Данил Тармасинов (Eurosport.ru) находит единственного человека, который покажет России чемпионат мира по футболу.

Виталий Мутко
Dennis Grombkowski / gettyimages.com



ЦЕНЫ НА ПРАВА ЧМ-2018 ВЫРОСЛИ ДЛЯ РОССИИ НА 200%

Главной темой недели стала покупка прав на показ ЧМ-2018 в России. У большинства это вызывает шок: оказывается, страна-организатор должна за трансляции турнира платить и при этом очень большие деньги. Возможно, обычные зрители думают, что Россия будет делать на этом чемпионате всё – от строительства гостиниц и стадионов до прокладки телевизионных кабелей на аренах. Это не так. В каком-то плане, конечно, так, но, например, обеспечивать трансляции будет ФИФА и аффилированная компания, работающая с футбольной федерацией с 2002 года, а права на показ чемпионата мира Россия должны выкупать на общих основаниях и неважно, что турнир проходит в нашей стране.

Основная претензия отечественных чиновников: «Это очень дорого». Вице-премьер Виталий Мутко заявил, что для некоторых стран цену подняли на 15 - 20%, а для России взвинтили аж на 200. Хорошо, давайте поднимем архивы. Вот The Guardian публикует отчет ФИФА за 2011 год: организация завершила первую волну продаж прав на показ ЧМ-2018 и ЧМ-2022. В основном, за семь лет до старта цикла трансляциями закупились компании со Среднего Востока, Азии и Южной Америки. Газета отмечает, что ФИФА получила на 90% прибыли больше, чем за чемпионаты мира в ЮАР и Бразилии. Вполне органичный рост цен на ликвидный продукт.

Если вы следили за темой, то, возможно, тоже удивились изменению цен за последние недели – со 100 миллионов долларов по версии вице-премьера Мутко в ноябре 2016-го до 120 миллионов по версии Bloomberg в апреле 2017-го. При этом ни одна из сторон не опровергает рост суммы, и это очень странно – если ФИФА не может продать права за меньшие деньги, зачем ей просить больше?

Нужно понимать, что чемпионат мира в стране-хозяйке смотрят в несколько раз активнее, чем в других государствах. Пример? Игры-2014 в Сочи. Трансляции с зимних видов спорта собрали отличные цифры, любой эфир с Олимпиады легко перебивал рейтинг в 13%. Для сравнения: самая популярная программа последней недели марта-2017, «Лучше всех!» на Первом, показала цифры в 8,3% по стране.

Да, в топах отличается целевая аудитория (4+ и 18+), но факт налицо – Россия готова смотреть бобслей, лыжные гонки, фигурное катание и прочие виды, которые она не включает практически никогда, но из-за того, что крупные соревнования проходят под боком, зрителям этот спорт становится интересным. Представьте, что случится с цифрами, когда в Москву, Питер, Казань, Калининград и Саранск хлынет главный турнир по главному виду спорта в стране.

ОБНОВЛЯЙТЕ САЙТ ПРЕЗИДЕНТА





Сейчас все телевизионные менеджеры, прежде всего, Первого канала и ВГТРК, ждут одного: выделения средств из госбюджета. Вот простой пример: чемпионат России по футболу-2010, РФПЛ продала права на показ компании «НТВ-Плюс» по относительно рыночной цене. По мере приближения сезона стало понятно, что ВГТРК не готова платить за дорогую (по мнению госхолдинга) сублицензию, а их менеджеры кидались громкими заявлениями: «Лучше вложим деньги, которые хочет «Плюс», в создание футбольного контента».

Оказалось, что начальники ждали совещания у премьер-министра Владимира Путина с участием министра спорта Мутко, главы «Газпрома» Миллера и босса ВГТРК Добродеева. Нужные бюджеты быстро нашлись. Четыре месяца спустя «Россия 2» в несколько раз перебила оффер «Плюса» к АПЛ и на три сезона прописала у себя чемпионат Англии.

Последние новости про ЧМ-2018 – это речь вице-премьера Мутко с двумя хлесткими заголовками: «Нельзя втягивать государство в покупку прав на показ» и «В ФИФА считают, что за ТВ-права должно платить государство». Не очень понятно, почему бизнес-структуру (давайте считать ФИФА таковой) должно волновать, откуда покупатель найдет деньги. Для телекомпаний это, прежде всего, вопрос престижа и вопрос прибыли. У роскошных трансляций чемпионата мира будут хорошие рейтинги, у хороших рейтингов будет большое число рекламодателей, от рекламы каналы заработают приличные деньги – то есть вся цепочка на самом деле банально вела к доходам. Теленачальники прекрасно осознают, насколько футбол поднимет доли их каналов, даже если больше ни одна трансляция не останется в их эфирной путевке. Проблема в том, стоит ли реклама со всех матчей чемпионата на всех телеканалах (Первый, «Россия», «Матч ТВ») больше 100 миллионов долларов?

Русское ТВ, похоже,занимается шантажом. Все в руководстве знают, что Кремль не допустит такого позора, как провал с показом домашнего турнира. Решать надо быстрее: права на ЧМ-2018 продают пакетом с Кубком конфедераций, на котором наши телеканалы планируют производить национальный сигнал – такой же, какой был на Олимпиаде в Сочи (перебивки с болельщиками, больший акцент на русских футболистах и т.д.).

Сейчас всем нужно лишь почаще обновлять сайт президента и искать даты совещаний по вопросам спорта. Вопрос с телеправами зависит только от одного человека.