«БИЗНЕС Online» рассказывает об итогах конкурса «Лучший логотип 2017 года» на главном агрегаторе мира sportslogos.net. КХЛ в этом году представляли «Нефтехимик» и уфимский Матч звёзд.
Портал sportslogos.net, который считается болельщиками и спортивными экспертами лучшим тематическим сайтом не только в Северной Америке, но и во всем мире, подвел итоги уходящего года, назвав лауреатов премии Creamers Awards. Её вручают лучшим новым эмблемам года в четырех номинациях: «Лучший основной логотип», «Лучший альтернативный логотип», «Лучший логотип соревнования» и «Лучший юбилейный логотип». КХЛ на этом конкурсе была представлена в двух номинациях: за «основу» боролась новая эмблема «Нефтехимика», а в категории «логотип соревнования» лигу презентовал уфимский Матч звёзд.
Абсолютно каждый логотип мог побороться за победу, главное, чтобы он был загружен на этот тематический сайт. Всего же было два условия: он должен был быть разработан не ранее 2016 года и начать использоваться с 1 января по 20 декабря 2017. Голосование проходило в два этапа: на первом болельщики голосовали по десятибалльной шкале за все новые эмблемы, а потом за финалистов отдавали свои голоса жюри. Судьями выступали ведущие спортивные обозреватели NBC, FOX, ESPN, SB Nation, Forbes и главный хоккейный блоггер Грег Вышинский – один из ведущих авторов официального сайта НХЛ. Лучшие логотипы мира выбирали вот уже в шестой раз, но номинация «Лучший юбилейный логотип» была представлена впервые.
ЛУЧШИЙ ОСНОВНОЙ ЛОГОТИП 2017
Эти десять логотипов попали в число лучших десяти уходящего года. Большинство из них представляют команды низших спортивных дивизионов, так как команды из главных лиг всегда крайне неохотно меняют свой фирменный стиль. Однако сразу два клуба НБА попали в число «самых красивых» – «Миннесота» и «Портленд». Отметим, что в этом голосовании могли принимать участие люди со всего света, но подавляющее число проголосовавших – граждане США и Канады, а значит, на их выбор влияет североамериканская школа спортивного дизайна и местный менталитет.
Лучшим основным логотипом года была признана эмблема бейсбольного клуба «Мемфис Редбёрдз», выступающего в Pacific Coast League. Обычным зрителям и судья понравилось сочетание названия команды, талисмана и неонового леттеринга, который широко ассоциируется с оформлением города и штата, где базируется коллектив. Логотип разработал дизайнер Дэн Саймон, который зажёг в 2017-м: он выиграл три из четырех номинаций. Кроме «Лучшего основного» он придумал и «Лучший альтернативный» и «Лучший логотип соревнования». Топ-50 же по итогам года среди основных эмблем выглядит следующим образом:
«НЕФТЕХИМИК» НАБРАЛ 6 ЗВЁЗД ИЗ 10, НО ПОПАЛ В ТОП-20
Нижнекамский «Нефтехимик» оказался на 16-м месте, опередив новый клуб НХЛ из Лас-Вегаса, новый фирменный стиль мадридского «Атлетико» и, например, логотип клуба МЛС из Атланты, который поражает своей безумной посещаемостью. Хотя радоваться на самом деле нечему, ведь средняя оценка новой эмблемы клуба с берегов Камы на портале лишь 6,0 из 10. Конечно, это лучше, чем у того, что было ранее, так как рейтинг старого логотипа составлял лишь 5,1 из 10. Для сравнения: «Вегас» оценивается в 5,9 из 10 возможных «звезд».
У нас в стране новый логотип «Нефтехимика» был встречен несколько насторожено. Некоторым он понравился, другие же разнесли его в пух и прах. Кто-то отмечал, что между волком и командой нет никакой связи. Другие жалели, что клуб ушел от литер Н и Х в «звериную» тематику, а она сейчас моветон среди профессиональных команд. «Животных» на логотипах необходимо интегрировать в единый фирменный стиль и они уже не должны быть главным элементом всей конструкции.
У победителя этого года всё строится не на «птице», как на нижнекамском волке, а на надписи. Красная «морда» лишь подчеркивает привязку клуба к своему названию и талисману. У «Нефтехимика» все ровно наоборот, в итоге и такое принятие со стороны общественности. Логотип – новый, яркий, играет с атрибутами, но уже сейчас выглядит устаревшим. Высокое 16-е место «Нефтехимика» это следствие не успеха маркетингового и дизайнерского отделов клуба, а скорее слабости представленных логотипов, разработанных для заканчивающегося года.
Так, один из ведущих спортивных дизайнеров страны Михаил Антипин выразил мнение, уже на следующий сезон необходим ещё один ребрендинг.
– В новом логотипе нет продуманных шейпов, зато есть корявый леттеринг и «сверкают» молнии, – написал Антипин в твиттере. – Но самое ужасное, что сине-голубой «Нефтехимик» стал сине-красным.
ЛОГОТИП УФИМСКОГО МАТЧА ЗВЁЗД КХЛ ЗАНЯЛ 5-Е МЕСТО
В итоговую десятку номинантов на звание «Лучшего логотипа соревнования» попал и уфимский Матч звёзд, форму для которого разработал все тот же Антипин. Первое место взяла эмблема Матча звёзд северо-западной лиги - одного из минорных бейсбольных дивизионов США и Канады. Его, как мы отметили выше, разработал тот же дизайнер, что и «Лучший основной логотип» года.
Уфимский Матч звезд занял пятое место по итогам 2017 года. Ее разработал российский дизайнер Денис Давыдов. КХЛ опередили не только полулюбительские бейсболисты, но и две эмблемы, созданные НХЛ, – это логотип Столетней классики и простой Зимней Классики 2017. Четвертое место заняла новая баскетбольная лига BIG3, в которой бывшие звезды НБА играют в формате три на три. Тот факт, что логотип от КХЛ сумел оказаться на одной ступени с такими организациями уже можно назвать выдающимся достижением. Остались позади новые эмблемы НАСКАР, а её боготворят в США, логотип Финала четырех студенческого баскетбола США, который регулярно собирает почти сотню миллионов человек у телеэкранов, и логотип Мировой серии в главной лиге бейсбола.
ЛУЧШИЕ АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ И ЮБИЛЕЙНЫЕ ЛОГОТИПЫ ГОДА
Десять лучших альтернатив и победитель:
Десять лучших юбилейных:
Впервые за шесть лет, что идет этот конкурс, два приза в главных номинациях взяла одна команда. У этого бейсбольного клуба из Мемфиса не только шикарный основной логотип, но и альтернативный, а кепки, что продаются на сайте клуба, должен купить любой коллекционер. Они изумительны.
Обидно, что в этих номинациях не участвовали клубы КХЛ, а должны были. Сайт Sportslogos вот уже как 20 лет ведущих агрегатор спортивных эмблем, вот только на него крайне редко загружаются «вторичные картинки» от наших команд. Причина довольно прозаична – крайне низкий уровень презентации и отыгрыша альтернативных эмблем. Они должным образом никак не представлены в форматах jpeg или png, так что их крайне трудно найти. Что уж говорить: ради того, чтобы вставить в таблицу FCI оленя из Нижнего Новгорода, придётся заходить на твиттер-аккаунт «Торпедо», после чего вырезать от туда фигурку зверя и в закрашивать фон в белый цвет.
Если клуб грамотно представил свои альтернативные и юбилейные логотипы, то они будут на сайтах, и их можно будет активно использовать. Пример – хоккейный «Сочи». Если же клубу наплевать на свой фирменный стиль, то организация даже не стремится распространить его в социальных сетях и дать право на свободный доступ. То есть, у команды нет четкой концепции на ближайшее время, логотип был разработан не ради какого-то важного события, а лишь для отчётности об этом событии. Именно альтернативные эмблемы и показывают всю глубину маркетингового отдела внутри организации, отношение клуба ко своей истории и своему месту в спорте. Хотя в КХЛ некоторые клубы и на основной логотип плевали, слабейшая литера L у тольяттинской «Лады» тому пример.
ЭМБЛЕМЫ КЛУБОВ КХЛ ОСТАЮТ ОТ МИРОВЫХ ТРЕНДОВ?
Нет, они не только не отстают, но иногда задают и общий тренд. Особенно это было заметно три года назад, когда клубы КХЛ разорвали рейтинг – сразу три эмблемы попали в шестёрку лучших. Логотип «Югры» занял шестое место, хотя в России многие были недовольны очередной мультяшностью. Видимо, американский тренд на зверей тогда только лишь подходил к своему закату. «Снежинка» из Новосибирска заняла пятое место и доказала, что выполненные в европейском стиле эмблемы также могут соревноваться с американскими «представителями», а вот тигр хабаровского «Амура» занял первое место.
Дальневосточный клуб пока что единственный, выигравший эту премию среди базирующихся за пределами Северной Америки. Надо сказать, что видеть представителя КХЛ рядом с франшизами НХЛ, НБА и МЛБ несколько необычно. Многие отмечали, что амурский тигр – это лучшая иллюстрация этого животного в спорте, которую можно представить. Антипина, разработавшего эту эмблему признали во всем мире.
Контраст той работы наглядно заметен в сочетании с сезоном 2013/14. С тех пор, правда, сменился основной цвет, теперь «Амур» не сине-оранжевый, а оранжево-черный, хотя общего представления о том, как сильно влияет оболочка на бренд клуба, этого не меняет. Из блеклой команды Хабаровск мгновенно превратился в «передовую».