вкатываться. Поэтому были трудности в начале сезона.
Потом потихоньку стал чувствовать себя увереннее. Прогресс был, я его чувствовал. Единственное, повторюсь, травмы немного подпортили ситуацию. Если бы не они, то сыграл бы больше матчей и качество игры было бы лучше.
– «Сан-Хосе» второй год подряд занял последнее место в конференции. По-вашему, с чем связан такой результат и когда всё может поменяться?
– В ближайшее время, я думаю, всё поменяется. Сейчас идёт процесс перестройки команды. У нас много молодых игроков. Если смотреть по прошедшему сезону, было около 20 матчей, в которых к третьему периоду наша команда вела с разницей в одну или две шайбы и эти матчи проигрывались. Если даже в этих матчах получилось бы довести результат до победного конца или перевести в овертайм, была бы совсем другая картина. У нас молодая команда, набираемся опыта, и я уверен, что в ближайшее время многое изменится.
– Если посмотреть статистику, там длинная серия из поражений. Насколько морально давит такой результат команды?
– Конечно, это давит и не только на меня, даже когда проигрываешь два-три матча. Все стараются не думать о полосе поражений, но никуда в сторону это не уберёшь. Были разговоры, что у нас не должно быть привычки проигрывать и, несмотря на турнирную таблицу, мы должны быть командой, против которой тяжело играть и которая в каждом матче цепляется за свой шанс. Повторюсь, если посмотреть 80–90% матчей, там игра была кость в кость.
– Был ли какой-то матч особенным, который запомнился?
– Каждый матч для меня был уникальным. Наверное, назову момент первого гола «Вегасу», когда сначала ничего не понял. Завис на несколько секунд и только, когда подошли партнёры понял, что забил. Вот этот момент выделить могу. Были положительные эмоции. Такую галочку поставил.
– Вас потихоньку вкатывают в основу. В прошлом сезоне вы провели уже 30 матчей. Насколько довольны таким игровым временем? Нет ли размышлений, что дают мало играть?
– Я об этом не думал, я думал, как мне правильно восстановиться. Главное было войти в этот игровой ритм.
– В мае вам продлили контракт с «Сан-Хосе». Верите ли вы, что соберётся состав и ситуация в турнирной таблице изменится?
– Во-первых, за один год команда не собирается. Во-вторых, будут изменения, в следующем сезоне молодые игроки будут уже опытнее. Я думаю, что результат уже будет другим, будем стараться.
– Если поступит предложение от другого клуба НХЛ, будете раздумывать или уже решили до конца контракта играть за «акул»?
– Такие предложения игроку никогда не приходят. Это переговоры между генеральными менеджерами и тебе могут позвонить и сказать, мол, мы тебя обменяли и всё. Даже не предупредят заранее. Бывает, могут сказать, что рассматривают варианты. А так, чтобы тебе поступило предложение, там такого нет. Пока ты ограниченный агент, такого не будет.
«Зимой уезжаю на озеро Тахо, чтобы увидеть снег»
– Находясь в США, по чему или по кому сильнее всего скучаешь?
– Там нет времени скучать. На девять месяцев у меня фокус на сезоне и так каждый день. Каждый игрок, как робот, входит в колею и пока сезон не закончится оттуда не выходит.
– С родными созваниваетесь по ночам?
– Конечно, звоню домой. Это не так, что я уехал и меня никто год не видит и не слышит. У меня с Уфой ровно 12 часов разница: если в Сан-Хосе 10 вечера, в Уфе 10 утра. Получается, когда у меня уже вечер, родители только просыпаются. С друзьями созваниваюсь в разное время, а с родителями, когда у них вечер.
– Просят ли друзья или родные привезти что-нибудь из США, какие-то санкционные вещи?
– Нет, такого нет, никто ничего не просит. Обычно перед приездом я спрашиваю у родителей, что им привезти. А так я сам вожу всякие вещи, в основном это сувениры. В 2022 году, после вылета в первом раунде от «Адмирала», ездил на полтора месяца в США, привёз кепки команде, всем раздал. В том году тоже привозил. И в этом году, сейчас у меня дома лежат, и я их дарю, когда с кем-то встречаюсь.

– Некоторые игроки просят привести клюшки. Поступали такие заказы?
– Один раз кто-то меня просил попробовать отправить клюшки, но это не так, что я в клубе беру, а человек сам заказал клюшки и я просто их отправил. Но прям, чтобы просили нет. Проблем с клюшками нет, я думаю в России тоже достаточно клюшек.
– Чем отличается жизнь в Сан-Хосе от жизни в Уфе?
– Только тем, что нет рядом родных и старых знакомых. В сезоне у меня проблем с образом жизни нет. В выходные ты сам с собой, в эти дни стараюсь по максимуму отдыхать. Когда начинается регулярный чемпионат, там уже график очень плотный. Времени отвлечься нет, да и не хочется.
– Как вообще проводите свободное время? Есть ли любимые места в Сан-Хосе?
– В выходные в первую очередь стараюсь выспаться. Хочется отдохнуть. Но даже в выходные просыпаешься в 7–8 утра как робот. Если в 9:00, это ещё хорошо. А так, чтобы просто отдохнуть, можно съездить к океану, если не лень будет, потому что туда 40 минут пути, взять туристический стул и посидеть на берегу океана. Иногда делаю барбекю, жарю стейки. Такой образ жизни, связанный с природой.
– Привыкли к климату? Не смущает, что уфимской зимы нет?
– Погоду я там точно не смогу поменять. В принципе комфортно. Зимой, когда есть паузы в 3-4 дня перед Новым годом, я еду на озеро Тахо. Там также снежно, как у нас в России. Туда уезжаю, чтобы увидеть снег и чуть-чуть окунуться в этот климат.

– Ваш бывший одноклубник в «Салавате Юлаев» Александр Хмелевский ранее выступал в «Сан-Хосе». Помогает ли он вам советами?
– Не было такого, чтобы прям помогал. Я и не обращался, старался всё делать сам. Он мне сказал: «Если будут какие-то вопросы, напиши, позвони, я тебе подскажу».
«Цены в Калифорнии выше, налоги больше»
– Как вам калифорнийские цены? Зарплаты хватает?
– Да, цены выше, налоги больше. Играя в АХЛ, ты знаешь, сколько тебе приходит, заранее бюджет рассчитываешь. Поэтому с этим проблем нет.
– Сколько стоит, к примеру, чашка кофе по сравнению с нашими ценами?
– В Калифорнии кофе объемом 0,4 выйдет где-то 4-6 долларов. Слушайте, в Москве вышло дороже, когда я брал недавно в аэропорту.
– Стало ли вам полегче в финансовом плане, когда вас начали чаще привлекать в основу?
– В АХЛ и НХЛ, конечно, разные контракты. Но расходы от этого не меняются и ежемесячно тратишь одну сумму.
– Как у вас с жильем? Снимаете или уже обзавелись домом?
– Снимаю однокомнатную квартиру. Они все в основном сдаются без мебели, голые стены, кухня. Мебель в том году ещё закупил, её летом сдаю в гараж, проще говоря, оставляю на хранение. Когда приезжаю, снимаю квартиру и перевожу всю мебель обратно.
– Уже купили машину?
– Да, взял в прошлом году, на ней так и езжу.
– За два года в Штатах успели ли выучить язык?
– Английский выучил, ведь у тебя каждый день практика. И ты усваиваешь быстрее, потому что тебе это необходимо. Не скажу, что у меня язык идеальный, всё равно трудности присутствуют. Но нет такого, что достаю телефон и начинаю переводить. Говорю как могу и общаюсь теми словами, которые знаю.
«Тренер говорит: «Мы не роботы, все ошибаемся»
– Насколько вы выросли в игровом плане за эти два года?
– По моим ощущениям, добавил в игре в обороне. Настроил фокус. Теперь в голове всё начинается с обороны. Если хочешь играть в атаке, сначала отработай хорошо в обороне. Много мелочей, о которых можно долго рассказывать: игра с клюшкой, подстраиваться коньками правильно, какой угол. Прогресс чувствую и вижу своё развитие.
– Замечаний от тренерского штаба стало меньше?
– Они всегда есть. Бывали периоды, когда просто не идёт игра, и ты задумываешься что делать, чтобы не ошибаться. Был момент, когда тренер АХЛ увидел, что я заменяюсь потому что игра не получается. Он мне отправил видео другого игрока и говорит: «Вот человек, который получает огромную зарплату. Вот смотри его игру, у него 15 хороших моментов и пять плохих. Мы не роботы, и все мы ошибаемся». Замечания есть, но, когда ты их получаешь, это не значит, что тебя ругают, а значит тебе пытаются помочь, чтобы этого больше не повторялось.

– С кем вы больше всего общаетесь в «Сан-Хосе»?
– В основном общаемся с русскими, а в раздевалке со всеми без проблем.
– Кто из тренерского штаба «Сан-Хосе» больше поддерживает? Кто-то объясняет, что нужно для закрепления в НХЛ?
– После каждого матча, у меня, как и у каждого защитника, проводится индивидуальное собрание, проходит разбор. Там обсуждаются ошибки, отдельные моменты, где и что можно улучшить. Это и у нападающих, и у вратарей есть индивидуальный разбор его смен. Тренер по защитникам после каждой игры общается, и бывает главный тренер в течение недели выдергивает пару человек, чтобы пообщаться с ними. Может и тренер по нападающим тебя выдернуть, если ты в большинстве играешь. Нет такого, что кто-то один с тобой общается, весь тренерский штаб активно вовлечён в процесс.
– В «Сан-Хосе» тренером по развитию работает россиянин Артём Некеров. Продолжаете взаимодействовать с ним на тренировках?
– Периодически с ним работаем. Летом работали, когда заранее приезжал, а так, если есть промежуток между матчами, силы и время, то работаем. В основном это происходит после тренировок. В прошлом сезоне больше над катанием работали, а в этом году больше над броском.
«Конечно, можно приехать в Россию и получать хорошие деньги»
– Как за два года в НХЛ поменялось ваша ментальность, отношение к делу?
– Не то, чтобы что-то кардинально поменялось. Скорее подстраиваешься под стиль игры. Он там другой, и ты начинаешь по-другому думать. В первую очередь начинаешь выполнять установку тренера, чтобы играть, как одно целое в команде, чтобы система работала. В принципе ментально ничего не поменялось, просто под каждого соперника играешь по определённой системе, как тебе объясняют.
– Два года назад вы говорили, что вам не хватает веса для силовой игры. Успели набрать мышечную массу?
– В зале, понятное дело, тренируешься постоянно что во время сезона, что в летнее время. Конечно, это не так, что мы как бодибилдеры заходим в качалку и просто начинаем качать руки и ноги. Есть программа, всё с умом предусмотрено, дают тренировки на силу, на увеличение взрывной скорости. В зале работа идёт постоянно.
– Не секрет, что в НХЛ другие скорости. Сколько времени понадобилось, чтобы привыкнуть?
– Быстрые игроки есть, что там, что здесь. Но там у всех единый размер площадки – канадский. И они всю жизнь на этом размере играют и есть такой момент, что тебя очень грамотно и очень быстро отрезают от пространства. Места и времени, чтобы подумать, нет. Ты должен делать всё быстро, можно сказать в одно касание. Ты понимаешь, что доля секунды и к тебе уже пара игроков приедет.
– Чем НХЛ лучше для молодых хоккеистов в сравнении с КХЛ?
– Не скажу, что лучше или хуже. Сколько меня спрашивают, конкретно ответить нельзя. Я вот поехал и два года провёл здесь, но я ничего не смогу объяснить. Нужно самому прочувствовать, у каждого по-своему идёт. У меня вот так.

– Нападающий «Ак Барса» Артём Галимов сказал, что его не тянет в НХЛ и ему комфортно здесь. Что вы думаете про эти слова?
– Мне тоже в КХЛ было комфортно, но я вышел из этой зоны, чтобы развиваться. Здесь, наверное, комфортнее, потому что нервничаешь меньше, не переживаешь так сильно. Здесь ты находишься у себя дома. Там ты уже в другой стране, в другой лиге, где многое по-другому и в игре, и в быту. Повторюсь, у каждого всё происходит индивидуально. Это его мнение, и ему решать, где играть. Я вышел из зоны комфорта и стараюсь зацепиться за свой шанс там.
– В России же можно больше заработать.
– Когда я говорю про НХЛ, я говорю не про деньги, а про мечту. Денежный вопрос здесь некорректен. Конечно, можно приехать в Россию и получать хорошие деньги, они в любом случае будут хорошими, потому что здесь цены в разы ниже.
«В плей-офф смотрел каждую игру «Салавата Юлаева»
– С кем из игроков «Салавата Юлаева» вы общаетесь?
– Не скажу, что каждый день общаемся. Но связь держу со многими, с кем в играл сам. С молодыми ребятами и со старшими.
– С Виктором Николаевичем или Ринатом Рашитовичем на связи?
– С ними конкретно не созваниваемся. Бывает, когда с кем-то из игроков разговариваю, и в это время они в раздевалке находятся, если увидят, то пару слов друг-другу скажем, да и всё. У каждого идёт свой сезон, поэтому нет такого.

– Смотрели матчи «Салавата Юлаева» в Кубке Гагарина?
– Каждую игру в плей-офф, просыпался утром.
– Команда выиграла «бронзу». Как оцените выступление команды и чего не хватило для выхода в финал?
– Насколько знаю, там было много травм. Кто-то вообще играл с повреждением. Не скажу, чего и кого не хватило, и я не в том статусе, чтобы давать оценку сезону. Мне нравилось, как команда играет, как они двигались, как ту же серию со «Спартаком» с 1–3 отыграли. Игры смотрел, переживал.
– Сейчас не самые простые времена у уфимского клуба. Что вы ждёте от команды в следующем сезоне?
– Просто пожелаю удачи! Буду следить за матчами, когда будет возможность и время. Я уверен, что все постараются по максимуму.
«Буду цепляться за шанс, пока он есть»
– Как проходит ваш отпуск?
– В апреле мне сделали операцию на плечо, сейчас у меня идёт реабилитация. Отдых – буквально на неделю съездил на море и даже там проходил реабилитацию. Восстанавливаюсь, чтобы быть готовым к лагерю. Продолжаю тренироваться в зале, если рукой не могу, то где-то больше на ноги работаю. Отдых буквально был две недели. Остальное время работал в зале и поддерживал форму.
– В Уфе побывали?
– Да. Сейчас прохожу лечение в клинике в Казани, а по выходным я в Уфе.
– Каково вернуться домой?
– Всегда с удовольствием возвращаюсь. И всегда с интересом наблюдаю, как развивается город, идут стройки, появляются новые дома, парки. Вижу только обновление, и это вызывает положительные эмоции. С удовольствием встречаюсь с родными и близкими.
– Посещали ли вас за эти два года мысли бросить всё и поехать обратно в родную Башкирию, выступать за «Салават», выходить на лёд во всех матчах?
– Таких мыслей нет. Повторюсь, пока есть возможность и шанс попробовать свои силы там, я до последнего буду цепляться за него. Прошлый год, когда провёл в АХЛ, спрашивали, не хочу ли вернуться. Я считаю, что надо пройти через все эти этапы, этот путь. Когда поехал в АХЛ, не считаю, что я сделал шаг ступенькой вниз, всё равно сделал шаг вперёд. Всё идёт поэтапно, пока есть возможность цепляться, я цепляюсь.

– Звали ли вас обратно в Уфу? Или, наоборот, говорили, чтобы не думал возвращаться?
– Такого не было. Они понимают, что я там и буду цепляться за шанс, пока он есть.
– Поступали ли приглашения от других клубов КХЛ, может кто-то хотел предложить большую зарплату и место в первой пятерке?
– Нет, я принадлежу клубу и ни с кем не общаюсь.
– Если бы появилось бы такое предложение, подумали бы?
– Не думал бы. Пока есть возможность там, я всё равно буду там стараться.
– Увидим ли мы когда-нибудь Шакира Мухамадуллина выходящего на лёд в джерси «Салавата Юлаева»?
– Об этом рано говорить. Сейчас я об этом не думаю. Все мысли у меня о том, чтобы закрепится за океаном.
ДОСЬЕ «БИЗНЕС Online»
Шакир МУХАМАДУЛЛИН
Амплуа: защитник
Дата рождения: 10 января 2002 года
Место рождения: Уфа (Россия)
Карьера: «Толпар» (МХЛ) – 2019–2020; «Торос» (ВХЛ) – 2019; «Салават Юлаев» (КХЛ) – 2019–2023; «Ютика Кометс» (АХЛ, США) – 2022; «Сан-Хосе Барракуда» (АХЛ) – 2023–н.в; «Сан-Хосе Шаркс» (НХЛ) – 2023–н.в.