Клубный рекорд, провал в плей-офф и новые интриги: итоги сезона для «Нефтехимика»

«Нефтехимик» завершил сезон, не сумев преодолеть первый раунд плей-офф, в котором проиграл «Трактору».

Фото: пресс-служба «Нефтехимика»


НОВЫЙ КЛУБНЫЙ РЕКОРД

Несмотря на быстрый вылет из розыгрыша Кубка Гагарина, «Нефтехимик» в этом сезоне было не узнать. В конце прошлого сезона клуб подвергся серьёзным перестройкам, сократился бюджет, сменился менеджмент. А вот задачи остались практически прежними, только к ним ещё добавилось одно обстоятельство: в уме нужно было держать комплексный рейтинг клубов КХЛ, по которому в конце сезона лига собирается исключить три клуба. В таких условиях «Нефтехимик» провёл ребрендинг, обновил логотип и форму, ввёл билетную программу взамен системы распространения абонементов и занялся маркетингом.

Новый генеральный менеджер и директор клуба в одном лице Раил Якупов вернулся из Альметьевска и вместе с главным тренером Андреем Назаровым  собрали неплохую команду. Поначалу никто слишком оптимистичных планов не строил – зарабатывать 52%  очков в матчах в регулярке и оказаться по её итогам в восьмёрке.

Результат превзошёл все ожидания. «Нефтехимик» обновил клубный рекорд по набранным очкам (94) и пробился в плей-офф с шестого места. При этом весь сезон команда стабильно шла в тройке и имела неплохие шансы стать лидером Восточной конференции. В плей-офф нижнекамцы попали на «Трактор», и серия закончилась в пяти матчах. Тем не менее, «Нефтехимик» смог одержать одну победу – впервые с 2011 года.

НЕ ОКАЗАЛОСЬ ЛИДЕРОВ В АТАКЕ

Дэн Секстон / Фото: пресс-служба «Нефтехимика»


В регулярке главными бомбардирами «Нефтехимика» стали легионеры. Сперва это было целое иностранное звено, собранное вокруг Дэна Секстона, но со временем в него отлично вписался Эмиль Галимов. Нижнекамский воспитанник в 46 матчах набрал 29 (15+14) очков. Галимов должен был стать лидером в плей-офф, однако получил серьёзную травму.

У Секстона в плей-офф игра не пошла, как и в серии двухлетней давности с «Авангардом». А когда его вывели из состава, оказалось, что без него не особо феерит и Робин Ганзл, и кого бы к нему ни ставили, ничего кардинально не менялось. Никита Филатов не смог поднять упавшее знамя, хотя его брали в команду именно как усиление на плей-офф. Кроме того, из-за положительной допинг-пробы на Олимпиаде в Пхёнчхане был потерян Жига Еглич. Назарову пришлось просто передвинуть второе и третье звенья наверх и экспериментировать, меняя нападающих.

В итоге больше всех шайб забросили защитники. В этом свете нужно правильно понять слова Назарова, который от матча к матчу повторял, что ищет ключи к обороне соперника, но никак не может найти. Естественно, с такой атакой в плей-офф было делать нечего.

ВРАТАРИ НЕ ТАЩИЛИ

Илья Ежов и Андрей Макаров / Фото: пресс-служба «Нефтехимика»


Второй проблемой в плей-офф стала вратарская линия, обнаружившая свою слабость. Во всех пяти матчах Илья Ежов и Андрей Макаров пропускали вратарские голы. Некоторая нестабильность Ежова в сезоне могла объясняться его усталостью – всё-таки он играл практически без перерывов. Макаров выходил редко и редко удачно играл больше двух матчей подряд. Оба голкипера не прогрессировали по ходу сезоне, а, скорее, наоборот. После нового года в игре Ежова наметился спад, который должен был заставить задуматься. Макарову же попросту не дали шанса заиграть, посадив в глубокий запас. Тяжело хорошо играть за команду, в которой в тебя не верят.

При этом Макаров сыграл в плей-офф на своём уровне – не хуже, чем в регулярном чемпионате, а вот Ежов провалился относительно своей же статистики. Почему основной вратарь «Нефтехимика», на которого делали ставку, оказался не готов к плей-офф, – вопрос к тренеру вратарей Фариту Закирову.

«Нефтехимик» уже продлил контракт со своим первым номером, а вот бэкап совершенно точно покинет клуб.

У КОМАНДЫ ЕСТЬ ПЕРСПЕКТИВЫ

Фото: пресс-служба «Нефтехимика»


«Нефтехимик» стал второй самой молодой командой в плей-офф после «Локомотива». Исключая легионеров, в команде всего два игрока родились раньше 1990 года, это Ежов и Олег Пиганович. За первую команду уже играют четыре хоккеиста «Реактора», а в ближайшее время из молодёжки могут прийти ещё трое.

Нынешний «Нефтехимик» очень напоминает «Каролину» 2002 года. Когда там играли «дядьки» Рон Фрэнсис и Род Бриндамор, куча молодёжи, которую сейчас никто и не вспомнит, плюс Эрик Коул, Сами Капанен и Артур Ирбе. Тогда они шли тяжело, бились как могли, и «Каролина» – команда из небольшого городка, с маленьким бюджетом, дошла до финала. «Нефтехимик» просто перегорел.

Уже послышались голоса, что клуб провалил сезон, но о таком результате ещё в августе никто и не мечтал. Аппетит, конечно, приходит во время еды, но нужно трезво смотреть на вещи – чуда не произошло, но менеджмент показал, что может давать результат в ограниченных условиях. В Нижнекамске сейчас действительно крутая команда, у которой большой потенциал. Кстати, через четыре года «Каролина» всё-таки взяла Кубок Стэнли.

Теперь будет интересно посмотреть за плей-офф молодёжной хоккейной лиги. «Реактор» в этом сезоне тоже сильно обновился, и пока не считался фаворитом в борьбе за Кубок Харламова. Теперь игроки, получившие опыт в первой команде, Рафаэль Бикмуллин, Булат Шафигуллин, Тимур Хафизов и Камиль Фазылзянов, плюс вернувшийся из «вышки» Булат Набиуллин значительно усилят состав, и «Реактор» может снова побороться за финал.

ИНТРИГ ИЗБЕЖАТЬ НЕ УДАЛОСЬ

В клубе вновь начали рождаться интриги, и поражение в плей-офф может как потушить их, так и наоборот подстегнуть. В руководстве могут начать искать виноватых. Секстон и Эрик Густафссон стали первыми ласточками, но на них процесс не остановится. Конечно, могут уволить условного точильщика, а могут начать рубить там, где не надо.

Якупов совмещает сразу две важные должности, и после главного тренера он вторая фигура, ответственная за результат. Его контракт истекает в конце сезона, и, безусловно, пост генерального менеджера является очень привлекательным для многочисленных предприимчивых людей тем, что открывает поле для широкой финансовой деятельности при формировании команды. «Нефтехимик» довольно болезненно пережил период Виктора Левицкого, при котором за сезон через команду проходили десятки игроков сомнительного качества, которые часто и одной игры не проводили за клуб, но на них тратились немалые деньги. Были и явно завышенные контракты, когда уже ветераны хоккея на излёте карьеры получали в Нижнекамске зарплату, которую не отрабатывали.

В этот сезон «левых» трансферов в «Нефтехимике» не стало, а что самое интересное – сократилась зарплатная ведомость. При этом команда выдала лучший результат в регулярном чемпионате КХЛ. Теперь руководству нужно сделать верные выводы и ни в коем случае не принимать необдуманных решений.

НУЖЕН ЛИ НАЗАРОВ?

Андрей Назаров / Фото: БИЗНЕС Online


Для фанатов «Нефтехимика» этот вопрос сродни предательству. Назаров видится им спасителем «Нефтехимика», но не нужно заблуждаться. Именно он в ответе за провал в плей-офф. Ещё до паузы с ним продлили контракт на следующий сезон, и, видимо, это стало ошибкой. Чисто в психологическом плане грамотнее дать тренеру сыграть в плей-офф, а потом уже подписывать с ним новое соглашение.

Все увидели, что после паузы команда явно сдала, а действия главного тренера в серии с «Трактором» были похожи на панику. Одно только исключение из состава Секстона и Густафссона вызвало немало вопросов. К чему было делать столько шума и чуть ли не предавать легионеров анафеме – непонятно. Отсутствие результата привело к тому, что произошло в третьем матче, и о Назарове снова заговорили в негативном ключе.

Да, драки привели к тактическому успеху в следующей игре, но на результат не повлияли. Зато «Нефтехимику» был нанесён имиджевый удар, и, что более обидно, пострадали молодые игроки, которых Назаров бросил в эту бойню. Главное – результат, говорят в «Нефтехимике», и каждый матч для команды – это война.

Назаров дважды проходил первый раунд плей-офф с «Северсталью» и «Донбассом» в 2013 и 2014 годах, но его команда должна быть обязательно голодной и злой. В этом плане удачно был выбран новый символ команды, но только бы это не выглядело диковато. КХЛ борется за семейную аудиторию, которой методы Андрея Викторовича явно не придутся по душе. Да и клубу такой имидж только на первых порах будет полезен, чтобы привлечь внимание.

Кто бы мог подхватить «Нефтехимик» на следующий сезон? Неплохо бы справился с этой работой Андрей Разин, или совсем недалеко в Альметьевске есть прекрасный специалист Ильнур Гизатуллин. Причём Гизатуллин будет даже лучше, так как он достаточно жёсткий тренер, но при этом демонстрирует полную уравновешенность и не стесняется объяснять свои решения.

КЛУБ НАЧАЛ РАЗВИВАТЬ МАРКЕТИНГ

Фото: пресс-служба «Нефтехимика»


«Нефтехимик» начал активно развивать направления, на которых можно зарабатывать. После ребрендинга клуб стал выпускать привлекательную атрибутику, на которую появился спрос даже за пределами Нижнекамска. Конечно, этому способствовали и спортивные успехи команды, как и тому, что теперь болельщики ходят на игры не по бесплатным абонементам и пригласительным, а покупают билеты. При этом цены что на билеты, что на атрибутику в Нижнекамске одни из самых низких. Успешный сезон позволил привлечь и новых партнёров и спонсоров.

Клуб обновил свой сайт и запустил собственное телевидение, устраивает акции для болельщиков с участием игроков команды. По сравнению с прошлыми сезонами «Нефтехимик» повернулся к своим фанатам лицом. Во многом к этому подтолкнула стратегия КХЛ и её пресловутый рейтинг клубов, но когда-то эту работу нужно было начинать. Главное – продолжать в том же духе.

Александр Приндин