«Нефтехимик» сравнял счет в татарстанском дерби текущего сезона, обыграв на своей площадке «Ак Барс» в серии буллитов (3:2 Б). Главной звездой матча стал вратарь Андрей Макаров, родившийся в Казани и начинавший свой путь в школе «барсов». Его противостояние с Эмилем Гариповым стало украшением классного матча, за которым следил весь Татарстан.
ЭЧПОЧМАКОВОЕ ДЕРБИ
«Нефтехимик» сыграл с «Ак Барсом» самый бомбический матч в сезоне, который не был похож ни на один другой, который до этого принимала «Нефтехим Арена». Игры с «Ак Барсом» всегда имели для «Нефтехимика» принципиальное значение. Они собирали аншлаги, а игроков заряжали премиальными за победу. С этого сезона в Нижнекамске дерби стали уделять еще больше внимания, стараясь сделать его как можно более привлекательным для зрителей. В этот раз «Нефтехимик» решил отметить игрой против Казани 50-летие клуба. Специально к игре заказали ретро-форму, в которой команда играла в 90-е годы, уладили вопрос с цветом шлемов – хозяева должны были играть в белых, поэтому попросили «Ак Барс» выйти в домашних зелёных. Дерби назвали эчпочмаковым в честь татарского национального блюда и развили тему в специальном промо. На входе всем болельщикам раздавали маленькие бумажные флаги Татарстана. Планировали сменить логотип и в центральном круге вбрасывания на аутентичный из далёких 90-х. Получилось бы круто, но вышел казус из-за неотработанной технологии и отсутствия опыта. Но сам путь в этом направлении очень правильный.
Матч с соседями из столицы стал украшением праздничного уикенда. Игру в компании главы Нижнекамска Айдара Метшина смотрела целая делегация из Турции во главе с мэром Мармариса Али Аджаром. Он впервые был на хоккее, и по виду Аджара, это зрелище произвело на него большое впечатление. Мэр турецкого города пританцовывал в VIP-ложе, держа над головой фирменный шарф «Нефтехимика».
Не так давно директор «Ак Барса» Шамил Хуснутдинов заявил, что у татарстанского дерби большой нераскрытый потенциал. И в этот вечер в Нижнекамске он получил неожиданное раскрытие. На игру съехалось огромное количество зрителей из районов, что стало возможно благодаря длинным выходным и онлайн-продаже большого количества билетов. Раньше арену забивали в основном владельцы абонементов.
Шумные толпы «сельчан», преимущественно мужчин в возрасте, неплохо подкрепившись в баре, топили «за Татарстан» и радовались, когда на табло показывали счёт матча «Торпедо» – «Салават Юлаев». На этой почве происходили словесные перепалки с «городскими», которые пришли посмотреть игру в более спокойной атмосфере. В общем, пищи для работы маркетингового отдела «Нефтехимика» прибавилось. Это хороший опыт в свете того, что клуб задумывается над планами расширения фанатской базы на близлежащие районы.
«ПОКА В РОССИИ ЕСТЬ НЕФТЬ»
На предматчевую раскатку команды вышли под песню DJ Smash’а «Я люблю нефть» – отсылка или совпадение? Люди в шарфах и джерси «Ак Барса» фотографировались на трибунах. Некоторые приехали семьями из Казани, некоторые – местные. Вперемешку сидели болельщики «Нефтехимика», и всё было чинно и благородно.
Александр Бурмистров легонько проверил плечом крепость акрилового стекла. Артём Лукоянов перед игрой говорил, что настрой на дерби у уроженцев республики более злой. Но не только для них – Павел Падакин после игры признался, что хотел многое доказать своей бывшей команде, и на интервью светил рассечением на скуле. «Хотелось показать, что я перешёл в лучшую команду, и мы это сегодня доказали, выиграв татарское дерби», заявил Павел. Когда его удаляли за грубость, по свисту с трибун было совершенно не понятно, адресован ли он ему или судьям. Хоккеисты друг друга не щадили, тот же Лукоянов удалился, когда хотел вмять в борт Дмитрия Огурцова, а Адам Полашек щелчком сломал клюшку Михаилу Глухову.
Но самая странная штука, которая никогда не мыслилась даже теоретически – это вопрос: за кого болели на «Нефтехим Арене» 5 тысяч человек? Сначала казалось, что половина арены за «Ак Барс». Когда Альберт Яруллин забросил первую шайбу в ворота «Нефтехимика», весь стадион вскочил и заорал от радости. То же самое, когда гол забил Владимир Ткачёв. Но когда шайбы стали забрасывать нижнекамцы, те же самые люди, что радовались за «Ак Барс», так же подпрыгивали и стучали надувными палками с лого «Нефтехимика» и крутили маленькими флажками с цветами республики. И этот сюрреализм проявлялся в каждом моменте: трибуны одновременно радовались и осуждали удаления, скандировали «шайбу» в обе стороны, визжали от радости голам «Ак Барса» и дружно и громко повторяли «Нефтехимик». Тут уж действительно либо за Татарстан все болели, либо одно из двух. Настоящее единения в канун Дня народного единства.
ПЕДАН – ПУШКА СТРАШНАЯ
На утренней раскатке Лукоянов и Андрей Педан соревновались, метая шайбы по воротам со скамейки. У Лукоянова получалось не всегда, а Педан закидывал так, будто выступает в главной бейсбольной лиге США – очень мощно и очень точно.
Педан – пушка страшная. Когда он вышел на реализацию большинства уже в игре, то начал классно бросать по воротам сериями без остановки, только вот точность куда-то пропала. За одну смену он щелкнул пять раз от синей, лишь одна шайба пошла в створ, но это создавало такое напряжение у зрителей, которое в любой момент могло вытолкнуть зрителей с кресел с вскинутыми вверх руками. Педана не часто выпускали на большинство до этого, так что он решил по полной воспользоваться своими сильными навыками. За всю игру он попал по воротам пять раз, а сколько бросил в их направлении – никто не считал.
Претензия у Зинэтулы Билялетдинова к Педану была одна – «глупое удаление, которое перевернуло игру». Ни больше ни меньше. На вопрос, мог ли сэйв Макарова оказать более сильное влияние на исход матча, Билялетдинов ответил двояко: «Это для вас. Не для нас», – то ли имея ввиду свою оценку, отличную от зрительской, то ли подразумевая, что этот сэйв был важен для «Нефтехимика», а не для «Ак Барса».
Нам как сторонним наблюдателям больше нравится версия, в которой переломным моментом стала именно игра вратаря «Нефтехимика», потому что за ней красивая история. А у Билялетдинова опять всё из-за глупых ошибок.
КАК КАЗАНСКИЙ ВРАТАРЬ ОСТАНОВИЛ «АК БАРС»
Андрей Макаров родился в Казани, до 12 лет он занимался в школе «Ак Барса», затем перебрался в тольяттинскую «Ладу». В 18 лет он отправился за океан в юниорские лиги, взял «серебро» и «бронзу» молодёжных чемпионатов, сыграл единственный матч в НХЛ и прочно осел в фармах «Баффало». Вернувшись в КХЛ, он получал не так много игрового времени. В Нижнекамске на Макарова не ставили, а в этом сезоне провели через драфт отказов и отправили в ВХЛ. Вернулся оттуда Макаров, когда в игре основного вратаря Ильи Ежова проявились провалы, пугающие своей регулярностью. Макаров хорошо сыграл с «Трактором», не очень – против московского «Динамо» и затащил в дерби. Эта была первая игра Макарова против казанского клуба, и победу «Нефтехимика» можно со спокойной душой назвать его именем. После того, как Ежов пустил плюшку мимо ловушки, Андрей Назаров не стал тянуть. И казанский парень почти тут же потащил 99- процентный момент от Ткачёва.
Ни вратарь, ни нападающий не запомнили этот момент детально. Ткачёв бросал с метра в пустой угол. Макаров даже не видел, кто выходил на него. «Честно, я даже не помню, кто бросал, куда попала шайба. Я видел, что там игрок, и старался как можно больше пространства забрать у него», – рассказал вратарь. Но это и был переломный момент во всем матче. Стань счёт 0:3, и уже вряд ли что-то спасло бы «Нефтехимик» от поражения.
Дальше «Ак Барс» по классике хорошо играл в обороне, «Нефтехимик» проходил красную линию и останавливался на синей – кое-что в этом мире никогда не меняется. У нижнекамцев видна организация, но игрокам не хватает нестандартных решений. И в такие моменты, когда у обеих команд есть план на игру, решающую роль играет ментальная устойчивость. Ежов проспал второй гол, а «Ак Барс» – два.
За две минуты до конца основного времени «Нефтехимик» решил просто отбиваться и встал за своей синей линией. Макаров спас пару раз, сыграл по футбольному на выходе, а от последнего мощного броска по его воротам бросило в пот, но все выдохнули – Макаров поймал. «Макаров сыграл хорошо, но если бы один игрок выпадал, мы бы проиграли. Тут вся команда сложилась в один кулак», – отметил после матча Падакин.
В серии буллитов казанцы ничего не показали. В то время, как Падакин пытался забить одной рукой в стиле Хенрика Зеттерберга, а Юусо Пуустинен и Андрей Нестрашил топово разводили Эмиля Гарипова, у «Ак Барса» не было никакого креатива. Станислав Галиев бросил так, как будто вернулся не из НХЛ, и это удивило многих на трибунах и в интернете.
Перед овертаймом Гарипов залез на бортик, свесив ноги, посидел так, а потом спрыгнул на лёд. Он серьёзно настраивался во время заливки, а когда его партнёры пробивали буллиты, сидел на коленях у бортика и как будто молился, погруженный в себя. Макаров взял всё, кроме броска Бурмистрова. «Я знал, что он будет делать, – признался Макаров, – прогадал чуть-чуть». Потом у раздевалки «Ак Барса» они с Бурмистровым долго разговаривали как старые приятели, а тот объяснял ему, как забил. «Я родился в Казани, это мой родной город, и мне лично вдвойне приятно обыграть «Ак Барс», – признался Андрей.
На Гарипова же накинулись в соцсетях болельщики. Уровень хейта был высокий, дошло до нового хештега #айдавальметьевск. Ещё в сентябре Гарипов проиграл «Куньлуню», пропустив три шайбы с удручающим процентом отражённых бросков, и два матча играл Владислав Подъяпольский. Теперь болельщики требовали вернуть его в ворота. Покидая раздевалку, Гарипов грустно посмотрел на журналистов и прошёл мимо с опущенной головой. Двумя руками он вёз за спиной баул. Проходя мимо вахты, он тихо сказал «до свидания».
КХЛ. Регулярный чемпионат
Нефтехимик (Нижнекамск) – Ак Барс (Казань) – 3:2 Б (0:1, 2:1, 0:0, 0:0, 1:0)
3 ноября. ЛД «Нефтехим Арена». 4908 зрителей.
0:1 Яруллин (Бурмистров, 02:34)
0:2 Ткачёв (Галиев, Зарипов, 22:31)
1:2 Пуустинен (Руохомаа, 33:48, бол.)
2:2 Здунов (Брынцев, Хайруллин, 36:40)
3:2 Нестрашил (победный буллит)
Вратари: Ежов (Макаров, 22:31) – Гарипов