У словацкого клуба нет денег на следующий сезон.
«Слован» может покинуть КХЛ из-за финансовых проблем. Вопрос об участии команды в следующем сезоне, скорее всего, будет решаться 29 мая на заседании совета директоров лиги.
«Вице-президент клуба Юрай Широки-младший не раз уверял Лигу в том, что инвестор будет найден и команда сможет продолжать выступать в КХЛ, но этого не случилось. При этом прежние спонсоры готовы были продолжать финансирование команды, но никак не покрывать долги клуба, возникшие из-за неэффективного менеджмента. Долги, созданные руководством клуба, являются камнем преткновения также и для новых инвесторов. На сегодняшний день у клуба нет финансов для участия в чемпионате КХЛ 2019/20», – говорится в пресс-релизе КХЛ.
«СЛОВАН» ПОТЕРЯЛ ПОДДЕРЖКУ «ГАЗПРОМА» И МЕДВЕДЕВА
КХЛ прямо указывает на то, что долги, составляющие несколько миллионов евро и мешающие найти инвестора, были созданы менеджментом. В частности, бессменным спортивным директором Олдржихом Штефлом, которого называют другом президента клуба, олигарха Юрая Широки. До работы в «Словане» Штефл развалил другой клуб с богатой историей – чешский «Всетин». В Чехии карьера руководителя закончилась условным сроком и запретом на хоккейную деятельность в этой стране. Нынешние проблемы «Слована» очень напоминают ситуацию с «Всетином» и его долгами.
Сама структура владения «Слованом» до 2017 года была невероятно сложной. В неё входили юридические лица, зарегистрированные в оффшорах на Кипре, Коста-Рике и в Новой Зеландии, при этом клуб получал спонсорские контракты от государственных структур. Например, от «Транспетрол», которой принадлежит часть идущего через страну транзитного трубопровода «Дружба», и национальной почты. Схема движения средств была максимально усложнена. За первый сезон в КХЛ клуб заработал почти 2,7 млн евро и заплатил с них подоходный налог в размере 15 евро. «Слован» трижды формально заканчивал год с прибылью. В 2013-м она составила 180 тыс евро, в 2016-м – 763 тыс.
Когда спонсоры устали, недофинансирование и долги стали хронической проблемой клуба. Источники финансирования постоянно менялись. В декабре 2016-го «Слован» нашёл нового генерального спонсора, которым стала немецкая фирма WINGAS. Благодаря подписанному соглашению были погашены задолженности перед игроками. Интересно, что WINGAS GmbH – дочерняя фирма немецкого концерна BASF и российского «Газпрома», который стал её контролирующим акционером с 2015 года.
Весной 2018-го уже самому «Газпрому» пришлось спасать европейский проект КХЛ. Спонсором «Слована» до конца сезона 2018/19 стал «Газпром Экспорт» во главе с генеральным директором Александром Медведевым. «Слован» появился в КХЛ именно при его президентстве, поэтому Медведев курировал проект, оказывая ему посильную помощь. Но «Газпром» так или иначе поддерживает ещё «Авангард», «Витязь», «Автомобилист» и рижское «Динамо», не говоря уже о СКА. Изначально было ясно, что вариант с «Газпром Экспортом» был временным, чтобы клуб мог найти нового инвестора. По информации «БИЗНЕС Online», «Газпром» не собирается продолжать спонсировать клуб. Как сообщают источники издания, возможное исключение «Слована» связано именно с уходом с руководящих постов АО «Газпром» Медведева, который стал президентом футбольного «Зенита».
Если «Зенит» стал чемпионом, то для «Слована» минувший сезон стал провальным. Команда, собранная в межсезонье по остаточному принципу, закончила чемпионат с разницей шайб -112, став худшей в лиге. Игроки начали покидать клуб ещё зимой, но это была не обычная распродажа перед дедлайном. Летом шли разговоры, что в клуб должен прийти новый спонсор, но этот процесс всё ещё откладывается. У клуба долги по зарплатам за весенние месяцы сезона 2016/17, и весь сезон 2017/18, кроме того, более миллиона евро за аренду стадиона. И это то, что КХЛ называет камнем преткновения.
НОВЫЕ ИНВЕСТОРЫ БОЯТСЯ ДОЛГОВ И НЕ ДОВЕРЯЮТ РУКОВОДСТВУ КЛУБА
Поиск нового спонсора начался ещё летом и пока ни к чему не привёл. В ноябре 2018 года КХЛ дисквалифицировала руководителей «Слована» за то, что клуб не погасил долги перед игроками за прошлый сезон, и запретила словацкому клубу заявлять новых игроков.
7 марта состоялась пресс-конференция, на которой вице-президент «Слована» – сын президента – Юрай Широки-младший заявил, что вскоре клуб подпишет контракт с новым инвестором, переговоры с которым длятся уже пять месяцев и что он должен стать основным владельцем клуба. Но пожелание инвестора заключается в том, чтобы прежний директорат остался в «Словане» в качестве миноритарных владельцев (имеющих неконтролирующий пакет акций). Уже на следующий день появились новости, что им может стать чешский миллиардер Петр Келлнер, которому также приписывали интерес к покупке лондонского «Челси» у Романа Абрамовича. Косвенно на это указывал и Широки, обмолвившийся, что переговоры прошли в Праге. Кроме Келлнера и его концерна PPF, среди возможных инвесторов назывались французская энергетическая группа Engie и словацкая софтверная компания Eset.
«Слован» получил отсрочку от КХЛ до 30 апреля и ровно к вечеру 29 апреля клуб объявил, что подписал контракт с новым стратегическим партнёром. Широки-младший заявил, что «Словану» удалось привлечь инвестора из Чехии. Он должен был погасить задолженность перед муниципалитетом за аренду «Словнафт Арены», выплатить долги игрокам и покрыть часть расходов на участие в чемпионате.
«У нас есть хорошие новости – мы продолжим выступать в КХЛ. Нам удалось договориться о контракте с инвестором. Я уже проинформировал мэра Братиславы Матуша Валля. Мы погасим задолженности. Наша основная задача – заплатить хоккеистам. Первые деньги, которые отправит инвестор, будут использованы для покупки игроков, чтобы мы могли собрать новую команду», – сообщил Широки-младший.
Но до сегодняшнего дня никакого договора не было подписано. Как сообщает «Спорт экспресс», новый спонсор, которого нашли в клубе, посчитал финансирование команды слишком дорогим. Решение по дальнейшей судьбе клуба отложено на неопределенное время. Не исключено, что до 29 мая, когда состоится заседание совета директоров КХЛ.
ПОСЛЕ ВЫХОДА «СЛОВАНА» «АВАНГАРД» ДОЛЖЕН ПЕРЕЕХАТЬ НА ЗАПАД
КХЛ уже заявила, что разрабатывает два варианта календаря на следующий сезон – со «Слованом» и без. Исключение братиславской команды создаст дополнительные трудности при формировании состава лиги – ей придётся перебрасывать одну команду на Запад. Сейчас есть небольшой дисбаланс – 12 клубов выступают в Западной конференции и 13 – в Восточной. Без «Слована» на Западе останутся всего 11 команд.
Один из восточных клубов отправится на Запад. До проблем с «Ареной Омск» самой западной командой конференции было «Торпедо». Нижегородский клуб за 11 сезонов успел поиграть как и Западе, и на Востоке. Несколько лет назад руководство команды даже сказало, что это такая судьба – быть пограничной командой.
Но теперь самым западным клубом Востока стал «Авангард», который временно обитает в Балашихе. И тем удивительнее было видеть финальную серии Кубка Гагарина против ЦСКА – между армейской ареной и «Ареной Балашихой» всего три десятка километров. Так что именно «Авангард» – самый логичный вариант для отправки на Запад. Тем более, что ранее такая инициатива уже исходила от некоторых руководителей восточных клубов.
Но переход «Авангарда» на Запад создаст определенный дисбаланс уже внутри Восточной конференции. В дивизионе Чернышёва останутся «Салават Юлаев», «Барыс», «Сибирь» и три дальневосточных команды. Для сравнения, в дивизионе Харламова будут биться «Торпедо», «Ак Барс», «Нефтехимик», «Металлург», «Трактор» и «Автомобилист».
К тому же переход «Авангарда» скажется на конкуренции на Западе, эта конференция станет еще сильнее. Интрига появится и в дивизионе Тарасова, где сейчас числится «Слован». Замена словаков на омичей усилит дивизион, в котором играют ЦСКА и «Локомотив».
Можно оставить 11 клубов на Западе, но тогда возникнут проблемы с формированием календаря, ведь сделать ровное и четкое расписание для нечетного количества команд – очень трудоемкий процесс. Так что из-за проблем в Братиславе у КХЛ в начале лета будет гарантированная головная боль. Впрочем, лига сама поставила себя в эту ситуацию, раз за разом давая поблажки «Словану» и разрешая клубу с долгами, переходящими из года в год, участвовать в чемпионате.