Дворец, вмещающий 1500, заполнили на 2500.
«Ак Барс» в своём турне по Татарстану добрался до Набережных Челнов. Последний раз команда проводила здесь свои акции три года назад, и теперь сыграла товарищеский матч с местными «Челнами», выступающими в третьей по силе лиге России. Билеты раскупили сразу, а в самом дворце игру пришлось смотреть стоя.
НИЖНЕКАМСК С КАЗАНЬЮ БОРЮТСЯ ЗА ЧЕЛНЫ
Сейчас «Ак Барс» активно участвует в различных акциях и ездит по Татарстану. «Барсы» уже провели закрытие сезона для болельщиков, возили казанцев на такси, посещали детские сады и больницы, побывали с мастер-классами в пригороде столицы и близлежащих районах. Наконец игроки столичного клуба добрались до второго по величине города республики, где сыграли товарищеский матч против команды «Челны».
Игру анонсировали 4 апреля и в тот же день были проданы все билеты. «Полный аншлаг!», – написал челнинский клуб в ВК и предупредил о перекупах. Ледовый дворец в Челнах вмещает 1,5 тыс человек, и он хорошо заполняется даже на матчах первенства ВХЛ, где играет местная команда. Чтобы как-то вместить побольше желающих, заводчанам раздали 400 пригласительных вниз, у самых бортиков. Администрация дворца предупреждала, что люди сюда будут допущены только в определённом количестве. Но в итоге, по официальной информации, на матче побывали 2,5 тыс человек. Всё пространство возле бортов было плотно забито с одной стороны площадки до самых ворот, дальше не пускала охрана.
Все эти зрители – потенциальная аудитория «Ак Барса». Пусть команда показала рекордную посещаемость в этом году, но казанцам ещё есть куда стремиться, по средней заполняемости они далеко не в лидерах. «Татнефть Арена» лишь на девятом месте среди всех клубов КХЛ. Казань уступает Ярославлю, Новосибирску, Хабаровску, Челябинску и Магнитогорску, даже в Балашихе арена заполняется примерно так же.
В этом плане Набережные Челны выглядят неплохим источником аудитории для казанской команды. Это большой город, который нельзя игнорировать, и ехать туда нужно, хотя бы чтобы наладить прямую связь с аудиторией. К тому же она там есть, что видно по соцсетям и реакции на товарищеский матч. Как ни крути, «Ак Барс» считается главной командой Татарстана и в Челнах у «барсов» больше болельщиков, чем у «Нефтехимика», который находится гораздо ближе – в соседнем Нижнекамске.
Кстати, соседи уже прилагали усилия в прошедшем сезоне, чтобы активно привлекать челнинских зрителей к себе на матчи. Реклама с матчами «Нефтехимика» висела на главных проспектах, клуб проводил переговоры об участии в благотворительных акциях в автограде и даже организовывал автобусы для болельщиков в Нижнекамск на матчи «Нефтехимика».
«ЭТО КАКОЙ-ТО АПОКАЛИПСИС»
Ажиотаж вокруг обычного товарищеского матча с участием игроков из основного состава «Ак Барса» ощущался уже за пределами арены. Перед ледовым дворцом негде было оставить машину, парковка, вся прилегающая дорога и дворы в округе были заставлены автомобилями. Перед игрой была запланирована автограф-сессия в фойе, поэтому даже зайти во дворец было непросто. Сразу после рамок металлодетекторов ты упирался в плотную толпу, которая обступила столы с хоккеистами. Игроки расписывались на своих карточках, но народ шёл с личными вещами, кто-то даже с клюшками «ЗаряД», которые в Челнах выпускает завод Даниса Зарипова. «Вот так подготовились к встрече с главной командой республики», – сказал ведущий.
И тут действительно все считают «Ак Барс» именно главной командой республики. На вопрос, с таким же ажиотажем пришли бы на товарняк, например, с «Нефтехимиком», местные однозначно отвечали, что нет. Хотя были тут люди и в кепках «Нефтехимика».
Пройти к хоккеистам никакой возможности не было. Рядом с этим аттракционом «Ак Барс» открыл продажу своей атрибутики, которая пользовалась успехом. Все, кто не мог пробиться за автографом, покупали на память что-то из фирменного магазина.
Градус народной любви был таким высоким и нарастал с такой силой, что ведущему пришлось просить всех отойти на несколько шагов и пригрозить, что автограф-сессия будет закончена раньше времени. Конечно, его никто не слушал. После какой-то по счёту попытки он всё-таки объявил, что игроки уходят в раздевалку. В итоге общение с кумирами продлилось всего 11 минут. Хоккеисты стали по одному исчезать в двери, предусмотрительно находившейся прямо позади столов, но не всех так легко отпускали. Пока они не ушли в раздевалку, их всё равно тормозили и просили расписаться. Предпоследним ушёл Владислав Кара, последним Артём Лукоянов. И то, Артёма поймали уже в дверях, и прямо на пороге он расписывался и фотографировался.
«Приятно, люди пришли, которые любят хоккей, посмотреть на нашу звезду «25», – улыбался уже позже Лукоянов. – Жалко, что на автографы мало времени нам дали. Все, наверное, не успели получить. Но думаю, что нужно запланировать и каждый год приезжать».
В конце, когда дверь уже закрывалась за Лукояновым, кто-то протянул руку в последней попытке и дотронулся до плеча хоккеиста. Это напоминало визит рок-звёзд.
На столах опустевшего будто после урагана фойе остались лишь несколько карточек Эдуарда Насыбуллина и Артёма Валеева из «Барса».
«Это апокалипсис какой-то», – выдохнул ведущий, вырвавшийся после конкурса с розыгрышем клубной атрибутики к скамейке игроков – тут из зрителей была, слава Богу, только пресса. В следующий раз ему пришлось отступать из толпы зрителей прямо по льду, через всю площадку, пока игроки менялись перед вбрасыванием.
«МЫ ЛЮБИМ ТЕБЯ, ДАНИС»
Матч начинали с большой задержкой, долго не было составов, паузу забивали конкурсами, пока игроки спешно переодевались на игру после автограф-сессии.
В общем-то, никто никуда и не торопится, всем всё нравилось, ожидание праздника – уже само праздник.
Когда диктор начал объявлять состав «Ак Барса», все оживились. Михаила Глухова и Станислава Галиева встречали громкими криками, на слогах, связавшихся в сакральное «Данис Зарипов» зал впал в экстаз, на фоне этого меркло всё, шум перебил даже динамики арены. Остальных парней из «Барса» и «Ирбиса» – будто не поняли, кто такие.
Своих хоккеистов арена встречала вяло. Пока всех объявляли, музыка подошла к концу. После минутной паузы её завели по новой. Все неожиданно оживились, когда диктор назвал Раниса Файзуллина. Кто такой этот парень, местная звезда?
– Да, наш лучший бомбардир.
Дали слово бессменному президенту «Челнов» Игорю Крюкову и, конечно, Данису Зарипову.
«Привет Зарипову!» – прогорланил сильный мужской голос с трибуны. «Мы тебя любим!» – пожилой мужчина вовсю топил за Зарю, – «Вы молодцы, ребята, а Зарипов – лучший!»
Потом команды начали разминку. Персональный болельщик Даниса как раз был на той половине площадки, где раскатывался «Ак Барс».
«Зарипов, привет! Данис, к тебе молодежь обращается!» – взывал голос.
«Зарипов!» – пропищал детский девчачий голосок.
«Хотя бы помаши рукой», – не унимался дед. Наконец Зарипов разглядел, откуда ему кричат и помахал.
«Воот! Молодец. Мы тебя любим, Данис!» – поблагодарил голос.
«Это мой друг. Я его привёл с собой», – пошутил Зарипов, когда его спросили про персонального болельщика. После матча Данис перебросил свою клюшку через защитное стекло на второй ярус, где сидел обладатель звучного голоса.
«СКОРО, МОЖЕТ БЫТЬ, ВАСЯ ТОКРАНОВ ОСВОБОДИТСЯ»
Игру начали без двух минут семь. Казанцы выступали под объединённым названием «Татнефть Ак Барс». Капитанами были Зарипов и Марк Марин, у обоих на майках остались после сезона буквы «С».
Вместо удалений бросали буллиты. Первый исполнил Зарипов и не забил.
Счёт всё равно открыли «барсы», скоро забили челнинцы. Вратарь Иван Акмурзин так хорошо исполнял, что даже показал судье игру в площади ворот, но всем было это малоинтересно, трибуны громко порадовались.
Владимир Ткачёв в перерыве отвечал на вопросы.
– Как на игру настраивались? Ну, мы сейчас ведём 2:1, будем играть на удержание счёта, – улыбался Ткачёв.
– Разве «Ак Барс» играет на удержание счёта?
– Сегодня была установка такая – нужна победа, играем на неё, – продолжал шутить Ткачёв.
После перерыва первыми из раздевалки появились Ткачёв, Галиев и Глухов. За ними шли Акмурзин с Лукояновым и что-то обсуждали. В словах вратаря через смех можно было услышать, кто «ошибся» (буквы в слове заменены) в обороне.
– Вы о чём с Лукояновым после перерыва говорили?
– Что надо поправить все ошибки и играть в полную силу, – отчеканил Акмурзин.
«Удовольствие все получают, поэтому не бежим», – объяснил Максим Марушев. «Акмурзин не получает? Куда деваться, пусть старается», – рассмеялся хоккеист.
Все играли на расслабоне, бегали неохотно. Нападающие вообще при обрезах еле переставляли ноги, предпочитая оставить ситуацию на защитников. Шайбы пошли одна за другой. Третью у «Челнов» забросил Евгений Ковальчук. Челнинцы радовались каждой – парадокс.
«В оборону сегодня плохо отрабатывают нападающие? Поэтому мы и вылетели из Кубка Гагарина», – объяснял Лукоянов.
Он поделился, что, наверное, лет десять не играл здесь, последний раз был в этом дворце то ли с «Нефтяником», то ли по первой лиге. Воспитанник Альметьевска рассказал, что у него есть планы провести мастер-класс для детей в родном городе в новом ледовом комплексе, недавно построенном для ДЮСШ.
– Один приедете или с Яруллиным?
– Сейчас все в отпусках, так что вряд ли это удастся. Скоро, может быть, Вася Токранов освободится, с ним вместе приедем, – улыбнулся Лукоянов.
На вопрос, не будет ли ругать Зинэтула Билялетдинов за столько пропущенных шайб, Лукоянов выдохнул: «Наверное, мы ему говорить не будем».
Во втором периоде «Ак Барс» набросал «Челнам» с слишком большим запасом, поэтому в третьем начал пропускать. Казалось, что-то вышло из-под контроля, ведь за минуту до конца хозяева вели в одну шайбу, а все рассчитывали на ничью. Акмурзин долго не мог убежать на скамейку, потому что игра возвращалась в его зону.
На последней секунде одновременно с сиреной счёт сравнял Лукоянов. До этого он кружил у своих пустых ворот, а Галиев с серьёзным видом чётко прессинговал соперника, выдавливая его из зоны и отбирая шайбу. Никуда не спеша, он отдал пас Зарипову, а он с Лукояновым уже разобрались. Даже подстроить такое развитие событий трудно, чтобы всё так удачно совпало. Что сказать, мастера.
После ничьей бросали буллиты. Тут уже Акмурзин решил отыграться за девять шайб и тащил взаправду, не пропустив ничего. Единственный буллит забил Лукоянов.
Зарипов, бросавший последним, снова не забил.
После объявлений и рукопожатий, пока журналисты мучали Акмурзина, не успевшего уйти в раздевалку, его окружили со всех сторон дети и долго не отпускали. Люди ещё не сразу расходились с арены, а на улице искали, как пройти к автобусу «Ак Барса». Им явно не хватило общения с игроками.
По пути от арены один дедушка рассказывал кому-то по телефону про матч. Голосу в трубке он с почтением выговаривал: «Зарипов, Лукоянов…»