«Самбо-70» нужно срочно искать тренера для юниоров – у нас есть кандидатуры.
Обсуждая переход Александры Трусовой к Евгению Плющенко, многие могли не заметить одну важную деталь. До фигуристки к Плющенко перешёл тренер «Самбо-70» Сергей Розанов, который в группе Этери Тутберидзе работал с юниорами. Именно он был мостиком в переговорах между академией «Ангелы Плющенко» и семьёй Трусовой и стал ключевым фактором в решении Александры.
Более того, на Трусовой трансферы не закончились. Розанов общался о возможности перехода в академию чуть ли не с половиной «Хрустального». Точно известно о переходе одной из сильнейших юниорок Вероники Жилиной, а также двух других фигуристов, имя которых пока достоверно неизвестно.
РОЗАНОВА ПРИГЛАСИЛ К ТУТБЕРИДЗЕ ГЛЕЙХЕНГАУЗ
Розанова пригласили в команду Тутберидзе перед Олимпиадой в Пёнчхане по очевидной причине – спортсменов становилось больше с каждым годом, а времени на всех не хватало. Группе нужен был отдельный специалист, который работал бы с юными спортсменами. Особенно в канун Игр, когда все силы Тутберидзе, Сергея Дудакова и Даниила Глейхенгауза были брошены на подготовку Евгении Медведевой и Алины Загитовой.
Поездка на Олимпиаду – это почти месяц отсутствия в Москве, если учитывать предстартовый сбор в Японии. Оставить группу без присмотра на такой долгий срок тренеры не могли. Поэтому Тутберидзе искала молодого, перспективного и амбициозного тренера, который хорошо бы ладил с детьми. Такого ей нашёл Глейхенгауз. Как рассказал хореограф в интервью пресс-службе федерации фигурного катания России, он первым связался с Сергеем и посоветовал его кандидатуру Тутберидзе.
С Глейхенгаузом Розанов познакомился на ледовых шоу Ильи Авербуха. Даже там Сергей смог продемонстрировать свои тренерские качества. Ему удавалось успешно реанимировать технику ветеранов, которые не могли показать сложные прыжковые элементы.
До «Самбо-70» Розанова, откровенно говоря, мало кто знал даже среди специалистов. В качестве спортсмена он занимал последние места на чемпионатах России и завершил карьеру практически сразу после совершеннолетия. Пытался устроиться тренером, но в спортивные школы его не взяли. Сергею пришлось ограничиться платными консультациями – так называемыми «подкатками».
Получается, что серьёзного тренерского опыта (а если говорить прямо – любого) у Розанова на момент перехода не было. По сути, Тутберидзе брала кота в мешке, но на это и был расчёт – начинающий специалист должен стремиться к успеху, учиться и развиваться, тем самым двигая вперёд и спортшколу. «Он рос, получал знания, технику, которая есть у нас в группе, – говорит о Розанове Глейхенгауз. – У нас в группе «общая техника». И когда Сергей пришёл к нам, мы также внедряли его в нашу систему и учили тому, что знаем сами».
ТОНКИЙ ПСИХОЛОГ
До прихода Розанова в группу Тутберидзе четверными прыжками владели только Александра Трусова и Анна Щербакова, и то это были скорее первые робкие попытки сольных элементов. Вместе с Розановым сверхсложными прыжками обзавелись уже Камила Валиева, Софья Акатьева, Вероника Жилина и Майя Хромых. Причём это в большей степени заслуга Розанова, поскольку Дудаков и Тутберидзе не так плотно участвовали в работе с юными спортсменками.
Успешный опыт Сергея открыл ему дорогу и к работе со старшей группой. Известно, что Розанов работал над четверным прыжком с Алиной Загитовой, а также помогал с техникой Элизабет Турсынбаевой. Вице-чемпионка мира из Казахстана давно владеет четверным, но у неё были проблемы с приземлением. Именно Розанов помог Турсынбаевой выбрать правильный момент для раскрытия в воздухе, что помогло сделать элемент стабильным.
В дальнейшем к работе с техникой добавилась и хореография. Глейхенгауз, учитывая размеры группы, чисто физически не успевал поставить всем программы и периодически доверял эту работу Розанову. «Я и тренерской деятельностью занимаюсь, и постановками, – рассказывал в интервью «Спорт-экспрессу» Розанов. – Изначально я не работал с программами, но Этери Георгиевна сказала, что тренер должен быть универсальным – и программу уметь поставить, и со скольжением работать, и технику прыжков отрабатывать».
Важным открытием для группы Тутберидзе стали коммуникативные навыки Розанова. Группу Тутберидзе принято ругать в чересчур деспотичном методе общения между тренером и спортсменом, но Розанов оказался тонким психологом, которому очень доверяли спортсмены. В подробностях об этом рассказывала Алёна Косторная в недавнем большом интервью «БИЗНЕС Online». Именно Розанов помог ей выучить тройной аксель.
«Я пыталась учить четверные тулуп, сальхов на удочке, – рассказывает Косторная. – Потом Сергей Александрович предложил мне на удочке попробовать тройной аксель. Я не особо хотела, начала отнекиваться. Два-три раза на тренировке я прыгнула, а к вечеру он мне сказал прыгать без страховки. Я удивилась, но решила попробовать. Первая попытка была кривая-косая, я упала. Тренер посоветовал мне зайти посильнее на прыжок, тогда всё получится. Со второго раза действительно выехала».
Отмечала роль Сергея и чемпионка мира среди юниоров Валиева. С Камилой Сергей перешли в «Самбо-70» примерно в одно время и сразу же нашли общий язык. Весь первый год с Валиевой в «Хрустальном» работал именно Розанов. Сергей стал важным противовесом в педагогической системе «Хрустального». С Розановым, как признаются спортсменки, всегда можно было и пошутить, и поговорить на отвлечённые от фигурного катания темы, что также положительно сказывалось на итоговом результате.
Учитывая тёплые взаимоотношения Розанова со спортсменами, ему часто доверяли курировать внеспортивные мероприятия фигуристок. Съёмки рекламы, поездка на интервью или деловая встреча в министерстве спорта – сопровождал спортсменок часто именно Сергей.
ПРИЧИНОЙ ДЛЯ ПЕРЕХОДА СТАЛИ АМБИЦИИ
Розанова уважали и ценили в группе, но всё равно он был в тени Тутберидзе, Глейхенгауза и Дудакова. Сергей не ездил на крупные соревнования, редко появился в СМИ и в целом его работу не часто афишировали.
Известный тренер в танцах на льду Александр Жулин предположил, что причиной перехода Розанова к Плющенко стали финансы. «Может, сказалась нехватка денежных средств», – заявил Жулин в интервью Russia Today. Намекнул на более выгодный контракт с новой школой при переходе и Глейхенгауз. «В течение нескольких лет они пытаются позвать к себе как спортсменов, так и тренеров, – сказал Даниил про команду академии Плющенко. – Не могу говорить про другие группы, но мы уже с этим сталкивались. И суммы, и контакты известны».
Тутберидзе тем временем в своём заявлении отметила, что не в её политике включаться в финансовую гонку и прорабатывать индивидуальные условия – иначе она потеряет доверие и авторитет. Но всё-таки, как сообщают наши источники, ключевой причиной для Розанова были не деньги, а амбиции. Подтвердила эту мысль в разговоре со «Спортом день за днём» и Татьяна Мишина.
«У Тутберидзе он был четвертым и его не устраивала та ситуация, – говорит Мишина. – Проходил юниорский чемпионат России, но его там не было, хотя именно он работал со всеми этими девочками. Были Тутберидзе и Глейхенгауз. Розанову наверняка хочется пробиваться, он почувствовал, что тренерство – это его, не хочется быть на вторых ролях. Тем более появляется возможность проявить себя в работе с такой фигуристкой, как Трусова».
Видимо, ему надоело быть тренером, которому доверяют совсем юных спортсменов, до которых у старших тренеров не доходят руки. Он думал, что Тутберидзе и Дудаков выигрывают за счёт его наработок по технике, а с Глейхенгаузом у него возникали творческие споры по поводу постановки программ. В частности, Сергей был недоволен выбором музыки для Дарьи Усачёвой, а также композиции движений в новой вариации короткой программе Валиевой.
Напряжение росло, и тренер всерьёз решил искать себе новый каток после недавнего юниорского чемпионата мира в Таллине. Несмотря на то, что основной фронт работы с Валиевой, Усачёвой и Майей Хромых по ходу сезона вёл Розанов, на тренерском мостике принимали решения по ним и радовались успеху Тутберидзе, Дудаков и Глейхенгауз.
Последними турнирами для Розанова в качестве тренера «Самбо-70» стали первенство России в Твери и спартакиада школьников в Красноярске. В аэропорту Красноярска Сергей попрощался со спортсменами и больше на связь с «Хрустальным» не выходил.
ВСЛЕД ЗА РОЗАНОВЫМ К ПЛЮЩЕНКО ПОШЛИ ТРУСОВА, ЖИЛИНА И ЕЩЁ РЯД ФИГУРИСТОВ
По нашей информации, первые разговоры Плющенко с Розановым были ещё в первой половине марта. К началу карантина в России договорённость, по сути, была достигнута. Сергею пообещали важный статус в амбициозном проекте и возможность реализовать весь свой тренерский потенциал.
«Розанов в моей академии будет полноценным тренером, – подтвердил в интервью Sport24 статус Розанова Плющенко. – Его никто не будет задвигать на какие-то задворки, он будет выходить на соревнованиях, вести свою группу. У него будут свои спортсмены».
Только вот из сильных спортсменов в академии Плющенко можно было вспомнить было только Станиславу Константинову, у которой были проблемы со стабильностью. Группе требовалось усиление, и здесь как раз пригодились доверительные отношения Розанова с фигуристками «Хрустального».
Если с тренерским штабом и руководством школы Сергей перестал выходить на связь уже в конце марта, то вот с прежними спортсменами и особенно их родителями говорил охотно. Как сообщают на условиях анонимности ряд родителей фигуристок «Самбо-70», Розанов активно вёл рекрутинг в академию Плющенко.
Первой целью, за которую зацепился Розанов, стала Трусова. Фигуристка и так была в конфликте с Тутберидзе и собиралась менять тренера. Тут же как раз Сергей предложил ей и её родителям комфортные условия в академии Плющенко, а также повышенное внимание. Желая стать примой новой школы, а также поверив обещаниям усилить прыжковый контент, Трусова согласилась.
Окрылённый успехом с Трусовой Розанов стал активно хантить других спортсменок. Среди тех, кто точно согласился на данный момент можно назвать только Веронику и Алёну Жилиных. Их переход к Плющенко подтверждают сразу несколько источников. Вероника исполняет четверные сальхов, тулуп и тройной аксель – набор, которому позавидуют многие члены сборной России, поэтому её можно смело назвать удачным вложением в будущее.
Также достоверно известно, что прекратил сотрудничество с Тутберидзе Егор Рухин. Новый тренер пока не известен, но, вполне вероятно, им станут Розанов, Плющенко и Александр Волков. Ещё один экс-тренер «Самбо-70», которого переманил Евгений.
Плющенко анонсировал и другие возможные переходы. Активно распространялись слухи о трансфере Усачёвой и Даниила Самсонова. Но сами спортсмены опровергают эту информацию. Также, по нашей информации, точно останутся в «Хрустальном» Валиева, Акатьева и Хромых. Остаётся некоторая вероятность перехода Аделии Петросян. Основной аргумент – большую роль в её становлении сыграл именно Розанов. Чаще всего юниоры, которые работали со вторым тренером переходят на новый каток вместе с ним. Такое, кстати, бывало и в «Самбо-70», так Самсонов появился в «Хрустальном» следом за Глейхенгаузом.
В любом случае, итоговое решение будет за родителями. Что они выберут – стабильность в группе Тутберидзе или риск у Плющенко? Сразу несколько независимых источников говорят о переходах ещё двух спортсменов, но их имена, вероятно, мы узнаем только 1 июня – это официальный дедлайн по оформлению переходов в федерации фигурного катания России. Вполне возможно, что до финальной стадии эти переходы так и не дойдут и в последний момент спортсмены или их родители передумают.
ТУТБЕРИДЗЕ СРОЧНО НЕОБХОДИМА ЗАМЕНА РОЗАНОВУ. ИМ МОЖЕТ СТАТЬ ДАВЫДОВ
Своим резким переходом во время карантина Сергей поставил Тутберидзе в затруднительное положение. И дело даже не столько в потере нескольких спортсменов (до десятков вряд ли дойдёт дело), сколько в распределении сил тренерского штаба.
Меньше чем за год команда потеряла двух тренеров. Сначала скончалась Людмила Шалашова (балетный хореограф, мама Глейхенгауза), теперь из группы уходит и Розанов. В группе Тутберидзе больше 40 фигуристов – с таким объёмом втроём точно не справиться.
Им нужен новый тренер взамен Розанова, и чем скорее, тем лучше. Времени на поиски примерно месяц. По прогнозам к ледовым тренировкам после снятия карантина фигуристы приступят к середине июня. Работать придётся сразу в тройном режиме. За практические полные три месяца простоя нарабатывать элементы придётся чуть ли не с нуля.
Перспективным выглядит приглашение в штаб Тутберидзе Сергея Давыдова. Это один из немногих в мире, кто кроме Тутберидзе знает секреты подготовки четверных и применяет новаторские технологии в работе со спортсменами. У него своя сильная группа, где есть одна из лучших юниорок Софья Самоделкина и Елизавета Берестовская, у которой в арсенале есть четверной прыжок.
Мотивацией для Давыдова может стать желание покинуть ЦСКА, где он пока уступает во влиянии Елене Буяновой и Светлане Соколовской. Вполне возможно, что Давыдов обменяет амбиции на возможность поработать вместе с самыми успешными тренерами мира. Помешать могут только в ЦСКА – школа вряд ли захочет терять ценного специалиста и сильных спортсменов и попытается максимально усложнить переход. А серьёзных финансовых возможностей у «Самбо-70», чтобы перекупать фигуристок, нет.
Другим интересным вариантом выглядит приглашение Кирилла Давыденко. У тренера из Санкт-Петербурга не так много своих фигуристов, зато среди них чемпион мира среди юниоров Андрей Мозалёв. Тренер хорошо ставит технику, ладит с детьми, любит работать и редко задаёт лишние вопросы. Такой вполне сработался бы с Тутберидзе.
Оба варианта объединяет один минус. Хотя Давыдов и Давыденко не самые известные тренеры, они всё-таки самодостаточные специалисты с собственной группой. Их переход может доставить лишние хлопоты, на которые нет времени. А в дальнейшем и вовсе есть риск расколоть команду из-за амбиций новичка.
ЛУЧШИЙ ВАРИАНТ ДЛЯ ТУТБЕРИЗДЗЕ – МОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ ИЗ БЛИЗКИХ ЗНАКОМЫХ
Поэтому надёжнее выглядит приглашение такого же малоизвестного тренера, каким был и Розанов. То же самое можно сказать и о Дудакове, Глейхенгаузе и даже самой Тутберидзе – когда они начинали работать в «Хрустальном», были мало кому известны и в дальнейшем это их только мотивировало.
Среди подобных кандидатур могут быть сотни тренеров, имена которых никому ничего не скажут. Но, учитывая необходимость хотя бы косвенной связи с действующим тренерским штабом, умение работать с детьми и ставить технику, мы выбрали несколько основных кандидатур.
Сергей Добрин – талантливый одиночник, у которого не сложилась карьера. Он и сам умел прыгать квады и неплохо их ставит. Сейчас Сергей работает в Краснодаре, но по просьбе Тутберидзе может вернуться в Москву. Они уже работали вместе некоторое время, потом Добрин решил выбрать самостоятельный путь. В интервью «Матч ТВ» он признался, что периодически жалеет о том решении.
Александр Шубин – тренер «Москвича». Основной плюс – он знаком как тренерскому штабу, так и спортсменам. Практически половина группы Тутберидзе сейчас – это осколки прежде мощной школы Виктора Кудрявцева, где работали и Шубин с Глейхенгаузом и Дудаковым. Возможный минус – по мнению ряда экспертов, Шубин не лучшая кандидатура для работы с четверными, но при наличии в штабе Дудакова второй гений квадов вряд ли нужен.
Наталья Дубинская – ещё один тренер из «Москвича». Она вырастила юную Валиеву и в целом успешно работает с детьми малого возраста. У неё точно не будет личных амбиций по созданию собственной группы, зато, отдав на откуп ей юниоров, старшие тренеры «Хрустального» точно смогут не беспокоиться за судьбу будущего спортшколы.
Можно вспомнить и завершивших карьеру собственных учеников, которые пытаются раскрыть себя как тренеры. Это Адьян Питкеев, но у него с Тутберидзе напряжённые отношения – сотрудничество маловероятно, а также Полина Шелепень. Некогда главная звезда группы Тутберидзе и первая фигуристка Этери, которая добилась успехов на международной арене, не самым красивым образом ушла из группы, но пару лет назад Шелепень с Тутберидзе пообщались и разрешили конфликт прошлого. Полина в одном из интервью говорила, что была бы не прочь поработать с Этери. К тому же своей группы у неё сейчас, судя по всему, нет.
Из тех, кто завершил недавно возможен вариант Дарьи Паненковой. Она занимается подкатками, но возраст и полное отсутствие опыта (а также образования) может оттолкнуть. Есть вопросы и по субординации. Ещё пару лет назад Паненкова шутила с Загитовой и Косторной в раздевалке. Смогут ли они её воспринимать как полноценного тренера?
Такие же проблемы вызовет перевод в статус тренера чемпиона мира среди юниоров Алексея Ерохова. По последней информации из-за проблем со здоровьем фигурист планирует завершить карьеру и работать у Тутберидзе тренером. Но сможет ли сразу полноценным? Если и приглашать Паненкову с Ероховым, то только пока в статусе стажёров при более опытном специалисте.
В случае отсутствия всяких прочих вариантов можно рассмотреть даже Анну Погорилую. Она очень хочет тренировать, умеет ставить прыжки (и показывать их на практике), а также не понаслышке знакома руководству «Самбо-70».
В любом случае, тренера на замену Розанову необходимо найти в кратчайшие сроки. Выходить из карантина в предолимпийский сезон с тремя ледовыми тренерами – фатальный удар для «Хрустального», от которого пострадают как юниоры школы, так и взрослые.
Трусова ушла от Тутберидзе к Плющенко и, возможно, совершила главную ошибку в своей карьере