10 тыс долларов могут уйти в помойку.
Чемпионка мира и Европы Елизавета Туктамышева на Кубке Санкт-Петербурга впервые показала короткую программу под музыку Florence and Machine Drumming Song, которую ей поставила известный канадский хореограф Ше-Линн Бурн.
В июле Туктамышева уезжала в Канаду, чтобы проработать с Бурн программу. Но уже в августе, на открытой тренировке группы Алексея Мишина, фигуристка выступала с другой короткой – под Oblivion Астора Пьяццолы.
Перемену судьи не оценили – на первом же турнире Елизавета получила скромные оценки за компоненты. Теперь фигуристка вернулась к первоначальному варианту. Стало лучше?
КОРОТКАЯ ПРОГРАММА ПОД DRUMMING SONG – ЭКСПЕРИМЕНТ И ВЫЗОВ
Когда Туктамышева объявила в инстаграме, что в новом сезоне выступит под Drumming Song, мир фигурного катания пришёл в удивление. Совершенно новая по стилистике музыка, под которую ранее никто на международном уровне ещё не выступал.
«Это очень интересный и необычный выбор. Программы под такую музыку долго обсуждают, они удивляют», – прокомментировала для «БИЗНЕС Online» выбор музыки Туктамышевой тренер ЦСКА Катарина Гербольдт.
Это первый опыт для фигуристки выступления под рок. В интервью Golden Skate Туктамышева отметила, что намеренно решила выбрать новый для себя стиль, чтобы расширить горизонты и попробовать новые движения. В частности, в новой короткой у Туктамышевой абсолютно новая для спортсменки дорожка шагов.
Поэтому Туктамышева и обратилась к одной из сильнейших хореографов мира Бурн. «Наконец-то мои мечты стали реальностью. Я давно хотела поработать с ней, – призналась Туктамышева. – Я видела её программы и уверена, что она создает настоящие шедевры».
Также фигуристка отметила, что выучила у Бурн новые для себя элементы: «Если честно, поездка в Канаду к Бурн стала для меня школой – я столько лет уже в фигурном катании, но впервые узнала о многих движениях. Было тяжело».
ПРИЧИНА СМЕНЫ МУЗЫКИ – СЛОЖНАЯ ХОРЕОГРАФИЯ
Ранее мы писали, что примерная стоимость постановки программы у Бурн – 10 тыс долларов. Но эти деньги чуть было не ушли в никуда, так как Туктамышева и ее тренер решили поменять музыку в короткой.
Уже на первом публичном прокате – открытой тренировке группы Мишина перед сезоном Туктамышева вышла под Oblivion. «Мы побоялись, что музыку [Drumming Song] никто не поймет, поэтому решили выбрать проверенный временем вариант», – сказала тогда фигуристка.
Oblivion Пьяццолы – действительно популярная музыка в фигурном катании. Но вряд ли это плюс, скорее наоборот. «Судьи не очень любят, когда все катаются под одну и ту же песню. В прошлом сезоне бывало, что «Кармен» включали три раза подряд – это не играло в пользу повторяющихся», – считает Гербольдт.
По словам Туктамышевой, в программе они сменили только музыку. Движения оставили от Бурн. Но вряд ли это так. Невозможно взять движения, поставленные под одну мелодию и без изменений переставить их на другую.
«Бурн отрабатывает каждый музыкальный такт – каждое движение головой, каждый подход к элементу, выкат из него. Как можно взять и перенести эту работу на другую музыку? – возмущалась в интервью агентству «Р-Спорт» тренер Инна Гончаренко. – Движений у Лизы много от Ше-Линн, но Лиза уже их все пропустила через себя и интерпретировала по-своему. Ше-Линн Бурн читается в этих движениях уже туговато. Лиза сделала не как надо, а как она привыкла».
Мишин объяснил такое решение тем, что Туктамышева не выкатывала программу под Drumming Song: «На первых этапах мы столкнулись со сложностями в реализации программы. Из-за ритмической структуры музыкального сопровождения, которое определяло высокий ритм исполнения. Поэтому было принято решение освоить эту программу на фоне музыкального сопровождения другого характера».
ВОЗМОЖНО, МИШИН ИСПУГАЛСЯ РАБОТАТЬ С НОВЫМ СТИЛЕМ
По информации «БИЗНЕС Online», Туктамышева работала в Канаде с Бурн две с половиной недели. Хореограф положительно отзывалась о российской спортсменке. Сложности при работе над движениями действительно были, но по итогу Елизавета поняла идеи своего нового хореографа и успешно воплощала их на льду.
Вполне возможен такой вариант развития событий. Туктамышева вернулась из Канады и показала свою новую программу Мишину. Опытный тренер скептически воспринял современную композицию и хореографию. Он предложил ей компромисс: оставить основные движения от Бурн, поменять музыку в короткой и адаптировать движения Ше-Линн, работая со штатным хореографом группы Мишина Татьяной Прокофьевой.
Результат такой адаптации ожидаемо получился неважным. Туктамышева показала короткую под Oblivion на открытых прокатах и уже тогда тренерский совет сборной России отметил несоответствие хореографии к музыке. Подтвердил опасения первый турнир Туктамышевой – на Lombardia Trophy в Италии за короткую ей поставили всего 73 балла. И это при чистом прокате с тройным акселем.
После турнира в Италии у Туктамышевой и Мишина состоялся разбор полетов. Елизавете удалось уговорить своего тренера хотя бы попробовать откатать оригинальную программу от Бурн. Для этого она и записалась на Кубок Санкт-Петербурга – заштатный турнир, результаты которого не имеют никакого значения.
«Хочется оценить два варианта. Перед этапами Гран-при нужно быть уверенной, что программа смотрится хорошо», – сказала Туктамышева в интервью «Спорт-экспрессу».
Судя по оценкам, изменения в лучшую сторону очевидны. В Санкт-Петербурге Туктамышева набрала 80 баллов. Разница в семь баллов. Сильно отличаются оценки за компоненты: в Италии был всего 31 балл, в Питере – почти 36.
Хореография всегда была проблемой для Туктамышевой. Она делала упор на технику, меньше уделяя внимания катанию, связкам, движениям. В этом плане она похожа на самого известного ученика Мишина – двукратного олимпийского чемпиона Евгения Плющенко. Во время контрольных прокатов в Москве комментатор Андрей Журанков сказал: «Смотрю на Туктамышеву и Самодурову и будто вернулся в Питер, на 20 лет назад. Катаются точь-в-точь как Ягудин и Плющенко».
Плющенко проблемы с постановками не дали выиграть Олимпиаду в Ванкувере. Он прыгал два четверных, но его обошел американец Эван Лайсачек, у которого не было четверных вообще, но было катание, связки и артистизм.
У Туктамышевой сейчас вторая в России после Александры Трусовой сложность технического контента. Три тройных акселя и четверной тулуп, который Туктамышева планирует добавить к концу сезона, – с таким контентом можно и нужно бороться за самые высокие места на любом турнире. Но промахи с постановками могут стоить Туктамышевой победы, как Плющенко в Ванкувере.
При этом, по информации «БИЗНЕС Online», всё ещё возможен вариант возвращения к программе под Oblivion. Мишин сомневается в качестве постановки Бурн и хочет проверить как на нее посмотрят международные судьи. Для этого Туктамышева выступит в октябре на Finlandia Trophy. После турнира в Эспоо уже и будет принято решение с какой программой выходить на этапы Гран-при – с новаторской от Бурн или с набившим оскомину Oblivion.
И от этого выбора будут зависеть перспективы Туктамышевой в новом сезоне.