Дмитрий Запарин: «Ребенок становится зависимым от мечты родителей»

Психолог Академии хоккея «Ак Барс» Дмитрий Запарин в интервью «БИЗНЕС Online» рассказал, в чем специфика работы с юными хоккеистами.

– Существует ли принципиальная разница между спортивным психологом и обычным?

– Психология занимается человеком, а значит – всеми аспектами его деятельности. Спортивная психология занимается аспектами определённого порядка, которые в каждом виде спорта свои. Скажем, спортсмены, занимающиеся стендовой стрельбой, должны быстро и очень хорошо «успокаиваться» и долго находиться в психологически равновесном состоянии. Хоккеисты, наоборот, должны быть взрывными, уметь быстро собраться и полностью выложиться на площадке. Естественно в разные виды спорта приходят люди с разной предрасположенностью, задача психолога помочь максимально раскрыть эти возможности. Мы работаем параллельно со спортивными врачами и физиологами, которые наблюдают физиологические особенности организма и здоровье спортсмена.

Наибольшая проблема состоит не в том, что это просто спорт, а в том, что это – спорт высших достижений. Человек здесь постоянно находится в экстремальной ситуации. Спортивная психология сливается с психологией экстремальных ситуаций – в этом особенность и сложность.

Фото: пресс-служба Академии


– В чем еще специфика хоккея?

– Давайте сначала отметим – детского хоккея. Психологические проблемы в детском хоккее и их специфику, сегодня определяют не столько возрастные особенности, сколько организационные моменты. Дело в том, что в хоккей родители приводят детей с пяти лет. Надежда, что профессиональный спорт не только финансово обеспечит ребенка, но и станет «социальным лифтом» для приобретения высокого социального статуса, питает родительские амбиции. Они вкладывают в это силы, средства и, естественно, хотят получить отдачу. Конечно, родители хотят блага для своих детей, но никто не может гарантировать, что через 15 лет эти дети станут великими хоккеистами. И, естественно, на этом фоне возникает очень много психологических проблем. На ребёнка навешиваются те психологические задачи, которые он в принципе не должен и не может решить в силу своих возрастных и физиологических возможностей.

Получается, что ребёнок становится зависимым от родительской мечты. Родитель рассчитывает, что он станет Фетисовым или Буре, и делает ребёнка заложником своих собственных планов. На родительских собраниях меня часто спрашивают: «Что делать, если моего ребёнка перевели во вторую пятёрку?» Или даже: «Что делать, если мой ребёнок не хочет переходить в первую пятёрку?». Очень часто слышу вопрос: «Что делать с ребёнком – он выходит на игру весь скованный?» В этом случае надо понимать, что ребенок просто не готов к той ответственности, которую на него возлагают. Под таким грузом ему психологически очень тяжело. Ребенок деревенеет и не может применить навыки, приобретённые во время тренировок.

Дмитрий Запарин: «Объясняю юным хоккеистам, что на льду, как и в жизни, необходимо уметь слушать и говорить»