Во вторник стартует чемпионат России по волейболу. В межсезонье многие команды не только существенно обновили свои составы, но и «гардероб», продемонстрировав новый имидж в матчах предварительного этапа Кубка страны. Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» представляют обзор игровых форм всех команд суперлиги сезона 2016/17 и предлагает читателям выбрать самую модную команду.
ЗЕНИТ (КАЗАНЬ)
Отыграв два сезона в схожих комплектах формы, казанцы решили поэкспериментировать. Темный комплект формы, на наш взгляд, получился куда более удачным. Нет переизбытка цветов, зато есть интересный дизайн в районе воротника. Эта форма отдаленно напоминает ту, что была у команды в сезоне-2008/09.
В светлой форме в глаза бросаются сразу несколько недоработок. Прежде всего, цветовые различия между основными элементами и нанесенными. Кроме того, очень серьёзно отличается шрифт номеров и фамилий. Ну, и серый орнамент на белой форме – на любителя. Без него форма была бы более яркой и контрастной.
ДИНАМО (МОСКВА)
Столичный клуб сохранил концепцию прошлогодней формы, в которой главной фишкой стало использование стилизованного изображения Спасской башни Московского Кремля, которое сделало форму москвичей очень узнаваемой.
На новой форме башня перенесена на другую сторону и увеличена почти вдвое. Наверное, в «Динамо» хотели как лучше, но немного перестарались. Теперь прекрасно видны куранты, но на изображение наезжает сразу три спонсорских логотипа, в том числе фирмы-производителя. Получилось какое-то нагромождение элементов. На задней части формы больше воздуха и всё смотрится гармоничнее.
На тёмной и на оранжевой форме либеро лучше видна главная фишка формы, а на светлой не так сильно бросаются в глаза логотипы спонсоров на белой подложке.
БЕЛОГОРЬЕ (БЕЛГОРОД)
Белгородский клуб один из немногих, кто не поддался общему тренду в российской волейбольной моде одеваться пёстро. «Львы» полностью сохранили свой прошлогодний облик. Кстати, немногим отличалась и форма в сезоне-2014/15. Кто-то может назвать это излишним консерватизмом, но особых поводов для изменений у белгородцев нет, потому что их форма имеет завершенный характер и содержит всю необходимую информацию.
Странно, что белгородцы никак не отметили на форме 40-летний юбилей клуба и жаль, что на задней части светлой формы теряется выполненный в бледно-сером цвете логотип, а он у «Белогорья», пожалуй, лучший среди всех клубов суперлиги. Именно в более смелом использовании логотипа со львом видится дальнейшее развитие дизайна формы белгородцев.
ГАЗПРОМ-ЮГРА (СУРГУТ)
Клуб из Сургута в межсезонье не стал вносить совершенно никаких изменений во внешний вид. Поэтому мы можем смело повторить нашу прошлогоднюю рецензию.
Сибиряки заполнили нижнюю часть формы симпатичными принтами, в которых можно увидеть темы снега и льда, присущие региону, а также элементы волейбольной сетки. Вроде бы в форме Сургута нет никаких суперкрутых дизайнерских решений, но выглядит она празднично и на ней нет ничего лишнего. Единственный минус – не совсем удачный шрифт игровых номеров, слишком уж жирный.
ФАКЕЛ (НОВЫЙ УРЕНГОЙ)
В прошлом году «Факел» в нашем рейтинге стал одной из самых модных команд. В этом году клуб отказался от приятного синего цвета и ушел в сторону более темной формы. Несколько сезонов занимавший основное место на лицевой части формы логотип спонсора отправился на рукава, а под игровым номером появилась крупная надпись «Ямал» с традиционным северным орнаментом, который также присутствует на флаге и гербе Ямало-Ненецкого автономного округа.
Из других деталей стоит отметить надпись est 1996 на боковой части футболок, которая означает год основания клуба. Там же по бокам можно разглядеть небольшие звёздочки, количество которых у игроков различается. В клубе из Нового Уренгоя подсказали, что звёздочки означают количество сезонов волейболиста в клубе. Также можно отметить интересную обводку номеров. На задней части формы всё стандартно – фамилия, номер, один из спонсоров. Без «изюминок».
ЛОКОМОТИВ (НОВОСИБИРСК)
В сибирском клубе в этом году очень ответственно отнеслись к внешнему виду команды. Форма получилась оригинальной и выполнена в ретро-стиле. И выбор шрифта названия команды на передней части, и стиль воротничков – всё это отсыл к истории. В «Локомотиве» креативно подошли и к самой презентации новой формы, проведя ее в музее истории Западно-Сибирской железной дороги. Кстати, недавно в похожей форме провел ретро-матч московский футбольный «Локомотив».
Что касается задней части формы, то там классический подход – ничего кроме фамилии и игрового номера. Форма либеро по официальным правилам волейбола должна отличаться по цвету, но у «Локомотива» она отличается еще и по стилю. Сочетание черного и зелёного цветов, а также горизонтальные вставки смотрятся эффектно.
Стоит отметить, что на форме «Локомотива» рекламные «погоны» не слишком заметны, но при этом они наляпаны прямо на логотипы компании-производителя формы. Видимо, дизайн был разработан раньше, чем клуб получил директиву из федерации.
ЕНИСЕЙ (КРАСНОЯРСК)
В прошлом сезоне у «Енисея» была достаточно привлекательная форма от Macron, но летом сибиряки сменили поставщика. Errea подготовила для клуба просто бомбовые комплекты формы. Если «Енисей» хотел всех удивить, то ему это явно удалось.
Дизайнер поэкспериментировал с цветами, причем очень смело. На обоих комплектах формы какое-то безумство красок и она очень напоминает одежду хиппи. Что всё это символизирует понять сложно, но надо сказать, что болельщикам форма наверняка запомнится надолго.
Герб Красноярского края сохранил свое место на передней части. Сама форма ассиметрична – правые боковые полоски на всех комплектах белые, что делает её еще более пёстрой. Остаётся пожелать красноярской команде, чтобы ее игра была такой же яркой, как и форма. За оригинальность ставим высокую оценку.
КУЗБАСС (КЕМЕРОВО)
Судя по всему, в кемеровском клубе даже выбор формы подчинили достижению высоких спортивных результатов. По замыслу от полосатой формы у соперников наверняка должно рябить в глазах, после чего они будут лупить мяч в сетку или аут. Как-то иначе такой дизайн формы объяснить сложно.
Широкие и узкие, горизонтальные и диагональные полоски, а также цветовые градиенты реально «бьют» по глазам. И если светлый комплект формы можно было спасти, например, убрав номера и фамилии красного цвета, то темный комплект безнадежен. Видимо, дизайнеры итальянской фирмы Macron вдохновлялись искусством своей страны и, в частности, изображениями арлекинов.
Стоит отметит, что на боковой части формы вместо адреса официального сайта клуба появился логотип одного из партнеров – развлекательного центра I'mpress. Да, того самого, где серьёзно пострадал главный тренер команды Денис Матусевич.
УРАЛ (УФА)
Дизайн формы «Урала» не меняется последние четыре года, но зато успел поменяться её окрас. В финале чемпионата России-2013 уфимцы играли в привычных для башкирских команд бело-зеленых цветах, а уже в сезоне-2014/15 форма неожиданно стала бело-синей с оранжевыми вставками. Ребрендинг был связан со сменой спонсора – «Уралу» начала помогать Башкирская генерирующая компания. Оранжевый цвет с ее логотипа перешел на логотип и форму уфимского клуба.
Если минувшим летом состав «Урала» поменялся процентов на семьдесят, то в дизайне формы только одно маленькое изменение – с левого плеча исчезла юбилейная эмблема о 20-м сезоне в суперлиге.
ЮГРА-САМОТЛОР (НИЖНЕВАРТОВСК)
Нижневартовцы каждый год пытаются вносить в свою форму интересные детали, но в этот раз они, похоже, просто не могли остановиться. Герб Нижневартовска – хорошо, герб Ханты-Мансийского автономного округа – уместен, югорский оберег рядом с ними – интересно, логотип юбилейного для клуба года в зелёных лавровых листах – нужная вещь. Но тут возле номера еще фамилия игрока, а рядом с контурами нефтяных вышек и сосен цифра «1987». Это год основания клуба, но зачем же повторяться?
Но и это еще не все. На форму крупно нанесен логотип клуба с надписью Samotlor, хотя рядом уже есть название команды на русском. В общем, еще один повтор. Добавим сюда еще пару спонсорских логотипов и получаем очень перегруженную различными элементами лицевую часть формы. Возможно, часть из них стоило перенести за заднюю часть или шорты, от некоторых и вовсе отказаться. В общем, «Самотлор» очень старался уместить на форму максимум информации, но не рационально распорядился всеми площадями.
НОВА (НОВОКУЙБЫШЕВСК)
Форма «Новы» так и осталась бы ничем не примечательной, если бы не появившееся на ней любопытное изображение мужчины, держащего в руках наклонные плоскости. Первая мысль, что это логотип одного из спонсоров, но у «Новатэка» и «Сибура» уже размещены логотипы на форме. На самом же деле мужчина с формы – рабочий, а плоскости символизируют крылья выпущенных в Куйбышеве во время Великой Отечественной войны самолётов. Монумент Славы – одна из главных достопримечательностей Самары, от которой до Новокуйбышевска 40 км. После того, как на логотипе «Новы» появилась пантера, уже ничему не удивляемся. Как и в случае с московским «Динамо», компания ZA Sport в форме «Новы» использовала узнаваемый в регионе объект.
НЕФТЯНИК (ОРЕНБУРГ)
Команда из Оренбурга официально называется «Нефтяник», но на форме это название везде идет второй строкой и более мелким шрифтом, чем надпись «Оренбуржье». Интересно, зачем второй сезон подряд эта путаница? Впрочем, на задней части формы есть еще одно уточнение – Оренбургская область.
Mikasa для «нефтяников» создала сразу два совершенно не похожих друг на друга комплекта формы. Фишка красно-черной формы – вертикальное название команды на лице. Очень странное и сомнительное решение.
Второй, желтый комплект формы совершенно не соответствует цветам команды в предыдущие сезоны. В нем надпись «Оренбуржье» нанесена по горизонтали, а под ней дизайнеры замельчили фразу «Нефтяник 2016-2017». Также можно отметить огромные игровые номера – отсутствие спонсорских логотипов позволило такой размер.
ДИНАМО (КРАСНОДАР)
Кубанцы, которые пару лет назад играли в запоминающейся форме с подсолнухами, теперь решили ничем не выделяться. Форма сделана в стиле минимализма, хотя едва заметный глазу орнамент там все-таки присутствует. Логотип Краснодарского края раньше располагался на плечах, но переехал на лицевую часть формы, где центральное место занимает логотип спонсора. На задней части формы нет ничего кроме номера и фамилии. В целом, комплекты не отличаются изяществом, но все же понимают, что главное не форма, а содержание. В нашем случае – качество волейбола и результаты команды.
ДИНАМО-ЛО (ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛ.)
Новичок суперлиги взорам широкой публики решил предстать в классических для динамовского клуба бело-синих цветах. Благо, они совпадают и с цветами титульного спонсора. Для либеро предусмотрен зелёный комплект, но это скорее вынужденная мера – регламент требует контрастной формы для игроков этого амплуа. Можно «покритиковать» целую группу мелких логотипов на шортах, но в наше время привлечение спонсоров, напротив, большое достижение. Что касается верхней части формы, то стоит отметить удачное расположение элементов и четкие шрифты.
Поставщики формы для клубов суперлиги:
ZA Sport – 4 (Динамо М, Факел, Нова, Динамо Кр)
Macron – 3 (Газпром-Югра, Локомотив, Кузбасс)
Errea – 3 (Зенит-Казань, Енисей)
Mikasa – 2 (Урал, Нефтяник)
Asics – 1 (Белогорье)
Mizuno – 1 (Динамо-ЛО)
СпортАрт – 1 (Югра-Самотлор)
Фото: официальные сайты «Локомотива», «Зенита», «Урала», «Кузбасса», «Динамо-ЛО», «Динамо» М, «Факела», «Югры-Самотлора», «Белогорья».