«Коронавирус может поставить крест на карьере футболиста». Слуцкий – о бюджете «Рубина» и возвращении в 90-е

Тренер считает, что следующий сезон под угрозой.

Главный тренер «Рубина» Леонид Слуцкий накануне прилетел в Казань, где его команда начнёт тренировки на базе клуба. 21 июня ожидается возобновление чемпионата России.

После решения о рестарте турнира Слуцкий дал интервью Нобелю Арустамяну. Тренер высказался против доигровки сезона, рассказал о возможном финансовом кризисе в нашем футболе и об опасности для здоровья футболистов, которые из-за коронавируса рискуют карьерой.

Леонид Слуцкий / фото: Сергей Елагин, БИЗНЕС Online


Ниже – главные тезисы из разговора тренера с комментатором.


О проблеме короткой паузы между сезонами

Больше всего меня беспокоит разница между сезонами. Получается, что будет минимальная разница между этим и следующим сезоном (ориентировочно он должен стартовать в середине августа – ред.). В РПЛ 140 игроков, у которых заканчиваются контракты, у многих заканчиваются аренды. Поэтому у команд будет очень мало времени, чтобы поменять состав, заключить новые контракты и подготовить команду к следующему сезону. чемпионат возобновляется 21 июня или 28 июня. Если мы начнём играть 5 июля новый сезон, то неделя разницы влияет? Зато мы имеем нормальную предсезонку и селекцию, нет проблем с заканчивающимися контрактами, есть возможность двигать календарь.

Сейчас в «Рубине» у 13-ти человек заканчиваются аренды или контракты. Нам будет трудно вести переговоры, потому что мы в зоне шести команд, которые борются за выживание. Футболисты будут принимать решение по факту и с ними нужно будет быстро провести переговоры. Нужно будет их как-то тренировать и строить систему. Но за короткий промежуток времени сделать это невозможно. Большие клубы в такой ситуации имеют дополнительное преимущество, потому что у них стабильные составы с минимальным количеством арендованных игроков.

У меня есть опасения за отрасль в целом. Я за то, чтобы всё было максимально продумано и не происходило тех вещей, которые привели бы к глобальным последствиям. Я ни разу не сказал, что не нужно играть в футбол. Речь о том, что нужно правильно структурировать этот и следующий сезон. 

О публикации «БИЗНЕС Online» о том, что «Рубин» хочет доиграть сезон из-за спонсоров

Вполне вероятно. Я говорю не в привязке к деньгам, потому что я не в курсе спонсорских контрактов. Речь о методике, тренерских проблемах. Понимаю, что Голландия заканчивает чемпионат, вероятно, потому чтотам уже получили все деньги от телевидения, а другие страны пытаются продолжить, потому что их ещё недополучили. Может быть и финансовый фактор, тот же контракт РПЛ. Но я не могу оценивать финансовую сторону.

Коронавирус может сломать карьеру футболиста

Я общался со многими докторами, которые говорили, что спортсмены находятся в первой группе риска. У тебя снижается иммунитет, футболисты будут уязвимы. Если бы берем европейский пример: Германия возобновляет чемпионат на 64-й день после того, как у них пошёл спад зараженных. В России мы ещё не дошли до этой точки.

Многие скажут: «Они получают такие деньги, пусть болеют». Но скорее всего переболевший футболист рискует всей своей карьерой. Не уверен, что Паоло Дибала (нападающий «Ювентуса»ред.) после всего, что было, сможет восстановиться. В футболе есть болезни, как пневмония, которые сильно снижают его общий скоростной объем и выносливость. Коронавирус может поставить крест на карьере футболиста, потому что болезнь напрямую влияет на те органы, которые он использует каждый день. Но я не слышал от наших футболистов, что они боятся и не хотят тренироваться. Наоборот все бьют копытами.

Фото: Сергей Елагин, БИЗНЕС Online


О боязни вылета в ФНЛ

Это здесь не при чём. Я говорю об объективных вещах не как тренер «Рубина», а просто как человек, который находится внутри отрасли. И реально я понимаю, что риск вылета есть у любой из команд внизу. Но я больше говорю о том, что будет со следующим сезоном для команд. Не для «Рубина», а для тех, кто сохранит прописку в РПЛ и будет вынужден поменять большую группу игроков в межсезонье.

Если бы это была нормальная доигровка в правильных параметрах, с нормальной подготовкой, то я всеми руками за, чтобы доиграть и как можно быстрее вернуться к тренировкам и играм. Я за то, чтобы выявить чемпиона, но ни в коем случае не руинировать следующий сезон.

Я призываю прислушаться к тому, что, пытаясь спасти этот сезон, нужно понимать, как это воздействует на следующий. Сейчас разрешают тренироваться: Юрий Сёмин будет проводить тренировки в «Локомотиве» до 31 мая? У него же контракт. Есть мелкие вопросы: продления контрактов, аренд. У нас 30 мая эти даты, в отличие от Европы, где контракты до конца июня. Некоторые клубы могут остаться без игроков, а нужно доигрывать семь туров в жестком графике.

Об интересе болельщиков к футболу после коронавируса

Возможен эффект, что люди соскучатся и будут смотреть любые матчи даже без зрителей – это будет крайне специфичное зрелище. Это иной турнир. Болельщикам тоже нужно привыкнуть к этому. Но есть и опасения, что люди отвыкнут, посмотрят футбол без зрителей и совсем градус понизится. Может быть, потому на трибуны люди и не пойдут.

Правда ли, что в «Рубине» сократят бюджет?

Я не знаю. Ничего об этом не знаю, никто мне об этом не говорил. На мой взгляд, сейчас никто не понимает, что произойдет с индустрией в целом. Понятно, что будет сильная финансовая просадка, изменится бюджет, у государственного бюджета футбол – не приоритет. Сейчас нужно больше заботиться о здравоохранении и социальных вещах – это правильно. Поэтому не стоит говорить только в плане «Рубина». Нужно говорить об отрасли.

Российский футбол ждёт финансовый кризис времен 90-х

Сокращение бюджетов может произойти у огромного количества клубов в несколько раз и мы окажемся в 90-х годах. Футболисты, которые хотя бы минимально будут на что-то претендовать, смогут уехать за рубеж. А те, кто останутся, будут играть за принципиально иные зарплаты в разы меньше, чем есть сегодня. Раз бюджеты уменьшатся, то и зарплаты тоже. Практически 70 - 80% любого бюджета – это зарплатная ведомость игроков.

В этом нет ничего страшно и надо относиться к этому философски, пытаться искать плюсы: возможность игрокам уехать, делать акцент на школы и своих воспитанников, как было в 90-е. То поколение потом в 2008-м себя и проявило.

Фото: пресс-служба «Рубина»


О том, как будет тренироваться «Рубин»

Плана нет. Я каждый день задумываюсь об этом, ведь раньше всегда был план. Сейчас, когда все игроки крутили велосипед два месяца, то выйдут на поле в принципиально разном состоянии. Кто-то с лишним весом, кто-то в нормальном состоянии, кто-то нет. Не знаю, сколько времени нужно, чтобы привести их к общему знаменателю. Но все клубы в равных условиях.

Есть вопросы с контрольными матчами: можно ли их играть каким-то образом? Скорее всего, вряд ли. И играть без контрольных матчей важнейшие семь туров придётся вслепую. Ты не понимаешь, какое состояние у игроков. Но так будет у всех, мы в «Рубине» не особенные. Но мы об этом думаем, это новая ситуация. Никто из тренеров не имеет четкие рецепты, как нужно действовать.

О пяти заменах во время матча

Это плюс, безусловно. Особенно для команд с длинной скамейкой, лидеры будут иметь преимущество.

Как реагируют игроки «Рубина» на возобновление сезона?

У них нет мыслей. Они обязаны быть готовыми. Мне с трудом представляется, что кто-то скажет: «Извините, я боюсь возобновления тренировок, не смогу прилететь, переживаю за свою семью». У нас футболисты дисциплинированные и ответственные. Все хотят начать тренироваться, хотят активной деятельности. Футбол – наркотик, без него у футболистов ломка. Мы не ставили перед игроками вопрос: «А вы готовы? Вы хотите?». Мы просто информировали. У нас есть чат, мы в Zoom постоянно проводили конференции. Было сообщение, когда всем быть на базе для возобновления тренировок. Ни один клуб с россиянами не будет это обсуждать.

Фото на превью: пресс-служба «Рубина»

Владислав Зимагулов