Новый мерч обещают осенью, но без точной даты.
В августе «Ак Барс» представил новую маркетинговую концепцию вокруг телефонного кода Казани – «843». Её клуб разработал сам, без помощи дизайнерских агентств. При вычитании суммы двух последних цифр получается единица – символ первого места в розыгрыше Кубке Гагарина. При сложении всехвыходит – столько лет «Ак Барс» сотрудничает с «Татнефтью».
Главный тренер Дмитрий Квартальнов и несколько ведущих игроков презентовали коллекцию одежды с этими цифрами. Но спустя полтора месяца после анонса одежда так и не поступила в продажу. Завтра матчем с «Куньлунем» начнётся вторая домашняя серия игр казанцев, а в официальном магазине клуба можно купить только прошлогоднюю атрибутику.
ЦИФРЫ ЛЕГКО ПЕРЕНЕСТИ НА КЛУБНУЮ АТРИБУТИКУ
Когда «Ак Барс» разрабатывал новую концепцию, то хотел сделать так, чтобы её легко можно было использовать на фанатской атрибутике. Как нам рассказал руководитель центра реализации маркетинговых проектов «Ак Барса» Станислав Прудников, «843» отвечает этому критерию.
«Ак Барс» = 843 = Казань
Упаковываем новую креативную концепцию в три цифры. 843 − это альтернативные смыслы, графика и мерч. Это наш код.#код843 pic.twitter.com/m0kGOAVwnb
— ХК Ак Барс (@hcakbars) August 19, 2019
Для промо с Квартальновым и игроками сотрудники «Ак Барса» заказали единичные комплекты одежды. Это пилотные версии. Всего же будет несколько линеек продукции:
● 843 Fan – классическая яркая атрибутика для традиционного болельщика – кепки, свитера, футболки, шарфы и прочая повседневная одежда.
● 843 Premium – качественные кожаные изделия, папки, барсетки с соответствующей подобным продуктам ценой.
● 843 Casual – повседневная коллекция, без кричащей клубной символики, с аккуратной инсталляцией клубного логотипа или цифр 843.
Для «Ак Барса» такое разнообразие атрибутики будет большим прорывом, ведь ранее клуб не разрабатывал так много одежды. В клубном магазине на «Татнефть Арене» можно купить несколько разных толстовок, но они отличаются друг от друга дизайном, а не качеством пошива. В КХЛ такое разделение атрибутики на обычную и премиум есть только у СКА.
НОВУЮ КЛУБНУЮ АТРИБУТИКУ ДЕЛАЮТ В ТАТАРСТАНЕ
Поскольку клуб доработал концепцию всего за месяц до старта чемпионата, неудивительно, что коллекцию ещё не успели подготовить.
«Из-за слишком большого объема производства, а также из-за того, что мы очень трепетно отнеслись к новой атрибутике и не хотим расстраивать наших болельщиков, клуб начнёт продажи осенью», – сказал Прудников. Когда именно «осенью» он не уточнил – в клубе не хотят обманывать зрителей с датой начала продаж. Продавцы на «Татнефть Арене» говорят, что новая коллекция должна появится в продаже в конце сентября - начале октября.
По нашей информации, клуб представит всю атрибутику не в магазине на арене, а в одном из торговых центров Казани. Продавать её будут не только на «Татнефть Арене», но и в крупных магазинах города.
«Ак Барс» хочет продавать не банальные футболки и толстовки с принтами, а качественную одежду, выполненную вышивкой, которая будет стоит своих денег. Поэтому мы очень ответственно отнеслись к выбору производителя и поставщика», – отметил Прудников. Клуб заказал очень много товаров, чтобы их хватило на всех желающих. Прудников отмечает, что невозможно сделать такое количество футболок, свитеров, кепок, сумок за два месяца.
Можно было сэкономить время и заказать всё оптом в Китае – это существенно сэкономило бы время производства. Но, как утверждает Прудников, «Ак Барс» выбрал другой вариант – практически все товары будут произведены в России и большая часть – в Татарстане. Какие фабрики делают новую атрибутику клуба Прудников не сообщил.
По информации «БИЗНЕС Online», новый символ клуба появится на альтернативной чёрной форме команды, в которой казанцы, вероятно, проведут один из ближайших домашних матчей.
НЕКОТОРЫЕ КЛУБЫ НАЧИНАЮТ ГОТОВИТЬ НОВУЮ АТРИБУТИКУ ЗА ПОЛГОДА ДО СТАРТА СЕЗОНА
Ситуацию с мерчем «Ак Барса» согласился прокомментировать основатель и учредитель компании Steel Axes Константин Мазуркевич, которая занимается производством хоккейной формы и клубной атрибутики. Среди её клиентов – магнитогорский «Металлург». Он сказал, что сложно за один-два месяца изготовить много качественной повседневной одежды. Некоторые клубы не просто так начинают готовить коллекцию одежды за полгода до её релиза. Сроки производства зависят от сложности дизайна одежды, количества графических элементов и наличия необходимого материала.
И как раз поиск, доставка и согласование материала для одежды – одна из главных причин задержки производства. Экипировщики не делают сами ткань, из которой шьют толстовку или футболку. Её, а также дополнительные элементы оформления одежды, заказывают у поставщиков. Например, жаккардовые бирки в России делает только один завод. Когда ткань есть в наличии у производителя, большие объемы атрибутики можно сделать и за полтора месяца.
«Пошить свитер можно и за один день, а если вместо вышивки дополнительных элементов использовать простые принты, то одежду можно сделать за один час», – сказал Мазуркевич. Однако качество такой одежды будет существенно ниже, чем у сшитого аналога, так как все элементы дизайна покрашены или нанесены термически. И при плохой покраске рисунок сотрётся очень быстро.
Дополнительные проблемы может создать цвет одежды. Производители заказывают материал, а уже потом, после консультации с клубами, раскрашивают его в нужный цвет. И, естественно, бывает так, что полностью прокрашенную ткань необходимого цвета вообще не делают в России.
«Для производства одежды нам иногда приходится заказывать ткань из Польши или Турции, – сказал Мазуркевич. – В Китае, где также можно оптом заказать много товаров, такой проблемы нет – производство там налажено до автоматизма».
СОГЛАСОВАНИЕ ОДЕЖДЫ С ПРОИЗВОДИТЕЛЕМ МОЖЕТ ЗАНЯТЬ НЕСКОЛЬКО НЕДЕЛЬ
Если клуб хочет качественную атрибутику, нужен постоянный контакт с производителем. «Согласование с руководством команды может занять несколько недель. Например, в один клуб мы восемь раз отправляли образцы будущей одежды. И только на девятый раз их одобрили. И разработка каждого образца занимает много времени и сил», – сказал Мазуркевич.
И это всё касается не только свитеров, но и всей остальной атрибутики, а также клубных джерси. За одной маленькой кепкой стоят недели разработки дизайна, согласований с руководством, обсуждений с производителями, поиск нужных тканей, пошив и доставка до места продажи.
С одной стороны, «Ак Барс» можно похвалить за серьёзный подход. Клуб мог бы сэкономить время и просто заказать обычную сублимационную атрибутику. Но тогда претензий к качеству продукции было бы очень много.
Это не сравнить с футболками «Рубина» с изображением Романа Шаронова. Напомним, что футбольный клуб на старте сезона обыграл фирменный жест тренера – «козу» – и выпустил футболки с соответствующим принтом. Это ситуативный маркетинг, а не сезонная концепция, как у «Ак Барса». Поэтому качество одежды у хоккеистов должно быть намного выше, чем у «Рубина».
С другой стороны, если бы «Ак Барс» заранее продумал все детали производства атрибутики, то, скорее всего, стал бы продавать её уже на старте сезона. А не спустя месяц или даже два после первого матча. Главное, чтобы итоговая коллекция оправдала ожидания.