Культурный обозреватель «БИЗНЕС Online» Айрат Нигматуллин рассказывает об Аиде Гарифуллиной – новой первой оперной красавице Европы.
ОНА СПЕЛА С РОББИ УИЛЬЯМСОМ
Церемонии открытия и закрытия мировых спортивных форумов – замечательная возможность для страны-организатора познакомить миллиардную аудиторию со своими культурными достижениями. Узнаваемыми лицами планетарного масштаба из мира поп-музыки Россия похвастаться не может, но без вокального жанра на таких мероприятиях не обойтись. И здесь на помощь спешит высокое оперное искусство, которое со времен знаменитых концертов, вроде «Трех теноров» и «Паваротти и друзья», стало намного ближе к народу.
Далее нужно вспомнить, что одно из главных достояний страны, которое мы с гордостью можем показать всему миру, – это российские женщины, чьи красота и таланты в особых представлениях не нуждаются. Поэтому вряд ли стоит удивляться, что именно оперные дивы из России становятся «вишенками на торте» таких церемоний, проходящих в нашей стране. Гимн Олимпиады-2014 исполняла великая Анна Нетребко, закрывала Игры в Сочи песня в исполнении «лучшего сопрано Москвы» Хиблы Герзмавы.
И вот наступило время 30-летней уроженки Казани Аиды Гарифуллиной, стремительное развитие карьеры которой – настоящий повод для гордости татар всего мира (надо сказать, что татарской нации в целом не чуждо оперное искусство, достаточно вспомнить Альбину Шагимуратову и Венеру Гимадиеву). Вообще, появление певицы на открытии ЧМ-2018 по футболу могло удивить тех, кто совсем не следит за этим музыкальным жанром, но вряд ли стало сенсацией для знатоков. Поскольку последние сезоны (обычно они у певцов длятся, как и у футболистов, с осени до лета) стали для сопрано из России фантастически успешными. Гарифуллина буквально за пару лет превратилась из молодой звездочки Венской оперы, на которую обращали внимание не в последнюю очередь за счет эффектной внешности, в одну из по-настоящему востребованных в Европе певиц.
На церемонии открытия ЧМ-2018 Гарифуллина спела с Робби Уильямсом один из хитов британского поп-идола. Также стало известно, что Аида примет участие в церемонии закрытия, где выступит Уилл Смит с официальной песней турнира Live It Up, а также DJ Smash.
После мундиаля артистка отнюдь не отправится в отпуск. На это лето у нее запланированы следующие выступления: заглавная партия в «Снегурочке» на фестивале Валерий Гергиева «Звёзды белых ночей» в Мариинском театре; концерт ко Дню взятия Бастилии на Марсовом поле в Париже в компании суперзвездных коллег по цеху Джойс ДиДонато и Маттиас Герне, а также знаменитой грузинской пианистки Хатии Буниатишвили; оперное гала в немецком Людвигсбурге с именитым тенором Витторио Григоло.
НОВЫЙ СЕКС-СИМВОЛ ПОСЛЕ НЕТРЕБКО?
Наконец, в конце августа Гарифуллина дебютирует на главном оперном фестивале мира в Зальцбурге, где исполнит партию Лейлы в концертной версии «Искателей жемчуга» Бизе. Известный музыкальный критик Дмитрий Ренанский писал в «БИЗНЕС Online», что появление татарского сопрано на Зальцбургском фестивале отнюдь не случайно, тамошнее руководство всерьез озабочено поисками нового секс-символа с того момента, как носившая долгое время этот неофициальный титул Нетребко (она старше Гарифуллиной на 16 лет) постепенно перешла в новую возрастную категорию, пусть и оставаясь при этом выдающейся и непревзойденной. Так вот сногсшибательная восточная красавица из Казани подходит на эту роль, возможно, лучше других.
Пожалуй, впервые о Гарифуллиной узнали в 2012 году, когда она в дуэте с Тимати участвовала в российском отборе к «Евровидению». В итоге на конкурс поехали «Бурановские бабушки», но в Татарстане именно тогда заговорили о талантливой землячке. Дело в том, что середины нулевых юная певица обучалась в Европе – сначала в Нюрнберге, а затем в Венском университете музыки и исполнительского искусства. Отец певицы – казанский бизнесмен, избегающий публичности, а вот ее мама хорошо известна в столице Татарстана – Ляйля Гарифуллина – депутат Казгордумы и директор центра современной музыки им. Софии Губайдуллиной. Более того, считается, что именно выпускница Казанской консерватории Гарифуллина-старшая стала главным локомотивом карьеры дочери, даже сейчас она постоянно сопровождает Аиду и выполняет менеджерские функции.
В 2013 году Гарифуллина-младшая попала под опеку сразу двух мастодонтов. Она выиграла конкурс «Опералиа» Пласидо Доминго, а Валерий Гергиев пригласил ее на заглавные женские партии в репертуарные «Риголетто» и «Любовный напиток» Мариинского театра. Затем наша героиня пела в Мариинке уже в премьерных «Войне и мире» (Наташу Ростову) и «Золотом петушке» (Шемаханскую царицу). А в 2014-м Доминго на несколько дней приезжал в Казань – это стало одним из событий года для города. Завершилось всё большим концертом в «Татнефть Арене».
В начале пути певицы на ее родине много судачили о том, что карьеру артистки «ведут», но в последнее время разговоры эти поутихли, да и сама коллекция театров, в которых поет Гарифуллина, затыкает рот любым скептикам: Венская опера, Парижская опера, театр «Лисео» в Барселоне… В начале 2019 года российское сопрано дебютирует и в главном оперном театре мира Метрополитен-опера, споёт Церлину в «Дон Жуане». А еще Гарифуллина становится фирменной актрисой великого и ужасного Дмитрия Чернякова - самого известного в мире российского оперного режиссера. Его «Снегурочка» в Парижской опере с Гарифуллиной в заглавной партии была признана успешной, а в апреле 2019 года Черняков ставит с Аидой «Обручение в монастыре» Прокофьева в Берлинской опере.
Согласно оперной легенде, на одном из спектаклей (кажется, это была «Ла Скала» и давали «Богему», но не суть важно), когда Монсеррат Кабалье и Лучано Паваротти изображали любовные страсти, под великими певцами сломалась скамейка, благо они весили на двоих больше 200 кг. Теперь времена изменились – внешние данные и физическая форма стали важными атрибутами успешного оперного артиста. Причем Анна Нетребко считается той, с которой эта тенденция в одном из самых консервативных видов искусства, если и не началась, то наиболее ярко стала себя проявлять. Теперь в бой вступают ее «наследницы». Одна из них – это Аида Гарифуллина, новая первая оперная красавица Европы.