Как НХЛ захватили суеверия

Когда речь заходит о хоккейных суевериях и всяком таком, на ум приходят бороды в плей-офф, многие вспоминают жёлтые шнурки Александра Овечкина и его тонированный визор. «БИЗНЕС Online» копнул глубже и приготовил подборку самых странных хоккейных ритуалов и их обладателей.

Александр Овечкин / Фото: Bruce Bennett, Getty Images


МАГИЯ АЛЕКСАНДРА ОВЕЧКИНА

Многие спортсмены считают, что для того, чтобы раскрыть весь возможный потенциал, они должны следовать определённым ритуалам, и это поможет добиться успеха. В хоккее, и в НХЛ суеверия распустились буйным цветом.

Есть такие, что длятся в течение всего сезона, в плей-офф или даже всю карьеру игрока. От того, чтобы одеваться особым образом перед каждой игрой, бросать осьминога на лёд в Детройте или не бриться в плей-офф, до совсем изощрённых ритуалов.

Начать лучше с общего. Вторая по популярности награда, которую команда может выиграть в плей-офф Кубка Стэнли, – это трофей победителя конференции. Приз принца Уэльского для команд Восточной конференции и Кларенса Кэмпбелла – для команд Западной. Обладатели этих двух наград сталкиваются друг с другом в финале Кубка Стэнли.

И, конечно, существует поверье, что эти трофеи не следует трогать – это может привести к неудаче и символизирует, что Кубок Стэнли – единственный трофей, который стоит поднимать над головой.

В 2010 году Майк Ричардс, тогдашний капитан «Филадельфии» поднял трофей принца Уэльского, а потом «лётчиков» в финале подняли на щит хоккеисты «Чикаго». Однако в последние сезоны заклятье трофеев победителей конференций стало сбоить. В 2016-м и 2017-м капитан «Питтсбурга» Сидни Кросби касался приза, после чего выигрывал Кубок Стэнли в обоих случаях. А после этого сезона всё стало совсем непонятно: оба приза с оглядкой на опыт Кросби пощупали и капитан «Вашингтона» Александр Овечкин, и капитан «Вегаса» Дерик Энгелланд. Как известно, победил лишь один. Возможно, эта штука работает только для команд Восточной конференции.


ДВА СЛОВА – СИДНИ КРОСБИ

Но и сейчас ребята из НХЛ не отстают. Некоторые отжигают покруче.

Эрик Стаал всегда принимает душ, когда приезжает на арену перед игрой, а на разминке растягивается в одном и том же месте на синей линии.

Хенрик Лундквист хитует борта – раз перед первым периодом, два во втором и что бы вы думали – три перед третьим.

Нападающий Тайлер Сегин всегда должен покинуть лёд после раскатки последним. И что бы ни случилось, он будет ждать до последнего, когда парень из команды соперника уедет в раздевалку.

Но всех ныне живущих хоккеистов в этом своеобразном соревновании победил Сидни Кросби. Тут без вариантов.

Он родился 7 августа 1987 года (8/7/87 – в американской традиции написания) и носит 87 номер на своём свитере. Каждый день он приходит в раздевалку в одно и то же время. В дни матчей он не разговаривает ни с матерью, ни с сестрой, а перед игрой пробирается туда в одиночку особым маршрутом, чтобы не пройти мимо раздевалки соперников. Ровно в 17:00 он съедает сэндвич с арахисовым маслом и вареньем – как вам такое?

У него древние наплечники, в которых он играет уже бог знает сколько сезонов, ещё более древняя «ракушка», будто из музея хоккея, и такая же старая кепка.

Каждый раз строгий ритуал подготовки к матчу: сначала игра в футбол, а затем упражнения на растяжку в определённом порядке. Всё завершается особым рукопожатием с Евгением Малкиным. И Малкин – единственный, кто уходит со льда после Кросби.

Кросби всегда обматывает свои клюшки одним и тем же способом, стоя около льда перед разминкой. И самое важное – он никогда и никому не даёт даже прикасаться к ним после этого. Если кто-то случайно задел и «осквернил» его клюшку, её нужно перемотать по новой.

Ну, вот ещё Эд Белфор – был такой вратарь, обладатель Кубка Стэнли, олимпийский чемпион, ещё у него две  «Везины», три трофея Уильяма Дженнингса и Колдер, но это неважно. Так вот: он тоже не позволял никому прикасаться к своей амуниции. Если посчитать все трофеи Кросби, видимо, способ рабочий, можно брать на вооружение.

У ХОЛТБИ И ХЕЛЛЕБАКА ЧТО-ТО С ГЛАЗАМИ, У НИХ ВСЁ В ПОРЯДКЕ?

А вообще вратари, наверное, самые суеверные игроки. Известно, что Патрик Руа, один из величайших голкиперов всех времён, разговаривал со штангами и считал их «друзьями». Что бы он им ни говорил, это явно работало. Руа закончил карьеру лидером по победам в плей-офф, выиграл три  «Конн Смайт Трофи», три  «Везины», четыре Кубка Стэнли и был введён в Зал славы НХЛ.

Сейчас, правда, пошли ребята попроще. Например, Кэри Прайс из «Монреаля» не любит, когда шайбы остаются в воротах во время тренировки. Майк Смит из «Калгари» ловит воображаемые шайбы на раскатке.

На их фоне голкипер «Торонто» Фредерик Андерсен, перед каждой игрой мотающий клюшки на скамейке под Джея-Зи, уже не кажется странным. Хотя, наверное, стоит сказать, что он не менял плей-лист уже семь лет.

Довольно сложный предматчевый ритуал у новоиспечённого обладателя Кубка Брэйдена Холтби. Он включает в себя целый набор упражнений для глаз и тела, которые могут показаться странными.

Даже легендарный тренер вратарей Митч Корн забеспокоился, когда стал работать с Холтби в 2014 году.

Похожую гимнастику для глаз на разминке проводит и Коннор Хеллебак, играющий за «Виннипег».

А ещё есть забавная история о нынешнем генеральном менеджере «Филадельфии» Роне Хекстолле. Но не та, где он кого-то бьёт. Вы же об этом подумали?

Все 13 лет, что Хекстолл был вратарём, он пользовался репутацией горячего парня. Но был у него и безобидный ритуал.

После раскатки Рон должен был проехать по всем четырём точкам вбрасывания на своей половине поля и коснуться центральной. В 1993 году он в составе «Квебек Нордикс» играл против «Монреаля» в первом раунде плей-офф. И как описывает сайт НХЛ историю, рассказанную им Мартеном Бироном, ребята из «Канадиенс» обратили внимание на этот маршрут Хекстолла и отправили своего на точку в центральном круге.

«И вот в конце раскатки Хекстолл проехал по одной точке, второй, третьей, четвертой, а в центре стоит игрок «Монреаля» и говорит ему, чтобы он убирался оттуда, – рассказывает Бирон. – Тогда игроки обеих команд выстроились в центральном круге и стали толкать друг друга, чтобы Хекстолл смог наконец-то наступить на точку. Настолько он был суеверным».

ЕЩЁ ТУТ ЛАСКАЮТ КЛЮШКИ И КОСПЛЕЯТ «ЧУЖИХ»

Вернёмся в 2018-й. Вы только посмотрите, как сервисмен «Вегаса» гладит и нежно целует клюшку Джеймса Нила.


Летом Нилу сделали операцию на руке – пересадили часть кости. Теперь у него там восемь винтов и пластина. Но при этом он стал вторым игроком лиги (после нападающего «Филадельфии» Брайана Проппа в сезоне 1982-83), которому удалось забросить победные шайбы во всех трёх стартовых матчах команды. А показатель эффективности бросков у него на тот момент составлял 45,5% – пять голов с 11 бросков.

«Я просто бросаю, – сказал Нил. – Не сглазьте меня». И продолжил своё шаманство. Что ж, это помогло ему забить 25 шайб в регулярке, плюс ещё 6 в плей-офф.

Шведский защитник «Тампы» Виктор Хедман своеобразно косплеит сцену из фильма Джеймса Кэмерона «Чужие». Все, кто хоть раз смотрел, легко вспомнят, как андроид Бишоп ловко орудовал ножом, показывая фокус космическим десантникам.

Сравните.


Ещё один фокусник – защитник «Вегаса» Нейт Шмидт. Его специализация – бутылочки с водой. Но всё это, скорее, чтобы поднять настроение.

У «Бостона» вообще своя атмосфера. Нужно пройти по коридору, стукнуться со всеми перчатками, а в конце столкнуться с Брэдом Маршандом. Потом ещё чтобы Давид Пастрняк расталкивал всех плечами, а в конце они с Маршандом друг друга хитанули на раскатке.

Да много всего. Многие хоккеисты набивают шайбу, тот же Пастрняк любит это делать. Но всем прикурить Нэйтан Маккиннон из «Колорадо», подбрасывающий шайбу под самые своды арены. Да, потом он её ловит на крюк – не зря же он первый номер драфта.

Есть в хоккее и трезвомыслящие парни. Самый оригинальный Майк Каммалери из «Эдмонтона». Он говорит, что единственное суеверие, какое он имеет – это не иметь суеверий. Так-то.

А Джонатан Тэйвз из «Чикаго» вообще считает эти ваши суеверия сумасшествием. Ведь если ты проигрываешь, то только от того, что плохо играешь – все проблемы в голове, говорит Тэйвз.

Но будем надеяться, что такие как Каммалери и Тэйвз в меньшинстве, потому что мы ведь любим НХЛ и за все эти странные штуки, что творят эти сумасшедшие парни.

«ВЕЛИКИЕ» ТОЖЕ БЫЛИ ЗАМЕЧЕНЫ

Не миновали ритуалы и легенд НХЛ. Фил Эспозито всегда верил в приметы, и особенно укреплялся в своей вере в удачные сезоны, когда выигрывал Кубки с «Бостоном» в 1970-м и 1972-м. Важным ритуалом Эспозито в подготовке к матчам было облачение в экипировку. Он всегда надевал носки справа налево, носил под джерси чёрную водолазку и ему обязательно кто-то должен был поправлять нагрудник.

Одним из тех, кому пришлось отводить неудачу от легенды хоккея, был Дерек Сандерсон, который рассказывал, что бросал все свои дела и срочно поправлял Филу нагрудник. Иногда и подтяжки помогал надевать. К слову, и сам он верил в удачу, считая, что её приносят – сигареты. А потому усатый по моде 70-х Сандерсон курил как паровоз. Но это не принесло ему удачи. Алкоголь, а затем наркотики – и через несколько лет обладатель Кубка Стэнли бомжевал на улицах Нью-Йорка и воровал выпивку. Но сейчас не об этом.

Предматчевые ритуалы самого Уэйна Гретцки были сложны и строго регламентированы. В отличие от Эспозито, он одевал экипировку слева направо и всё в определённой последовательности. Первый бросок на разминке шёл всегда далеко вправо от ворот, а в перерыве он пил одни и те же напитки в строгой последовательности. Начинал с диетической «Кока-Колы», потом шла вода со льдом, энергетик «Гаторейд» и опять диетическая «Кола».

В наше время тему напитков продолжил трёхкратный обладатель Кубка Стэнли защитник Аарон Уорд. Он постоянно потягивал «Ред Булл» после раскатки и между периодами – почти как Гретцки. Хотя может, ему просто нравился вкус.

Александр Приндин