Дело Романа Ерёменко всколыхнуло российскую футбольную общественность: накануне полузащитник и один из лидеров казанского «Рубина», не появившийся ни разу на предсезонных сборах своей команды, в обход клуба из столицы Татарстана подписал четырехлетнее соглашение с московским ЦСКА. «Рубиновые» уверены, что контракт не соответствует существующим футбольным законам, поскольку в мае игрок безо всяких на то оснований в одностороннем порядке разорвал свое соглашение с казанцами, на что не имел права. В сложившейся ситуации, в которой на первые роли выходят юристы, которые попытаются доказать правоту одной из сторон в различных спортивных арбитражных инстанциях, по горячим следам попыталась разобраться редакция «БИЗНЕС Online».
РОМА, ВОЗЬМИ ТЕЛЕФОН
В начале этой недели, правда, возможно, что и не до конца, разрешилась интрига с тем, где продолжит карьеру «беглый» полузащитник «Рубина» Роман Ерёменко. Футболист, родившийся в Финляндии и выступающий за сборную этой страны, имел еще год контракта с казанцами, но решил не исполнять условия соглашения, расторгнув договор в одностороннем порядке. В итоге Ерёменко не появился ни на одном предсезонном сборе команды, не выходил на связь с тренерами и даже не стал общаться с капитаном «Рубина» Олегом Кузьминым. Сага с демаршем футболиста продолжалась два месяца. Агент игрока Марко Трабукки (Ерёменко — его единственный серьёзный клиент) заявлял об интересе к полузащитнику со стороны серьёзных европейских клубов вроде «Наполи» или даже «Милана», но, в конечном счете, футболист оказался в московском ЦСКА, с которым подписал контракт на четыре года. «Рубин», тем временем, намерен добиваться компенсации за расторжение контракта, которая можно составить около 6 млн евро. Редакции «БИЗНЕС Online» стали известны некоторые подробности этого дела. Казанцы не стали пытаться решить вопрос на российском уровне и подали протест в комитет по статусу игроков ФИФА. В случае, если организация примет решение в пользу «Рубина», игроку может грозить длительная дисквалификация, а московскому ЦСКА, который подписал контракт с Ерёменко, могут запретить регистрировать новых футболистов в два ближайших трансферных окна, то есть на протяжении целого года. При этом «Рубин», в любом случае, может претендовать на компенсацию за расторжение действующего контракт в одностороннем порядке.
Ерёменко был куплен у киевского «Динамо» в 2011 году. Казанский клуб потратил на трансфер футболиста, по данным наших источников в «Рубине», 14 млн евро. Это была первая покупка, которую сделал, едва появившись на посту президента казанцев Дмитрий Самаренкин, хотя хавбека, выступавшего в столице Украины, прежде всего, хотел видеть в команде главный тренер Курбан Бердыев. Русский финн, великолепный технарь, обладающий отличным пасом и классным дальним ударом, достаточно быстро превратился в одного из ключевых футболистов «Рубина». Именно его гол стал победным в финале Кубка России-2012, когда татарстанцы переиграли московское «Динамо» (1:0). При этом, разговоры о желании Ерёменко выступать в Западной Европе шли едва ли не с момента его появления в Казани. Кстати, такого игрока удалось «заманить» в российский чемпионат ещё и, потому что вместе с ним в стан «рубиновых» перебрался его старший брат Алексей Ерёменко. Но последний сначала получил очень тяжёлую травму, а впоследствии уехал играть в Казахстан. Последний год Ерёменко-младшего сватали поочерёдно едва ли не во все сильные и платёжеспособные отечественные клубы, а казанцы были не прочь его продать за сумму, немного превышающую ту, которая была затрачена на покупку футболиста. Но игрок, выросший в Финляндии и поигравший в Италии, знающий несколько европейских языков, хотел в сильный западный чемпионат. Но «Рубин» серьёзных предложений из Европы так и не дождался.
ИЗМЕНЕНИЕ ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ ЗАСТОПОРИЛОСЬ ИЗ-ЗА ЕРЁМЕНКО
Соглашение футболиста с клубом начало действовать 30 августа 2011 года и должно было закончиться 30 июня 2015 года. Именно в этом пункте и кроется лазейка, которая может сыграть в пользу казанцев. Дело в том, что Ерёменко воспользовался параграфом № 17 регламента ФИФА о статусе футболистов. Согласно данной норме футболист может отправить уведомление о расторжении контракта в срок по окончании третьего года контракта, но не позже, чем через 15 дней после окончания последнего матча сезона. Как сообщили «БИЗНЕС Online», в «Рубин» уведомление о расторжении контракта пришло 30 мая. Ерёменко смог выполнить лишь одно условие — уведомить клуб о своем решении не позднее, чем через 15 дней после завершения последнего матча сезона («Рубин» провел свою последнюю игру чемпионата 2013/14 15 мая), но на тот момент у игрока еще оставался на руках контракт, который действовал больше года. Таким образом, футболист нарушил регламент ФИФА. Отметим, что документ предусматривает расторжение контракта после окончания защищенного периода, этих самых трёх лет, по спортивным мотивам. Такое возможно, если игрок выходил на поле менее, чем в 10% матчей, то есть не больше трёх матчей в сезоне. Ерёменко же в прошлом чемпионате страны не вышел на поле лишь в трёх матчах чемпионата.
Как известно, недавно исполком РФС разрешил «Рубину» поменять форму собственности, казанцы решили перейти со статуса муниципального предприятия на коммерческое, либо ООО, либо ОАО. По нашей информации, Ерёменко был единственным футболистом, который не стал переподписывать свой контракт с формально новой организацией. Все условия прежнего соглашения должны были остаться в силе. Только из-за разногласий с финским легионером казанцы не могли окончательно поменять форму собственности. Если бы они это сделали без контракта с Ерёменко, то футболист мог бы заявить, что у него нет договора с новой организацией, и он бы мог покинуть клуб, а «Рубин» был бы уже не в состоянии предъявлять претензии. Отметим деталь, что игрок подписал контракт с «Рубином» по старому образцу, фактически типовому контракту, который прилагается к регламенту. В его соглашении не указана сумма компенсации за расторжении и нет данных по сумме отступных, заплатив которые любой клуб мог бы его перекупить.
В январе и марте 2014 года «Рубин» предлагал продлить футболисту контракт на несколько лет, где ключевым дополнением была бы указанная сумма, за которую казанцы готовы были бы отпустить игрока: 10 млн евро для российской команды и 6 млн евро для европейского клуба. Однако пролонгации так и не состоялось, агент игрока Трабукки не скрывал, что планирует увезти Романа в европейский клуб и забрать футболиста у «Рубина» бесплатно. Игроком активно интересовались два московских клуба — «Спартак» и «Динамо». Обе команды предлагали, по данным наших источников, порядка 8 млн евро за трансфер футболиста, что устраивало «Рубина». Однако сам Ерёменко был категорически против перехода в этим клуба, заявляя, что если и покинет Казань, то только ради европейской команды. Известно, что игроком интересовалась итальянская «Сампдория», но сам футболист вряд ли принимал середняка итальянское серии А, как достойный вариант продолжения карьеры. Московский ЦСКА, безусловно, куда более солидный клуб с чемпионскими амбициями, традициями и стабильным в последние годы место в Лиге чемпионов. В такой команде проще быть на виду у европейских грандов, хотя игроки «Рубина» также пользуются спросом в Европе. Так миланский «Интер» взял в аренду француза Янна М’Вила, а шотландский «Селтик» арендовал Мубарака Вакасо.
Еременко подписал четырёхлетнее соглашение с московским ЦСКА
ЧТО ГРОЗИТ ИГРОКУ?
По словам генерального директора ЦСКА Романа Бабаева, армейцы делали предложение «Рубину», но оно не устроило казанцев. Известный агент Герман Ткаченко назвал размер предложения ЦСКА — 4 миллиона евро, при этом он заявил, что «Рубин» может рассчитывать на компенсацию в 6 млн евро. «Рубин» еще в июне направил жалобу в ФИФА, где обосновал свою позицию. В международной федерации футбола есть специальный комитет, который рассматривает такие дела, но бюрократия в футболе такова, что процесс может затянуться на годы. Рассмотрение дела начнется в лучшем случае к зиме. Ерёменко, в случае признания его вины, может получить дисквалификацию от 4 до 6 месяцев, причем всё это время должно приходиться на игровые месяцы, то есть время, например, зимнего отпуска сюда не входит. Если будет доказано, что клуб или агент, получивший бонус за переход, влиял на решение игрока, то команде могут запретить регистрировать игроков в два ближайших трансферных окна. В современном футболе — это означает, что год, а может быть и больше у клуба будет потерян с точки зрения усиления состава. По словам Ткаченко, большие клубы в России негласно договорились не подписывать игроков, которые используют ту самую статью № 17 без согласия клубов, где они прежде выступали. ЦСКА — большой клуб, но что-то побудило армейцев пренебречь договоренностями. Влияние президента действующих чемпионов страны Евгения Гинера велико, но оно локально и не выходит за пределы российского футбола и украинской энергетики, которой он владеет. Вероятнее всего, договоренности будут на уровне клубов, а не игрока и «Рубина». Ставки слишком высоки, тем более, что пока козыри на руках казанцев, но ЦСКА редко играет без туза в рукаве, как на футбольном поле, так и вне его пределов.