Как сын татарстанского миллиардера создаёт в Нижнекамске свой «Рубин», со стадионом и без легионеров

Это угроза для хоккейного «Нефтехимика».

Сегодня «Рубин» и «Нефтехимик» сыграют товарищеский матч на базе казанцев. Оба клуба вышли из отпуска и начали подготовку к новому сезону. Нижнекамцы вернулись в ФНЛ после двухлетнего перерыва. В нынешнем состоянии команды роднит не только один спонсор – ТАИФ. «Нефтехимик» и «Рубин» максимально сблизились по классу. Если раньше игроки, не устраивавшие «Рубин», отправлялись в Нижнекамск, то теперь уже казанцы ищут усиления состава в «Нефтехимике». Сейчас на просмотре в главной команде ТАИФа четыре игрока нижнекамцев. Задачи у «Рубина» и «Нефтехимика» тоже схожие – оба клуба должны сохранить прописку в своих чемпионатах.

Присмотреться к «Нефтехимику» казанским болельщикам нужно и потому, что их главный тренер Юрий Уткульбаев в перспективе может занять аналогичный пост в «Рубине», а молодой президент «Нефтехимика» Тимур Шигабутдинов переехать в Казань и спасать проблемный актив.

Тимур Шигабутдинов / фото: Олег Спиридонов, БИЗНЕС Online

 
ВСЕ РЕШЕНИЯ ПРИНИМАЕТ ТИМУР ШИГАБУТДИНОВ

Президентом «Нефтехимика» Тимур Шигабутдинов стал ещё восемь лет назад, когда ему было всего 28 лет. Средний сын генерального директора группы компаний ТАИФ Альберта Шигабутдинова (состояние 1,2 млрд долларов, 88 место в российском рейтинге Forbes) занимает должность коммерческого директора в дочерней компании – «Нижнекамскнефтехиме». Его непосредственный начальник – генеральный директор завода Азат Бикмурзин, тоже президент «Нефтехимика», но только хоккейного. Тимур долгое время увлекался автогонками, он и сейчас время от времени появляется на заездах в Казани. Но в последние два года он стал вникать в дела футбольного клуба и довольно быстро достиг определенных высот. Шигабутдинов редко бывает на играх «Нефтехимика», в раздевалку команды тоже не заглядывает. В последний раз его видели там в 2016 году, когда «Нефтехимик» также вышел в ФНЛ.

Может сложиться впечатление, что президент клуба несколько отстранён от жизни команды, но это не так.  Директор «Нефтехимика» Айрат Исмагилов и советник Шигабутдинова Наиль Гизатуллин по нескольку раз в неделю встречаются с президентом, и все спортивные и хозяйственные вопросы согласуют с ним. Каждый трансфер менеджеры обязаны обосновать не только с финансовой, но и с футбольной точки зрения. По словам Гизатуллина, все инициативы, продвигаемые в клубе, исходят от президента. Он постоянно следит за делами.

После каждой победы футболисты «Нефтехимика» получают премии, что тоже может считаться роскошью для ПФЛ. При этом на всякий случай в команде держали 11 защитников. И сейчас от длинной скамейки отказываться не собираются, могут себе позволить.

Бюджет «Нефтехимика» – это также достижение Шигабутдинова. В прошлом сезоне у клуба было в распоряжении 180 млн рублей. Это один из самых больших бюджетов всего ПФЛ и точно самый большой в зоне «Урал-Приволжье». Команда с легкостью выполнила задачу под которую и давали деньги – выход в ФНЛ. Ближайший конкурент нижнекамцев, челнинский КАМАЗ, бюджет которого около 100 млн, занял второе место.

200 МЛН И ЗАДАЧА НЕ ВЫЛЕТЕТЬ ИЗ ФНЛ

С выходом в ФНЛ и без того немалый по меркам футбольного дна России бюджет нижнекамцев увеличится. По информации «БИЗНЕС Online», он утверждён в размере 200 млн рублей. Расходы самых бедных клубов ФНЛ составляют около 150 млн, а лидеров – 500, так что «Нефтехимику» трудно будет бороться за лидерство, но и задачи такой перед клубом не ставят.

 Цель одна – закрепиться в новой лиге. Этому могло бы способствовать сотрудничество с «Рубином», но насколько успешным будет взаимодействие «Нефтехимика» и «Рубина», сказать трудно. Есть пример удачного сотрудничества, когда Игорь Портнягин, Соломон Кверквелия, Вагиз Галиулин и другие арендованные у казанской команды игроки показывали хороший результат, и команда занимала в ФНЛ четвёртое место. 

Однако сейчас в казанской команде большие проблемы с составом, так что качественных игроков в Нижнекамск вряд ли отдадут. К тому же главный тренер нижнекамцев Юрий Уткульбаев привык набирать состав под свои требования и не будет просто наигрывать молодёжь для «Рубина». Это уже плачевно заканчивалось для «Нефтехимика» в предыдущие сезоны, когда команда теряла своих лидеров и вылетала из ФНЛ. Так что в роли фарм-клуба «Нефтехимик» заработает, но при условии, что игроков не будут забирать посреди сезона. Уткульбаев не будет брать первых, кого отдадут, а возьмёт тех, кто ему нужен. Пока из системы «Рубина» присмотрели всего одного молодого игрока. В основном усиление ищут в других клубах ФНЛ. Пока выходит наоборот – казанцы ищут новичков в Нижнекамске. Сразу четыре футболиста «Нефтехимика» на просмотре в Казани, было пять.

Фото: Олег Спиридонов, БИЗНЕС Online


«НЕФТЕХИМИК» ОТКАЗАЛСЯ ОТ ЛЕГИОНЕРОВ

В январе 2017 года Уткульбаев возглавил «Нефтехимик» с задачей спасти клуб от вылета из ФНЛ. Воспитанник «Рубина», он успел поиграть и за «Нефтехимик». До назначения в Нижнекамск тренировал молодёжку и дубль «Рубина» и казахстанский «Актобе». Задачу выполнить не удалось, команда провалилась в ПФЛ, где провела два сезона. В первый полноценный сезон работы Уткульбаеву не удалось вернуться в ФНЛ.

Нынешний состав «Нефтехимика» изначально был собран под единственную задачу, что позволил огромный по меркам ПФЛ бюджет. Качество футболистов превосходило всех соперников, а длина скамейки позволяла собрать почти две команды. По сути, уже после осенней части чемпионата стало ясно, что «Нефтехимик» выходит в ФНЛ. Но в зимнее трансферное окно команда снова укрепилась, обменяв двух лидеров из соседнего КАМАЗа. За полузащитника Давида Хубаева и нападающего Руслана Галиакберова нижнекамцы отдали перспективного форварда Дмитрия Каменьщикова и несколько миллионов рублей сверху.

Потом взяли полузащитника Александра Кренделева, который когда-то поиграл в саранской «Мордовии», и защитников Максима Ширяева из латвийской «Елгавы» и Андрея Семёнова, поигравшего в молодежных командах «Локомотива», ЦСКА и за сборную России U-21. Оба защитника сейчас на просмотре в «Рубине».

Перспективные воспитанники в «Нефтехимике» есть, но Уткульбаев их не подключал к играм. В составе был лишь один свой защитник Игорь Кутергин, но и он редко выходил на поле. На следующий год они, конечно, не потянут уровень ФНЛ, как и некоторые игроки нынешнего состава. Первые семь человек уже покинули клуб.

Для усиления, по информации «БИЗНЕС Online», планируется подписать нападающего Дмитрия Мичуренкова из «Армавира» (ФНЛ), оттуда же придёт защитник Фарход Васиев. Также команду пополнят узбекский полузащитник Бобир Давлатов, полузащитник молодёжки «Оренбурга» Артём Апалькин, защитник Дмитрий Губанов из молодёжки «Рубина». Кроме того, в «Нефтехимик» вернулся после просмотра в «Рубине» вратарь Андрей Голубев, а в скором времени к команде присоединятся вратарь «Химок» Вячеслав Исупов и голкипер Руслан Старцев из ставропольского «Динамо» (ПФЛ).

Также, по нашим данным, «Нефтехимик» готовил трансфер двух легионеров. Один из них – серб Стефан Илич приезжал в расположение клуба, однако контракт не заключил. В последнем интервью телеканалу «Эфир-Нижнекамск» Уткульбаев отметил, что от позиций легионеров отказались по финансовым причинам.

Юрий Уткульбаев / фото: Олег Спиридонов, БИЗНЕС Online

 
БОЛЬШАЯ СТАТЬЯ РАСХОДОВ – ОБНОВЛЕНИЕ СТАДИОНА

С инфраструктурой у команды пока всё не так хорошо, как с составом. Футбольный стадион в Нижнекамске – удручающее зрелище. Поле с проплешинами, редкие ряды выцветших пластиковых кресел на противопоставленных трибунах. Обычно люди, которые приходят на матчи, берут с собой газеты или тряпки, чтобы протереть сиденье или подстелить под себя. А когда идёт дождь, все смотрят игру стоя – газеты и тряпки уже не спасают. Единственный навес – над крохотным рядом «мест для прессы», которой там уже давно не видели. Рядом небольшое кирпичное строение в три этажа. На втором, так называемая, вип-ложа, где ещё есть некое подобие ремонта. При этом она не сильно выделяется на общем фоне. Над ней комментаторская. В дождь стадион покрывается редкими шляпами зонтиков, а поле превращается в болото. В обоих вратарских зияет коричневое месиво, есть ещё пара луж на поле.

В особо дождливые дни на трибунах собирается всего по 100-150 человек. В хорошую погоду средняя посещаемость игр «Нефтехимика» не превышает 500 человек. Точных данных нет, чаще всего, в протокол цифры вписывают просто на глаз. При этом нельзя сказать, что клуб ничего не делает для болельщиков. На организацию последнего матча с КАМАЗом, учитывая развлекательную программу, конкурсы и салют, дали 100 тыс рублей – таких денег на одну игру раньше никогда не выделяли. Для зрителей работает бесплатная кухня, в перерыве разыгрывают сувенирку. Вход бесплатный, но люди больше любят хоккей, он как-то привычнее для города. Туалеты на стадионе страшные, и их мало даже для такой посещаемости.

А вот база у футбольной команды наоборот отличная, для ПФЛ вообще космос. «Лучше только у Барселоны, может быть, ещё у «Арсенала», – шутит советник президента клуба Наиль Гизатуллин. База расположена в сосновом бору, по соседству с санаторием и детскими летними лагерями. На территории своё поле с натуральным газоном, большой жилой комплекс, столовая, тренажерный зал, сауна и многое другое – полноценный спортивный самодостаточный комплекс, в отличном состоянии.

Устранить этот вопиющий контраст должна скорая реконструкция стадиона, которую неоднократно анонсировали.

Вип-ложа на стадионе / фото: Олег Спиридонов, БИЗНЕС Online


В НИЖНЕКАМСКЕ ПЛАНИРУЮТ ПОСТРОИТЬ СТАДИОН МЕЖДУНАРОДНОГО УРОВНЯ

По сути, все клубы в ПФЛ можно разделить на три категории: те, кто платит большие зарплаты игрокам в ущерб обновления стадиона и инфраструктуры; те, кто, наоборот, тратят на стадион и экономят на контрактах; и третья категория – самая редкая – клубы, у которых хватает на всё. «Нефтехимик» как раз тот уникальный случай, когда есть деньги и на дорогих футболистов, и на стадион, который планируется реконструировать.

Нынешний стадион не подходит для выступления в ФНЛ, и это руководство клуба понимало, когда команда играла ещё в ПФЛ. Ещё в ноябре директор клуба Исмагилов говорил, что стадион реконструируют к новому сезону. По проекту трибуна станет полностью круговой, а сектора за воротами приблизят к полю. Над зрителями появится навес от солнца и дождя. Будет установлено новое табло, газон будет заменён на искусственный с подогревом. На освободившихся площадях построят медиазону для болельщиков и парковку. Общая вместимость нового стадиона составит 4000 зрителей вместо нынешних 3000.

Первоначально работы должны были пройти зимой и во время весенней части чемпионата, а играть предполагалось на стадионе КАМАЗа, но планы сорвались из-за долгих согласований, которыми славится ТАИФ. Теперь реконструкция пройдёт в течение сезона, подготовительные работы на стадионе уже начались. Играть «Нефтехимик» будет на стадионе «Рубин» в Казани или «КАМАЗ» в Набережных Челнах, пока этот вопрос не решён.

В отдалённой перспективе – строительство совершенно нового стадиона на свободной площади. Нынешний зажат со всех сторон плотной застройкой. Ещё в конце 2017 года мэр Айдар Метшин рассказал о планах ТАИФа построить в Нижнекамске футбольный стадион международного уровня. Эта идея обсуждалась совместно администрацией города с Альбертом и Тимуром Шигабутдиновыми.

Как уточнил «БИЗНЕС Online» заместитель главы Нижнекамского района по строительству Эмиль Сиразетдинов, в 46-м микрорайоне, по улице Сююмбике, для нового стадиона генпланом определён участок под строительство и сделана схематичная посадка. Главное, что известно – стадион будет вмещать 10 тыс зрителей и тут же будет вся сопутствующая инфраструктура футбольного клуба. По словам Сиразетдинова, ТАИФ хочет сделать спортивный комплекс, чем-то похожий на футбольную академию «Краснодара». Пока не началось даже проектирование, однако все собеседники нашего издания, знакомые с вопросом, оптимистично оценивают возможность строительства новой арены. Всё зависит от ТАИФа, который должен выступить инвестором.

Очевидно, что пока руководство компании выбрало наименее затратный путь – реконструкцию прежнего стадиона.

Фото: Олег Спиридонов, БИЗНЕС Online

 
ЗАМЕНИТ ЛИ ТАИФ ХОККЕЙ НА ФУТБОЛ?

Сейчас ТАИФ спонсирует футбольный и хоккейный «Нефтехимики», а также казанский «Рубин», ватерпольный «Синтез» и регбийный клуб «Стрела». Все эти активы объединяет одно: пустые трибуны и перманентная экономия. Относительно неплохая посещаемость только у хоккеистов. В среднем 3,7 тысячи человек на одном матче при вместимости арены в 5,5 тысячи зрителей.  

У компании есть все возможности сделать свои команды лидерами в собственных турнирах, но амбиции есть только у ватерпольного «Синтеза», но команда интересна лишь небольшой горстке фанатов и родственников игроков. Пока же выходит так, что футбольный «Нефтехимик» сейчас получает деньги, на которые в ином случае мог бы рассчитывать хоккейный собрат.

Кроме того, нижнекамские клубы конкурируют и в вопросе посещаемости. Ледовая арена расположена в двух минутах от стадиона, и, как признаются в футбольном клубе, пока в Нижнекамске будет играть команда КХЛ, популярность ФК «Нефтехимик» не сможет вырасти. Хотя сейчас футбольный клуб более плотно занялся маркетингом и продвижением в соцсетях, уровень хоккейного зрелища перевешивает искушение похода на футбол даже за бесплатные билеты.

Не исключено, что ТАИФ может сделать окончательный выбор в пользу футбола, а хоккейный проект потихоньку закрыть или перевести в лигу послабее. Такие слухи ходят уже не первый год. Тем более, что главным фанатом хоккейного клуба был прежний директор завода Владимир Бусыгин, который недавно полностью отошёл от дел в компании.

Шигабутдинов-младший, напротив, с каждым годом набирает аппаратный вес в руководстве ТАИФа и он явно намерен сделать из своего детища что-то солиднее клуба-середняка, который играет на дряхлом стадионе. Если, конечно, не вернётся в Казань, где возьмётся за «Рубин», тем более, что слухи о том, что Тимур Альбертович станет президентом казанского клуба уже несколько раз появлялись в футбольных кругах.

Айрат Шамилов, Александр Приндин