Школа «Нефтехимика» выпустила десятки хоккеистов, которые играли и играют в высших хоккейных дивизионах страны и за океаном. А по количеству чемпионов и призёров мировых молодёжных первенств на душу населения Нижнекамск обогнал всю страну. О секретах успеха и проблемах школы – в материале «БИЗНЕС Online».
«ХОККЕЙНЫЙ БУМ БЫЛ В НИЖНЕКАМСКЕ ВСЕГДА»
Детско-юношеская школа по хоккею открылась в Нижнекамске 1 февраля 1987 года. Тогда в штате числились три тренера: Борис Шамарин, Виль Фахрутдинов и Юрий Фёдоров, который был и директором школы.
Сейчас в ней трудятся 16 тренеров-преподавателей, обучается свыше 460 детей в год, а школа стабильно поставляет игроков в молодёжную сборную. Более 20 воспитанников играют в КХЛ, и ещё больше – в ВХЛ. Среди воспитанников школы нападающий «Колорадо» Наиль Якупов, в своё время выбранный под первым номером драфта, а также один из лучших молодых защитников НХЛ прямо сейчас Михаил Сергачёв, зажигающий в «Тампе». За океаном играет ещё один защитник родом из Нижнекамска – Ринат Валиев, задрафтованный «Торонто». На правах аренды из системы «Лос-Анджелеса» в «Нефтехимик» вернулся защитник Дамир Шарипзянов. Для Нижнекамска с населением меньше четверти миллиона – показатель просто выдающийся.
В городе всегда был бум увлечения хоккеем считает директор и генеральный менеджер «Нефтехимика» Раил Якупов, который руководил школой с 2004 по 2011 годы. «Я уверен, что, если результаты хоккейной команды «Нефтехимик» будут лучше, чем в прошлом году, процент желающих заниматься увеличиться ещё больше», – уверен Якупов.
Сейчас нет проблем с набором, как в начале нулевых годов, когда нынешний директор школы Геннадий Сергеев не мог собрать 40 ребят 1996 года рождения по всем школам города. Виной тому была демографическая яма. Но в последние пару лет работники школы отмечают особенный ажиотаж, и даже платное обучение, введённое с этого сезона, желающих не убавило.
Однако и директор школы, и директор клуба отмечают, что поменялись и сами дети, и, что бросается в глаза прежде всего, их родители. «В первую очередь, изменились родители наших учеников. Они видят своих детей сразу звёздами НХЛ, КХЛ. И в этом смысле детской спортивной школе стало немного сложнее работать. Если раньше мы тренировали только детей, то сейчас приходится тренировать и родителей, и не всегда это получается», – признаётся Якупов.
«ШКОЛА ДОЛЖНА БЫТЬ В СОСТАВЕ КЛУБА»
Сейчас детско-юношеская школа не входит в структуру хоккейного клуба «Нефтехимик», которому она принадлежала с 1998 года. В конце прошлого сезона она организационно перешла в спортивный клуб с таким же названием.
На первый взгляд, это переустройство, кроме уменьшения бюджета, в работе школы ничего кардинально не изменило. Задачи остались теми же самыми – готовить игроков для хоккейного клуба, который заключил соглашение со спортивным клубом «Нефтехимик», и обе организации работают в тесном сотрудничестве без всяких финансовых взаиморасчётов. Таким образом, хоккейный клуб всё также привлекает игроков школы к тренировкам и играм, как если бы они находились в структуре самого клуба.
Школа даже получила доступ к спортивной инфраструктуре спортклуба, в которую входит спорткомплекс «Дружба» со стадионом, спортивными залами и бассейном. Ведь своего спортивного и тренажёрного залов в ДЮСШ нет. Нет даже бросковой зоны, что в современных условиях выглядит странно. Есть проблема с помещениями для раздевалок.
– Мы также работаем в одной связке, – говорит Якупов. – Стараемся вникать во всё, что происходит в хоккейной школе, отслеживаем лучших игроков. Однако моё мнение таково, что школа должна существовать в составе хоккейного клуба. И сейчас мы делаем первые шаги к тому, чтобы вернуть её клубу. Да, мы можем всей душой болеть за школу, но хотели бы помогать по-другому. Но, так как они не у нас, мы не можем что-то менять в её работе. Хотя в целом система выстроена хорошо.
Сейчас занятия в ДЮСШ ведутся на платной основе, но стоимость абонемента от 500 до 1500 рублей в месяц – это явно не те суммы, которые позволят школе заработать. Зарплата тренеров на данный момент самая низкая среди работников хоккейных школ всего Татарстана. Правда, из тех сумм, что отбиваются на платных абонементах, им теперь положен процент премии. Однако по словам замдиректора ДЮСШ Ильдара Нугманова, это не сильно спасает ситуацию. И, конечно, тренеры не получают поощрения за своих воспитанников, пробившихся в молодёжную и первую команды. Тем не менее, все тренеры школы высококвалифицированные специалисты, прошли курсы высшей школы тренеров в Санкт-Петербурге, у всех высшее образование, а сам тренерский состав достаточно молодой.
Расписание в школе плотно забито с 6 утра до 10 вечера. С приходом Якупова в «Нефтехимик», школе стали давать лёд и в «Нефтехим-Арене», которая до того использовалась только командой КХЛ. Дополнительно есть тренер по вратарям, и с подачи Якупова, начала работать группа спортивного совершенствования. По сути, это две сборные команды из лучших воспитанников старших и младших возрастов, по четыре человека из каждого. Каждую неделю они тренируются в новом дворце. «Для ребят это огромный стимул. Там занимаются все лучшие, сборники. Даже пижонить начинают из-за этого», – говорит Сергеев. - «У нас сильная школа, воспитанники и в КХЛ, и в «вышке» играют, и в сборную вызываются».
Семь команд участвуют в официальных соревнованиях первенства России, две – в первенстве РТ. Команды школы регулярно занимают призовые места, а юниоры, выступающие в ЮХЛ, три сезона подряд становились серебряными призёрами всероссийских соревнований. Среди выпускников ДЮСШ два чемпиона мира, пять серебряных и два бронзовых призёра молодёжных чемпионатов. Воспитанники нижнекамского хоккея участвовали в семи последних чемпионатах мира, а молодёжная команда «Реактор», состоящая в основном из своих воспитанников, в прошлом сезоне играла в финале Кубка Харламова.
За счёт чего такие результаты? «Это самый главный вопрос, – говорит Якупов. – Наша хоккейная школа всегда отличалась тем, что перед возрастами никогда не ставили задачи. Это огромный плюс и, возможно, самый главный ответ на вопрос, почему мы были сильнее многих».
Да, юношеские команды «Нефтехимика» не всегда на самых высоких позициях в турнирных таблицах, но в каждом возрасте из стен школы выходили звёздочки. И Якупов надеется, что так будет и в дальнейшем. Он регулярно беседует с тренерами и директором и повторяет, что задачи в детском хоккее не нужны. Это нужно где-то в более взрослом хоккее, в молодёжке. Сейчас же задача школы – воспитать личность, воспитать звёздочку, а она может быть воспитана только тогда, когда у неё руки развязаны.
«У меня есть с чем сравнивать. Я поработал и в Альметьевске, знаю, как устроена школа в Тольятти, в Казани. И мы от них отличаемся тем, что у нас нет этих задач», – говорит менеджер «Нефтехимика».
ИГРАТЬ СВОИМИ ИЛИ КУПИТЬ НА СТОРОНЕ?
Выгоднее ли клубу вырастить игрока или купить где-то на стороне? По мнению генерального менеджера «Нефтехимика» вопрос без ответа. Многие тренеры иллюстрируют ситуацию словами: «Пока он заиграет, меня выгонят». Даже, если дело касается талантливого мальчика, ведь результат нужен здесь и сейчас.
«Выгоднее сейчас, чтобы к нам приехали Дацюк с Ковальчуком, и мы выиграли Кубок Гагарина. Но не по финансам. Поэтому это вопрос, на который нет ответа», – говорит Якупов. Руководство «Нефтехимика» ни в коем случае не забывает, что есть и следующие сезоны. Поэтому старается собирать лучших из лучших в ту самую группу спортивного совершенствования, чтобы смотреть ребят более внимательно.
«Футбольный клуб «Краснодар» пытается сделать так, чтобы в его заявке было 11 местных игроков. Я, к сожалению, не знаком с Сергеем Галицким, но честь ему и хвала, если он это когда-нибудь сделает – я перед ним сниму шляпу», – сказал руководитель «Нефтехимика».
По словам Якупова, отвечающего в Нижнекамске в том числе за селекцию, набрать в одном городе, тем более в Нижнекамске, 22 местных игрока, которые бы боролись сейчас за плей-офф КХЛ, архисложная, и, скорее, невозможная задача. Максимум, что можно собрать – это 12 человек, чуть более двух пятёрок. Но и их всех удержать будет невозможно. Игроки всё равно будут уходить за лучшими предложениями.
Что до переходов «школьников» в другие клубы, то по словам и Сергеева, и Якупова, это большая проблема для тренеров и школы, ведь уходят обычно лучшие, а адекватной компенсации школа или клуб не получают. «У нас в этом году уехали два мальчика 2004 года, за обоих мы получили какие-то мизерные компенсации в размере 200 тысяч рублей. Но я знаю, что один из них на данный момент уже стоит дороже», – признаётся Якупов. Тот же Сергачёв, играющий в «Тампе», в своё время ушёл из школы «Нефтехимика» за 150 тыс рублей. А сейчас это игрок уровня НХЛ. Конечно, переходы есть, были и будут. Миграция – нормальная практика. Если родители меняют место жительства или просто переводят ребёнка в другую школу, то, по словам генерального менеджера, клуб не сможет удержать его никакими золотыми браслетами.
Но также Якупов хотел бы донести до всех родителей, что по его опыту, лучше, чем в Нижнекамске, условий для развития детей нет. Лёд такой же, его много, а город маленький и компактный, так что добираться на тренировки нужно максимально затрачивая 15 минут. Что для Санкт-Петербурга, Москвы или Казани просто фантастика. Не нужно забывать, что обратить на себя внимание талантливому игроку в Нижнекамске проще, чем даже в той же Казани, где на всех желающих может просто не найтись игрового времени.
«АКАДЕМИЯ «АК БАРСА» – ХОРОШАЯ ИДЕЯ, НО МЫ ПОСМОТРИМ СО СТОРОНЫ
Самым популярным направлением миграции хоккеистов «Нефтехимика» выступает Казань, которая заманивает талантливую молодёжь из Нижнекамска. Но и там она обычно не задерживается. Из последних примеров – Сергачёв и Валиев, которые продолжили карьеру за океаном. Но существует и пример обратной миграции. Защитник Камиль Фазылзянов начинал играть в школе «Ак Барса», но там тренер не видел его игроком состава. Камиль переехал в Нижнекамск, попал сначала в «Реактор», затем в сборную. Сейчас защитник играет уже в «Нефтехимике».
«Мы никогда не проигрывали Казани ни в чём. У них были другие возможности, это миллионный город, совершенно другая оплата труда тренеров. Но мы никогда не проигрывали ни в характере, ни в умении», – заявляет Якупов. Руководство школы и клуба считает, что нижнекамские тренеры ничем не уступают коллегам из школы «Ак Барса», а в чём-то даже сильнее. Один из доводов – количество игроков, вызываемых в сборные.
Руководитель «Нефтехимика» высоко оценивает начинание казанцев по объединению школ под эгидой академии, но пока не спешит примерять их опыт на нижнекамский хоккей. Того же мнения придерживается директор ДЮСШ Сергеев.
«Это пилотный проект под патронатом «Татнефти». Хорошая идея, которая только начала действовать, но давайте мы посмотрим на неё со стороны. А что до приглашения, у нас немного разные спонсоры. Однако, если мы будем работать в одной упряжке, почему нет», – рассуждает Якупов.
По словам генерального менеджера клуба, школа понемногу старается перенимать всё лучшее из опыта коллег. Академия готовит методики, по их системе каждый тренер должен работать с детьми до определённого возраста и потом передавать дальше.
«Хорошая инициатива, это опыт шведов. Но мы пока не готовы к такому переходу. Нам нужно больше тренеров для такой системы, плюс у нас очень молодой тренерский штат, – говорит Якупов. – Но всё же главным в подготовке хоккеистов я считаю личность тренера и самих детей, с которыми мы будем работать. Пусть они начнут, думаю, мы что-то у них почерпнём».