«БИЗНЕС Online» анализирует посещаемость матчей клубов КХЛ в регулярном чемпионате.
АУДИТОРИЯ КХЛ УВЕЛИЧИЛАСЬ ИЗ-ЗА ИСКЛЮЧЕНИЯ НОВОКУЗНЕЦКА
В завершившемся регулярном чемпионате средняя посещаемость матчей КХЛ составила 6230 зрителей. Впервые за три года наблюдается рост аудитории. Он составил 1,9% или 115 зрителей в среднем за матч. В предыдущие сезоны этот показатель упал на 5%.
Города с наибольшей хоккейной аудиторией уже несколько сезонов неизменны – Санкт-Петербург, Минск и Хельсинки. Худшая посещаемость в этом сезоне снова наблюдалась в Китае. В прошлом сезоне «Куньлунь» собирал почти три тысячи зрителей, во многом из-за матчей в Пекине. В этом же сезоне клуб провел 27 матчей в Шанхае, еще одна игра была перенесена в Челябинск. Средняя посещаемость китайской команды – 2501 зритель, это худший результат в истории лиги.
Во многом рост посещаемости КХЛ обусловлен исключением новокузнецкого «Металлурга» и в меньшей степени «Медвешчака». В прошлом сезоне сибиряки заняли последнее место в таблице посещаемости.
АРМЕЙСКИЕ КЛУБЫ САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ В ГОСТЯХ
Самые популярные клубы за пределами своих городов – СКА и ЦСКА. Что неудивительно, ведь это не только лидеры чемпионата, но и самые главные раздражители для болельщиков. В армейских командах самыми разными способами собирают лучших игроков лиги и публика об этом не забывает. Практически каждая игра армейцев собирала аншлаги на аренах. Преимущество питерцев - тотальное: такого грандиозного разрыва еще не было ни разу за десять лет. Правда, оно достигнуто во многом за счет матча на открытом воздухе, который прошел в Хельсинки в первые дни декабря.
Следом за армейскими клубами идут «Салават Юлаев» и «Ак Барс», а это, несомненно, хороший успех для команд. Наименьшая гостевая посещаемость у «Лады», все-таки в 2017 году брендом из прошлого тысячелетия уже никого не завлечь.
НАИБОЛЬШИЙ ПРИРОСТ ПОСЕЩАЕМОСТИ У «ЛАДЫ»
«Лада» - худшая команда по популярности за пределами родного города, но в самом Тольятти команду любят, несмотря ни на что. Наибольший прирост посещаемости отмечен именно там – 1629 зрителей. Это почти треть от прошлогодней аудитории. Существенно посещаемость возросла в Риге, Астане, Череповце и Хельсинки. ЦСКА начал работу со зрителем и посещаемость армейцев медленно, но увеличивается.
Зато сразу четыре команды провалились в этом сезоне. Более чем на тысячу зрителей меньше стало ходить в Нижнекамске, Владивостоке, Минске и Братиславе. В следующем сезоне обещают увеличение внутридивизиональных матчей, а это гарантированное увеличение посещаемости.
Казань, Нижнекамск, Уфа и Екатеринбург должны быть в собственном дивизионе?
У лиги есть громадный потенциал, нужно только четко оценивать свои возможности. Мы уже писали о том, что в ноябрьские и новогодние праздники хоккей превращается в крутое семейное мероприятие. И именно в начале ноября и января посещаемость максимальная. Календарь на следующий сезон должен учитывать все тонкости, даже те, которые незаметны при первичном анализе.
Как Россия сходит с ума по новогоднему хоккею!
Ниже представлены десять самых посещаемых игр регулярного сезона. В топ-10 же худших игр только матчи в Шанхае.
«АК БАРС»
Казанский «Ак Барс» показал второй результат в истории – 6548 зрителей в среднем за матч. Рекордная аудитория в 6702 зрителя собиралась в сезоне 2014/15. Правда, тот сезон был особенным, так как команды провели подавляющее число матчей против команд из своих дивизионов.
Нынешний же сезон показал, что у «барсов» еще много работы. Всего лишь две игры прошли при аншлаге – против «Металлурга» и «Салавата». Даже на матчах с базовыми клубами сборной России трибуны зияли пустотами. Для сравнения, в свой рекордный сезон четыре игры регулярки прошли при полных трибунах. Правда, вместимость «Татнефть Арены» три года назад была на 400 кресел меньше, чем сейчас. В первые сезоны существования лиги даже в Нижнекамске на хоккей ходило больше зрителей, чем в столице Татарстана. Работа по привлечению зрителя в Казани в последнее время поднялась на новый уровень, и, как следствие, народ активно начал ходить на арену.
«САЛАВАТ ЮЛАЕВ»
Посещаемость «Салавата Юлаева» в этом сезоне очень серьезно просела. Минус 9,5% по сравнению с цифрами прошлого сезона. Такой спад, безусловно, вина лиги. Уфимский клуб провел дома 10 из 11 стартовых матчей сезона. С маркетинговой точки зрения такие продолжительные серии превращаются в сущий кошмар, поскольку зрители не готовы оставлять на хоккее много денег за короткий промежуток времени. Рядовой любитель хоккея при средней стоимости билета в 500 рублей должен был потратить на эту серию пять тысяч рублей только на билеты. Если приплюсовать и траты на самой арене, то сумма будет еще более внушительной. И это поход лишь одного человека. Ко всему прочему, в течение сезона «Салават» показывал крайне неровную игру. Перед предпоследним игровым днем не было даже ясно, попадёт ли клуб в розыгрыш Кубка Гагарина.
Индекс расходов фаната в КХЛ. Первый в истории
«НЕФТЕХИМИК»
Посещаемость «Нефтехимика» на старте сезона проваливалась из-за отказа от раздачи билетов. Клуб провел ребрендинг, увеличил количество активностей для болельщиков на арене, но нижнекамский зритель за десятилетия халявы так привык к ней, что теперь с трудом принимает реформы. Только после введения скидок зритель начал неспешное возвращение на «Нефтехим Арену». К тому же, команда показывала хорошие результаты – до самых последних игровых дней «Нефтехимик» боролся за первое место на Востоке.
В следующем сезоне в нижнекамском клубе обещают еще более плотно работать с болельщиками. В «Нефтехимике» заявили, что клуб готов даже ввести регулярные рейсы автобусов из Набережных Челнов и других соседних городов, если их жители захотят постоянно ездить на хоккей. Правда, и сам клуб должен не ждать отклика от челнинцев, а сам должен выйти в город и активно трубить о том, что в 40 км есть крутой хоккей.
КАК ХОДИЛИ НА ХОККЕЙ В ПЕТЕРБУРГЕ?
Именно к таким показателям должен стремиться каждый клуб лиги. Питерский СКА имеет не только самую большую посещаемость в КХЛ, но и лучшую заполняемость своего дворца. Почти каждый матч проходит при аншлаге, клуб вплотную приблизился к максимальным возможностям Ледового. Поэтому неудивительно, что руководство клуба собирается строить новую арену на 20 тыс мест.
НА ВОСЕМЬ КОМАНД ВХЛ ХОДЯТ БОЛЬШЕ, ЧЕМ В КХЛ
В ВХЛ всё грустно. Средняя аудитория сезона ВХЛ составляет 1805 зрителей. Это обычный показатель для лиги. Сейчас наблюдается тенденция заметного проседания данного показателя у старожилов вышки. Если раньше на «Южный Урал» ходили по 4,5 тыс зрителей, то сейчас почти на две тысячи меньше. Лучшая посещаемость в Караганде – если бы «Сарыарка» выступала в КХЛ, то она была бы на 20-м месте по посещаемости. Это неплохой результат для скромной команды.
Замыкают рейтинг посещаемости фарм-клубы команд КХЛ. Худший показатель у казанского «Барса» – 204 зрителя в среднем за матч. Команда по-прежнему базируются в столице Татарстана, хотя перед началом сезона анонсировался возможный переезд в Зеленодольск. Это могло бы увеличить популярность команды хотя бы в пределах одного города. Если же сравнивать худший клуб КХЛ и клубы ВХЛ, то сразу восемь команд опережают «Куньлунь». Кроме «Сарыарки» это питерское «Динамо», которое уже сватают в КХЛ, пермский «Молот», «Ермак», «Южный Урал», «Дизель», усть-каменогорское «Торпедо» и «Кузня».