Больше никаких трансляций АПЛ по телику. Смиритесь, за этим будущее

И начало конца «Матч ТВ».

Самый простой способ громко войти на рынок спортивного ТВ – купить АПЛ. Ren-TV в 1997-м запустил фразу «ударповоротам» Александра Елагина в народ, «РТР-Спорту» в 2004-м права на матчи «Челси» подарил Роман Абрамович, в 2010-м «Россия 2» закупила их сама по цене в три раза выше «Плюса».

В конце десятых в России будет еще одна платформа со спортивными трансляциями – Okko холдинга Rambler Group Александра Мамута. О сделке с премьер-лигой в телеграм-каналах писали еще под новый год, в индустрии знали примерно всё это время, а официально объявили лишь через четыре месяца после первых инсайдов.

Теперь Англии не будет в телевизоре. Okko.Sport не собирается никому продавать сублицензию, и это логично – зачем выходить на новый рынок и сразу делиться с конкурентами преимуществом? Переход на стриминговый сервис вполне в мировых трендах. DAZN, который сам себя называет спортивным Netflix, показывает в Италии матчи национального чемпионата, а в Германии – эксклюзивно Лигу чемпионов, Примеру, лигу 1 и серию А.

Фото: Catherine Ivill, Getty Images


Помимо трансляций АПЛ на Okko разрабатывают шоу-обвязки и развлекательные программы об английском футболе, и это самое сложное. На русском ТВ исторически зритель не задерживался на студийных эфирах и в принципе на всем, что происходило после финального свистка. Создать подобную традицию будет очень сложно, особенно на платном онлайн-сервисе, где конкуренция идет не с другими телеканалами, а со всем интернетом – видосами на ютубе, играми, мессенджерами, соцсетями.

«Россия 2» во времена владения АПЛ запускала программу «Футбол Её величества» – обзор тура, который женили с легкими сюжетами. Но она прожила то ли сезон, то ли меньше, потому что цифры проваливали среднесуточную долю канала – людям было неинтересно, что в Москве думают о футболе Лондона или Манчестера.

Okko придётся лавировать между разными группами зрителей. Продвинутая аудитория, знающая про xG и PPDA, понимает английский и нелегально смотрит Match of the Day и эфиры Гари Невилла с Джейми Каррагером на Sky Sports. А для обычных фанов нужно будет делать шоу по законам интернета. Можно уничтожать Z+ и Игоря Порошина, но нельзя не признать – первый выпуск со Шнуром и Машей Командной срезонировал в миллиард раз сильнее ютуб-канала Владимира Стогниенко (будущего топ-менеджера Okko) или всех передач «Силы ТВ».

Владимир Стогниенко / фото: БИЗНЕС Online


Вероятно, на новом сервисе должны быть оба этих жанра – при отказе от сублицензий «Рамблеру» нужен максимальный охват, чтобы отбить 7 млн евро затрат только на права. Приплюсуйте к этой сумме аренду телевизионной техники, стоимость сигнала, зарплаты комментаторов и других сотрудников, и получится, что холдинг Мамута, скорее, работает на перспективу, чем на прибыль здесь и сейчас.

Для «Матч ТВ» это не первый репутационный крах – вспомните непоказ трети сезона 2016/17 Испании или проблемы с правами на Францию перед дебютом Александра Головина в «Монако». О проигрыше в тендере на Англию «Матч» знал заранее, оттуда и покупка нерейтинговой Шотландии за неделю до первых слухов и спустя месяц Португалии как бы взамен ушедшей Англии. Но каждый провал в переговорах проходил одинаково: боссы спортивного субхолдинга предлагали меньшие суммы, поскольку не рассчитывали на конкуренцию, но ла лигу у них подрезал TeleSport Петра Макаренко, а премьер-лигу – Rambler Group Мамута.

Конкретно Okko никогда не занимался производством собственного контента. Как и новый руководитель платформы Михаил Гершкович-младший. В руссийском спортивном телевидении он известен как экс-глава «Лиги-ТВ» – высказывал дельные мысли вроде общего электронного ключа, но при нем структура доживала последние деньки и никак не развивалась.

Кроме того, агентство Гершковича проиграло последний тендер на показ РПЛ в 2018-м при поддержке Первого канала и потенциальных инвесторов. Так что у него пока нет видимых результатов работы, и Okko.Sport с трансляциями английской премьер-лиги станет первым опытом, по которому о менеджерских качествах Гершковича-младшего можно будет говорить с какой-либо уверенностью.

В этой связи будет интересно, в каком направлении дальше пойдет Okko.Sport. Прав уровня АПЛ в России больше нет, из свободных пакетов летом будет НХЛ (которой компания, по информации «Коммерсанта», уже не интересуется) и НБА, но аудитория североамериканских лиг сильно ниже, чем у английского чемпионата, а посторонние сервисы не заменят по качеству League Pass и GameCenter. С той же проблемой сталкивался ВГТРК в 2010-м, и эксперимент с трансляциями НХЛ признали явно неудачным.

У новой платформы большие планы и большие задачи – как минимум, приучить русских зрителей платить за футбол в интернете, чтобы это стало так же удобно, как сериалы и фильмы в онлайн-кинотеатрах. Чтобы качество не подводило, картинка не прыгала, а серверы не рушились при первых больших матчах. Линейное вещание и ящик в углу комнаты уже остались в далеком прошлом, а Okko тащит зрителей в будущее. Выбирайте сами, по пути ли вам с ними.

Трансляции АПЛ в России полностью уходят в интернет. Этим займётся Стогниенко

Данил Тармасинов