У «Салавата Юлаева» неразрешимые проблемы? Что показало поражение в Нижнекамске

Грустный Вайсфельд, ужасная дисциплина и невменяемые болельщики. Репортаж «БИЗНЕС Online» о маленький версии татаро-башкирского дерби. 

– Добрый вечер, – поприветствовал журналистов на русском Эркка Вестерлунд. А затем продолжил по-английски: «Конгратулейшн» – повернувшись в сторону Андрея Назарова, произнёс финский тренер.

Да, болельщики «Салавата» снова остались без победы.

Фото: здесь и далее пресс-сужба «Нефтехимика»


«НУ КАКИЕ ТУТ КОММЕНТАРИИ?»

Леонид Вайсфельд стоял, оперевшись о стену, в конце коридора недалеко от раздевалки команды, сосредоточенно глядя перед собой. Напротив него был пресс-атташе, но он его не замечал. Тут же крутил педали Георгий Бусаров, к которому с хозяйской половины пришёл Богдан Якимов. Они знакомы очень давно, с 9 лет играют друг против друга. А неподалёку Линус Умарк беседовал с другом по сборной Эриком Густафссоном: защитник в этот вечер открыл счёт своим очкам за «Нефтехимик».

Ситуация, в которую попал «Салават Юлаев», непростая, но трагедии из неё, как в «Магнитке», никто не делает. Там после проигрыша в зоне раздевалки такая траурная духота стояла, что дышать было тяжело.

Уфимцы смотрят на вещи по-философски. За 20 матчей до окончания регулярки «Салават Юлаев» балансирует на грани восьмёрки. Сильный тренерский штаб, хороший подбор игроков, бюджет на уровне, но игры, как и результата, нет. Почему? До прошлой недели некоторые специалисты высказывали догадки, что процесс переобучения игроков на новую систему игры упёрся в непонимание игроков. После недавнего «интервью» Захара Арзамасцева в этом смогли увериться уже все.

Что делать в этих условиях клубу? Тренер менять свою системы игры не будет, это нонсенс. Уже сложившиеся мастера пока в неё никак не въедут. Менять тренерский штаб? А много ли в этом смысла? Логично дать время на полную перестройку команды Вестерлунду, пусть в ущерб результату нынешнего сезона. И создаётся ощущение, что абсолютно все понимают глубину причин проблем и поэтому чувствуют, что повлиять на них не могут. Поэтому несколько расслабленно команда плывёт по волнам календаря от матча к матчу.

Вроде бы, все всё понимают, и, прежде всего, генеральный менеджер.

– Ну какие тут комментарии? – как бы резюмирует Вайсфельд.

«ВЕСТЕРЛУНД МЯГКИЙ»

<span id="selection-marker-1" class="redactor-selection-marker"></span>


Приняв предыдущий тезис о том, что в целом «Салават» играет не как надо, а как получится, можно бросить мостик к причинам поражения в конкретном матче с «Нефтехимиком». И тут подвела команду Вестерлунда дисциплина.

После матча финский тренер по привычке наехал на судейство. Но это у него, видимо, претензия к общему уровню работы рефери в КХЛ – прослеживается тенденция у всех финских тренеров. Кому интересно, что сказал Вестерлунд, может посмотреть видео пресс-конференции, но ничего нового он там не найдёт. Помощник главного тренера Николай Цулыгин, выступающий и в роли переводчика, слова финна на великий транслировать не стал. Это хорошо, что люди заботятся о возможных (стопроцентных) проблемах главного тренера с лигой, но неужели кто-нибудь ещё не объяснил Вестерлунду, что этические нормы обсуждения судейства в КХЛ ещё жёстче, чем при воспоминании умерших? То есть, даже хорошо нельзя.

Но это лирика. А что там по факту.

Вестерлунд один из тренеров системщиков, который здорово ставит систему игры в обороне, славится жёсткой игрой в обороне. Но Уфа пропустила уже 99 гола, и какой-то особой системы не видно. И в Нижнекамске «Салават» остался верным себе, делал много остановок на синей линии, пытался найти продолжение, делая много поперечных передач, хотя мы слышали, что в Уфе они запрещены. Отсюда были потери на синей и контратаки.

Защитник Анатолий Елизаров в перерыве рассказал, что тренеры просили проще сыграть в своей зоне, меньше потерь на дальней синей линии и устремлять всё движение в глубину. И что же получается – игроки не выполняли установку?

«Салават» не боролся, играл на мастерстве и часто заигрывался. Когда говорят о дисциплине в «Салавате», примерно всегда вспоминают Григория Панина. Что ж, он и в Нижнекамске не ушёл со льда без своих гроссмейстерских 2+10, да ещё и до этого две минуты хапнул. Весь матч он провоцировал хоккеистов соперника, временами отвлекаясь на разговоры с судьями. В концовке он пошёл прямой ногой в колено Павлу Куликову, получил от судей «подножку», ему бы радоваться, а он начал колотить клюшкой по материальной базе дворца перед уходом в раздевалку задержался у борта, чтобы хорошо попрощаться с арбитрами, и картинно хлопнул калиткой. Скорее всего, теперь нужно ждать, что он снова посвятит им какой-нибудь пост в инстаграме. Примечательный момент: в концовке, когда уфимцам нужно было делать результат, на скамейке штрафников встретились сразу двое бывших игроков ЦСКА – Антон Бурдасов и Игорь Макаров. Впоследствии одно из этих удаление привело к голу в ворота Бена Скривенса.

А Илья Зубов, например, удалился за «неправильную передачу клюшки», когда вместо того, чтобы поднять её и отдать Скривенсу, он просто толкнул её своему вратарю. О причине, по какой его удалили, капитан узнал лишь от судьи при оштрафованных – детский сад? Отличился и второй асситент капитана Энвер Лисин, который на 10-й минуте матча серьёзно травмировал Робина Ганзла.

– Накажете ли Панина? – спросили после матча Вестерлунда. Он ответил в таком духе, что, видимо, нет. Арзамасцев вон после своего спича тоже играл. Финский тренер его как бы простил, даже вынес положительный момент из озвученной игроком информации. А толку? Все три гола залетели в сетку «Салавата» в его смену.

«НАСТРОЙ – НАША СИЛЬНАЯ СТОРОНА»

Дэн Секстон забивает в падении


А Нижнекамск был хорош. «Нефтехимик» не допустил практически ни одной потери на синей линии, играл в глубину, двумя игроками активно, в так называемый вертикальный хоккей. В тот, который не получился у «Салавата». Хорошо держал шайбу, всегда обострял. В каждом периоде «волки» провели больше времени в атаке, чем соперник. Олег Пиганович только вышел после болезни и сотворил дубль  - два гола-близнеца в большинстве. Два игрока стояли перед воротами, вратаря нагрузили, он подобрал и добил.

Между этими голами Дэн Секстон сотворил настоящий шедевр, забросив шайбу в полёте.

И опять же «Нефтехимик» играл с большими потерями в составе. Не было основного защитника Андрея Сергеева, нападающих Александра Авцина, Жиги Еглича и выбывшего в самом начале Робина Ганзла – это форварды первых двух звеньев.

Но вместо них добротно сыграли партнёры. Марат Хайруллин, засидевшийся в четвёртой пятёрке, поднялся во вторую и получил шанс показать себя в большинстве.

– Круто было играть во втором составе, – признался нападающий, – Это и большинство, и постоянно играешь, в тонусе себя чувствуешь!

В самой концовке он мог забросить и шайбу, когда выходил на пустые ворота. Рассказал, что просто хотел завести шайбу в зону, чтобы потянуть время для команды, но получалось всё более удачно. Правда, Марата руками прихватил Филип Ларсен, и судьи посчитали, что Хайруллин также симулировал. Если бы не это, по правилам ему засчитали бы гол. 

Сам игрок признался, что не специально падал, да и ему не обидно, что не забил, - главное команда выиграла.

– У нас настрой на каждую игру как на последнюю, – объяснил Богдан Якимов, – Это наша сильная сторона, наш настрой, наше желание, наша мотивация.

«ЕГО УБЬЮТ, НАВЕРНОЕ, ПО ДОРОГЕ»


А вот кому было обидно, так это болельщикам «Салавата», которые приехали из Уфы. Некоторые из них неплохо так нагрузились ещё до матча и сначала устроили фаер-шоу перед ледовым дворцом, а затем «зажигали» уже на гостевом секторе. После третьей пропущенной их командой шайбы, на лёд полетели посторонние предметы, а в кого-то из нижнекамцев бутылка. Это опуская словесные заряды. На трибуну подтянулись работники дворца и полицейские, которые взяли «фанку» в кольцо.

После того, как их вывели к своему автобусу, они устроили импровизированный митинг, пытаясь прорваться к автобусу команды, чтобы получить свои комментарии. Проезд оцепили, грозные крики доносились до хоккеистов, уже и драка чуть не началась. Габаритный парень в тельняшке и берете морской пехоты пытался утихомирить толпу – это был Эмиль Нафиков, ответственный по работе с болельщиками в Уфе. Своих проклинаемых кумиров уфимские фанаты не увидели. Автобус выехал через запасной выезд.

– Они там Эмилю звонят, чтоб с ними ехал, – делился с усмешкой работник дворца.

– Его там убьют наверное по дороге, – «пошутил» его коллега.

Но Эмиль остался и даже как-то выжил – морской пехотинец всё выдержит.

И как-то незаметно за всеми этими событиями в «Нефтехим Арене» во время матча прошла акция «Бородабрь», которая наконец добралась до Нижнекамска. На ней лично присутствовала Венера Рахимова, которая руководит здравоохранением Нижнекамского района.

– Вы про акцию-то читали сами, – спросила она корреспондентов, – А чего бороду не отращиваете?

Привлечь внимание мужчин к своему «мужскому» здоровью решили именно на матче с «Салаватом Юлаевым», так как команда рейтинговая и афиша. Тут же благодаря минздраву можно было сдать анализ крови, и 28 мужчин воспользовались этой услугой. По словам Рахимовой, многие не любят больницы, так что такой формат агитации – перспективное направление.

Минутка полезной информации. С 2013 года, когда в Нижнекамске началась диспансеризация, рак предстательной железы стоит на втором месте по выявляемости заболеваний. И если обнаружить заболевание на первой и второй стадии, то можно остановить его развитие. Так что все на диспансеризацию.

Можно было бы сделать Илью Аркалова лицом этой акции в Нижнекамске, но оказалось, что за день до матча он сбрил свою шикарную бороду. И выглядел так, что, наверное, его никто из болельщиков сегодня даже не узнал.

КХЛ. Регулярный чемпионат
Нефтехимик (Нижнекамск) – Салават Юлаев (Уфа) – 3:2 (0:0, 2:1, 1:1)

27 ноября. «Нефтехим-Арена». 4580 зрителей. 
1:0 Пиганович (Густафссон, Секстон, 26:48)
1:1 Кемппайнен (32:30)
2:1 Секстон (Галимов, 32:47)
2:2 Умарк (Ларсен, 49:37, бол.)
3:2 Пиганович (Нестрашил, Густафссон, 53:15, бол.)
Вратари: Ежов – Скривенс

Александр Приндин