На футбол в Атланте пришло больше зрителей, чем в Казани за пять лет. Что?

Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» рассказывает об удивительно высокой посещаемости европейского футбола в США и превосходном дебютном сезоне «Атланта Юнайтед».


Матч между «Атлантой» и «Коламбусом». Фото: Kevin C. Cox / gettyimages.com

СРЕДНЯЯ ПОСЕЩАЕМОСТЬ ВЫШЕ, ЧЕМ В НХЛ И НБА

На этой неделе завершился очередной футбольный сезон в США. Футбол здесь ни разу не американский и даже не канадский, но всё равно бьёт все рекорды посещаемости в Северной Америке. Да, сборная впервые за несколько десятилетий пролетела мимо чемпионата мира, но местному зрителю на это плевать. Средняя аудитория матчей Главной лиги соккера (МЛС) – 22112 зрителя. Ещё никогда итоговая посещаемость не превышала 22-тысячную отметку, а суммарная аудитория впервые перевалила за восьмимиллионную отметку. Благодаря этим показателям МЛС, где играют команды из США и Канады, оказалась на восьмой строчке самых популярных национальных чемпионатов всего мира.

МЛС практически вплотную приблизилась к чемпионату Франции, и, что самое главное для американцев, к чемпионату Мексики. Одно из самых главных заблуждении о соккере в США заключается в том, что европейским футболом интересуются исключительно «южные латиносы». На самом деле, это неправда. Самые популярные клубы в лиге – либо северные, либо те, где процент испаноговорящего населения мал. Подавляющая часть аудитории соккера – это европейские иммигранты либо же их потомки. Американцы любят наш футбол прежде всего из-за того, что он представляет собой альтернативу консервативной НФЛ, НХЛ и НБА. Учитывая скандалы в американском футболе, относительно «чистый» соккер приятно наблюдать. Там никто не сядет на колено во время гимна.

Испаноговорящее население Соединенных Штатов прежде всего смотрит именно Центральноамериканские лиги. Несмотря на большую посещаемость МЛС, телевизионные рейтинги чемпионата Мексики заметно выше, нежели рейтинги соккера. Местные жители шутят, что билеты стоят достаточно дорого для иммигрантов, и они предпочитают смотреть телевизор. Тем более матчи из той же Мексики транслируются по телеканалам ESPN Deportes и Univision, чьё вещание идет исключительно на испанском языке.

У МЛС, безусловно, есть существенные проблемы по ТВ. А именно телевидение – это гарант высоких прибылей клубов. Все ведущие лиги США зарабатывают большую часть доходов именно от продажи прав либо местным, либо же федеральным телеконгломератам. Европейскому футболу предстоит ещё много работы в данном направлении. Но от одной головной боли МЛС уже избавилась: народ массово ходит на стадионы.

НА ВСЕ КЛУБЫ МЛС ХОДЯТ ЛУЧШЕ, ЧЕМ НА «РУБИН»

Чемпионат МЛС проходит по довольно запутанной структуре. Клубов в лиге 22, но каждая франшиза проводит лишь 34 игры за регулярный сезон. Соответственно, у каждой команды домашних матчей выходит по 17. Все 22 клуба распределены на две конференции: западную и восточную. Регламент соревнования таков, что команды не проводят матчи с каждым соперником из «чужой» конференции дважды, а лишь выборочно. Это не совсем справедливо со спортивной точки зрения, но это интересно прежде всего фанатам. Ведь таким образом большое число встреч приходятся на принципиальных соперников, например, между Сиэтлом и Портлендом или Сан-Хосе и Лос-Анджелесом.


После окончания регулярного первенства из каждой конференции в плей-офф выходят по шесть команд. Клубы, занявшие первое и второе место, квалифицируются в полуфиналы конференции, а те, кто занял места с третьего по шестое, попадают в раунд wild-card. Каждый раунд плей-офф, который именуется как Кубок МЛС, состоит лишь из одного матча на поле команды с высшим посевом. Всего же в постсезоне проходят 11 матчей, по итогам которых и выявляется чемпион США. Чемпион Канады выявляется во время регулярного чемпионата в мини-турнире между тремя «северными соперниками»: Монреалем, Торонто и Ванкувером.


Казалось бы, удивительно, но сама лига несколько недовольна показателями худших по посещаемости команд. На последнем месте располагается южный «Даллас», хотя, если судить по стереотипам, местные «мексиканцы» должны были раскупить абонементы на годы вперед. На матчи техасцев приходят чуть больше 15 тыс человек. Таким образом, все команды МЛС имеют посещаемость лучше, чем, например, у казанского «Рубина».

«АТЛАНТА ЮНАЙТЕД» СОБРАЛА АУДИТОРИЮ БОЛЬШЕ, ЧЕМ «КАЗАНЬ АРЕНА» ЗА ВСЁ СВОЁ СУЩЕСТВОВАНИЕ

Да, именно так. Аудитория всех футбольных матчей, прошедших на «Казань Арене» с начала её функционирования еле-еле превысила отметку в 700 тысяч человек. И то это во многом благодаря проведению Кубка Конфедераций, где практически на каждом матче стадион был полностью забит. В свой дебютный сезон «Атланта Юнайтед» сумела реализовать 819 тысяч билетов. То есть то, что не смог сделать один из лучших стадионов России за пять лет с официального открытия, новичок из штата Джорджия сделал за полгода. И увеличит свою аудиторию ещё больше, ведь клуб сумел квалифицироваться в плей-офф. Да, этот исчерпывающий показатель обеспечен во многом открытием нового стадиона на 70 тысяч, который на данную минуту считается лучшим во всем мире. Ранее мы посвятили этому произведению искусства отдельную статью.

Конечно, можно уповать на то, что «ТАИФ-Арена», как уже с ноября будет именоваться казанский стадион, в первый год своего существования был лишь площадкой для Универсиады, затем плавательным бассейном, а потом на нем не смогла полноценно взойти трава. Но это лишь отговорки. Реальность в том, что город Атланта, где ещё несколько лет назад европейский футбол был лишь уделом для любителей, оказался заметнее увлечен этим соккером, нежели город, где несколько лет назад проигрывался гимн Лиги чемпионов.


«Атланта Юнайтед» в этом сезоне установила рекорд посещаемости отдельного матча в МЛС, а затем его же и побила. Ещё никогда на соккер в США не ходило столько же народу, сколько в американском футболе. Что уж говорить, если благодаря своей огромной посещаемости американский клуб впервые попал в топ-30 самых популярных футбольных команд во всем мире. В Атланте аудитория матчей больше, чем у «Ювентуса», «Челси», «Зенита», «ПСЖ».

Да и сами руководители клуба не были готовы к такой популярности. Новую арену «Мерседес-Бенц Стэдиум» «Юнайтед» делит с командой по американскому футболу «Фэлконс». Изначально расчет был таков: на матчи НФЛ могут прийти все 70 тысяч человек, а матчи МЛС смогут посетить лишь 40 тыс, так как верхний ярус закрывается специальными механическими шторами. Но фанаты европейского футбола потребовали, чтобы их впускали и на верхние трибуны. Как итог, наверно, уже вечный рекорд посещаемости отдельно взятого матча в истории соккера в Соединенных Штатах.


ХОДЯТ ЛИ НА СОККЕР В НИЗШИХ ДИВИЗИОНАХ США?

Да, ходят. Настолько хорошо, что МЛС серьезно намерена «расширить свои владения» до 28 франшиз. И с огромной долей вероятности уже совсем скоро в число участников турнира войдут представители столицы Калифорнии, Сакраменто, и Цинциннати. Также в число фаворитов на расширение входят Нэшвилл, Детройт, Финикс и Сан-Антонио. В следующем сезоне число участников чемпионата увеличится до 23. В лиге появится второй клуб из Лос-Анджелеса. Кроме того, одно место зарезервировано для многострадальной команды Дэвида Бэкхема из Майами.

Главная проблема для всех потенциальных новичков – это свой собственный стадион. МЛС требует, чтобы каждый клуб в лиге выступал исключительно на стадионах для европейского футбола, а не ютился на гигантах для НФЛ. Ведь если клуб не базируется в Атланте или Сиэтле, то более половины мест на таких аренах будут пустовать, а каждое пустое место – это бельмо на глазу у лиги и потенциально хорошего телевизионного контракта.

Доходит до того, что впервые в истории МЛС возможен переезд команды в другой город. Владелец клуба «Коламбус Крю» заявил, что если город в ближайшее время не выделит необходимые средства для строительства нового стадиона, то он перевезет команду в Сан-Антонио, где местные власти футбол любят. Тем более что руководители баскетбольного клуба «Сан-Антонио Спёрз» заинтересованы в создании собственной соккерной франшизы.


Футбол в этих городах безумно популярен. На всех матчах USL, второго дивизиона американского соккера, в Сакраменто был аншлаг. Средняя посещаемость в Цинциннати же – 21199 зрителей, что прилично даже по европейским меркам. При этом команда с трудом смогла попасть в плей-офф в этом сезоне, но вылетела же в первом раунде. Самое удивительное, что клубу-то всего два года, и даже сами руководители команды в шоке от такого всплеска активности у местных жителей. В итоге у владельцев сейчас «разрывается голова»: аудитория есть, Цинциннати - отличный рынок для реализации рекламы по телевидению, но нет стадиона. И нет финансов для его постройки.

ЕВРОПЕЙСКИЙ ФУТБОЛ ЖЕ СКОРО БУДЕТ СПОРТОМ НОМЕРОМ ТРИ В США, ВЕРНО?


Пока говорить об этом преждевременно. Политика руководителей МЛС направлена на данный момент на наращивание своих мощностей. Понятное дело, что молодежь страны крайне заинтересована в соккере, как в модном явлении, как нечто трендовом, еще не вышедшем из под хайпа. В тоже время провал в отборе на чемпионат мира также внесёт свою лепту в развитие лиги. Например, будет больше времени на подготовку сборной, ведь МЛС даже не останавливается во время международных перерывов.

Европейский футбол уже обошел по популярности хоккей. Баскетбол не догнать, ибо в США силен культ спортивных личностей, а сам этот вид спорта построен на постоянном производстве таковых. Американский футбол также недостижим, видимо, в ДНК жителей США встроена любовь с пеленок к овальному мячу. Пока что соккер занимает именно своё место. Место «молодой, динамично развивающейся компании». Вот только она такая уже как лет десять. В конце концов, когда закончится возможность для расширения своих рынков, в лиге прогнозируется застой. И, увы, 70-ю тысячами на стадионе в Атланте его не преодолеть.

Виктор Майоров