Всё о связующих: есть творцы и ремесленники, ежедневная норма – 400 дополнительных передач

Записали для вас лекцию Павла Борща.

49-летний Павел Борщ в последние годы больше известен как спортивный менеджер и комментатор, но у него есть и богатый тренерский опыт. Он возглавлял в суперлиге «Луч», «Локомотив», «Динамо-Янтарь», московское «Динамо» и «Кузбасс», ассистировал Зорану Гаичу в сборной России на серебряном Евро-2005, а перед Евро-2015 входил в тренерский штаб Владимира Алекно, куда был приглашён для индивидуальной работы со связующими. Будучи игроком Борщ выступал именно в этом амплуа.

Во время часовой лекции на проекте Smart Volley Борщ рассказал много интересного о подготовке связующих – технической, психологической и тактической. Журналист «БИЗНЕС Online» законспектировал выступление тренера. Дальше – его слова.

Геннадий Орлов и Павел Борщ (справа) / фото: vczenit-spb.ru


«УМЕНИЕ НАРАБАТЫВАЕТСЯ ТЫСЯЧАМИ ПОВТОРОВ ПЕРЕДАЧ»

Чувство мяча – на кончиках пальцев, связующие не должны его терять. Как пианисты. Даже великие музыканты надолго не расстаются с инструментом. Читал, что пианист Денис Мацуев по пять часов в день играет. Чем большего уровня ты достигаешь, тем больше тебе нужно тренироваться, чтобы этот уровень подтверждать. Вот такой парадокс.

Моим тренером был известный советский связующий Юрий Старунский. Он всегда говорил, что нужно делать по 400 передач в день, помимо работы на двух тренировках. Я полностью с ним согласен.

Перед утренней тренировкой пришёл и сделал свои 200 передач. Есть стенка, есть кольца, есть партнёры, есть вторые тренеры, которые могут помочь. Обязательно нужно, чтобы кто-то следил за техникой связующего. Она должна быть правильной – наработка ошибки на пользу не пойдёт. Сделал 200 передач, затем начал разминаться вместе с командой. Вечером тоже самое.

Обычно команды работают в цикле: три тренировочных дня – один выходной. Я бы рекомендовал в первый и третий день цикла обязательно индивидуально работать со связующими. Занятие должно быть не больше 45 минут, потому что связующему нужно очень много бегать.

Побежал от сетки в первую зону – отдал передачу. Приземлился с блокирования, побежал в пятую зону – отдал передачу за голову. Потом можно пасовать из разных точек у сетки. Длину в девять метров можно разделить на много секторов. При передаче из каждой точки меняется траектория передачи и незначительно техника. И передачу в разные зоны повторяешь не меньше пяти раз.

Это очень кропотливая, нудная и, к сожалению, неприятная работа. Просто адская! Но её надо делать. Без неё не достичь высочайшего уровня. Среднего – да, высочайшего – нет.

У связующего должна быть уверенность. А уверенность идёт от умения. А умение нарабатывается на тренировках тысячами повторов. Если связующий уверен в себе, во время игры он иначе воспринимает ошибку: «Я делал это миллион раз, я этим владею, в следующий раз не ошибусь».

Сергей Гранкин на Кубке мира-2019 / фото: fivb.com


«СО СВЯЗУЮЩИМ ДОЛЖЕН РАБОТАТЬ ОТДЕЛЬНЫЙ ТРЕНЕР»

Связующие в волейболе – как вратари в футболе и хоккее. Это особенные игроки. Да, они со всеми работают над подачей, блоком и защитой, но их основная функция – совершенно другая. Естественно, с ними нужно заниматься отдельно. На сегодняшний день в клубах нет специальных тренеров, которые работают со связующими, но когда-то мы наверняка к этому придём.

Как-то я читал интервью Игоря Акинфеева, который после назначения главным тренером сборной России по футболу Станислава Черчесова ожидал, что тот, как бывший вратарь, будет давать ему советы. Но Черчесов даже ни разу не подошёл к Акинфееву. Тренер занимался всей командой, а это огромный объём работы. Найти время ещё и для индивидуальной работы очень сложно. Поэтому с вратарями работают узкие специалисты.

В волейболе такая же ситуация. У главного тренера голова занята всей команды, отдельно работать со связующим не всегда получается. Думаю, что в клубах нужны тренеры связующих, в сборных – обязательно.

Помимо тренировок в зале, желательно, чтобы со связующим отдельно работали в плане тактики. Есть командные собрания перед каждым соперником, но связующий должен изучать соперника глубже.

Полезно, когда связующий самостоятельно смотрит видео и находит нюансы в игре блокирующих соперника. Их много. Центр соперника прыгает с первым темпом или рассчитывает на свой рост и ждёт? Как блокирующий бежит в края? Возможно, вправо бежит нормально, а когда влево – запинается и до стыка не доходит. Значит, это надо использовать. Крайние помогают на блоке или только имитируют? Когда связующий сам находит какие-то закономерности в игре соперника, а затем приходит к тренеру, они могут вместе обсудить нюансы и выработать тактику на матч.

Естественно, во время игры тактика может меняться: твой нападающий может не попасть в игру или соперник перестроится. Есть тренеры, которые смотрят со стороны, есть статистика, которая поможет внести коррективы в игру.

ТВОРЦЫ И РЕМЕСЛЕННИКИ

Связующий – это творец. Он должен всё время придумывать, как обмануть соперника. И так 100 - 200 раз за игру. Безусловно, это лидер, авторитет, от которого зависит очень многое.

Он должен держать себя в руках – терпеть, не психовать, когда не получается. Кто психует, тот зачастую и проигрывает. Особенно связующему обидно, когда он сделал всё правильно: идеально всё придумал, всех обманул, дал отличное качество передачи, но нападающий взял и не забил без блока. Хоть стой, хоть падай, хоть вешайся! Но надо найти силы, перетерпеть эту ситуацию. Не впасть в эмоции и играть дальше.

В моём понимании есть два типа связующих – творцы и ремесленники. Творцов тяжело просчитать. Помню я как-то анализировал игру Ллоя Болла – ну, невозможно было найти систему! Он всегда всё делал по-разному, в зависимости от ситуации и соперника.

Ллой Болл в составе казанского «Зенита» / фото: Роман Кручинин, zenit-kazan.com


Ремесленники – связующие, которые часто играют по заданию тренера. Здесь важно, чтобы задание было чётко сформулировано. Не как-то расплывчато: «Там посмотри, здесь подумай, может быть вот так…». Наоборот: «В этой ситуации делаешь вот так, в этой – так». Если между тренером и связующим хорошая связь, это может работать.

Если связующий в какой-то момент не может сгенерировать идею для обыгрыша блока, значит, ему надо помочь. И здесь вступает тренер, который должен чётко сформулировать задачу.

Связующий должен быть погружен в себя и всё время думать. Излишние эмоции, злость на партнёра и самоедство могут мешать. Это непродуктивно. Лучше всего – думать. Если команда проигрывает, понять почему это происходит и что нужно поменять. Мгновенный анализ должен происходить после каждого розыгрыша и тут же связующий должен переключаться на то, что будет делать в следующем розыгрыше.

КОМУ ПАСОВАТЬ В КОНЦОВКАХ ПАРТИЙ?

Связующий должен ментально знать своих игроков – кто психологически крепкий, а кто не очень. Бывает, что игрок по ходу партии тащит команду, просто лучший, а последний мяч забить не может. Передача основному игроку в концовке понятна. Отдал – и пусть он решает. Никто не говорит, что это неправильно.

Но есть и другой подход. Можно удивить соперника, сыграть иначе. Правда, есть несколько но. Нужно подготовить игрока к последнему мячу, знать, что он не испугается. Кроме того, важен приём. Если ты начинаешь в концовке с плохого приёма придумывать чудеса чудесные, то это неправильно. Только при идеальной доводке есть преимущество в атаке. Как только мяч отведён от сетки, преимущество переходит к защитникам. Если есть идеальный приём, тогда можно играть с любым игроком. Это может быть даже пайп с доигровщиком, который стоит для приёма и забил всего два мяча за игру. Если он готов забить последний мяч и есть приём – почему нет?

Часто нападающие сваливают вину на связующего. Мол, не такая передача, дай другую – забью. Связующие, в свою очередь, просят другого нападающего, потому что этот не может забить с хорошей передачи. Эти истории рушат команду. Нужно договариваться на берегу – много разговаривать на тренировках, проговаривать, какая передача необходима.

Александр Бутько / фото: Роман Кручинин, zenit-kazan.com


«ОДИНАКОВЫХ ПО ТЕХНИКЕ СВЯЗУЮЩИХ НЕТ»

Вообще можно найти одинаковых по технике нападающих, а вот связующих – нет. Они все очень разные. Выход под мяч, постановка пальцев, прыжок у всех разнится.

На мой взгляд, рост для связующего не главное. Конечно, лучше если ты на блоке не дырка. Ещё лучше, когда ты валишь подачу в прыжке и играешь в защите, как бог. Но самое важное – передача. На ум приходят Фердинандо де Джорджи (178 см) и Бенджамин Тоньютти (183 см). Де Джорджи даже на блок не прыгал, но при этом пасовал просто невероятно!

Есть фраза, что связующие, как вино, – с возрастом становятся только лучше. Пока ты условные 50 миллионов раз не паснешь, опыт и знания к тебе не придут. Хотя есть уникумы. Тот же Симоне Джанелли, кажется, стал пасовать только в 17 лет и сразу очень качественно. Но это редчайший случай.

Кто должен ехать на Олимпиаду в составе сборной России? Для меня номер один сейчас Игорь Кобзарь. Не знаю, какой он проведёт сезон. «Кузбасс» поменялся: Виктор Полетаев ушёл, появился новый тренер. Но для меня однозначно лучший Кобзарь. Кто второй – вопрос к Туомасу Саммелвуо. Что он хочет – менять связок, страховать опытным или брать молодого. Сейчас выбор большой. Гениальных нет, но хороших очень много.

Игорь Кобзарь / фото: Данил Айкин, kuzbass-volley.ru

«СВЯЗКА-ЛЕВША – ЭТО МЕЧТА»

● Высокая передача сейчас используется редко – все стараются пасовать быстро даже из глубины площадки. Но если вдруг надо отдать высокую «свечку», то нужно выйти под мяч, присесть и потом резко вставая с высокого поднятыми руками отдать передачу вверх.

● Самая распространенная в современном волейболе – передача в прыжке. Я убеждён, что прыгать надо рано, не ждать, когда мяч прилетит. Встретиться с мячом лучше в наивысшей точке, на долю секунды зависнуть в воздухе – показать, что есть угроза первому темпу – и отдать в край.

● Передача первому темпу делается совсем по-другому. Это даже не передача, а касание. Сегодня в центре сетки серьёзное значение имеют высота съёма и скорость. Нужно прыгнуть, раньше коснуться мяча и отдать передачу темпу, опередив блок. И лучше сделать всё до прихода нападающего: он ещё на земле, а ты уже отдал передачу. Поднимаясь, он видит мяч и может его обрабатывать в различных направлениях – это очень удобно.


Я бы посоветовал связующим работать над мячами, которые улетают на ту сторону площадки. Мне кажется, в этом есть резерв – при желании можно спасать много сеточных мячей. Если прыгнуть раньше, мяч можно перехватить, даже если зрительно он улетает. Борьбы над сеткой не нужно бояться, хотя всегда есть опасность касания. Но если этому научиться, то это почти всегда будет разорванный блок соперника и выигранное очко. Можно отдать одной рукой первому темпу или, если длинные руки и хороший прыжок, вырывать мяч двумя руками и отдавать в край.

Связующий всегда должен угрожать – и ударами с первой доводки, и скидками. Блокирующие соперника должны держать это в уме. Разумеется, это всё нужно отрабатывать на тренировках. Если ты умеешь, но не до конца – зацепишь сетку или ударишь в аут. Связка-левша – это вообще мечта. Я всю жизнь мечтал быть левшой. Я тренировал-тренировал руку, но всё равно не родная. Понятно, что связующий не должен быть лучшим бомбардиром команды, но имитировать удар, а затем пасовать – это замечательно.


«ТОЛЬКО ВЫСОКО ПОДНЯТЫЕ РУКИ СПАСУТ ЭТОТ МИР»

У связующих нет времени смотреть на ту сторону площадки – нужна концентрация на мяче. Поэтому важно периферическое зрение. Понятно, что ты не можешь увидеть человека на той стороне – только его тень. На тренировках есть упражнение, когда по ту сторону сетки стоит человек и за мгновение до получения связующим мяча делает движение в ту или иную сторону. Связующий, не поворачивая головы, должен увидеть промелькнувшую тень и отдать мяч в другую сторону.

Совет для связующих-любителей – всегда держите руки высоко. Только высоко поднятые руки спасут этот мир. Нельзя пасовать низкими руками. Кроме того, не ждите пока к вам прилетит мяч – нужно встречать его.

Технику и профессионалы, и любители нарабатывают одинаково. Самое главное – много пасовать: вперёд, за голову, над собой, боком за голову. Разнообразить свой арсенал никогда не помешает.

Недавно  Саммелвуо показывал хорошее упражнение: вставал и ложился, пасуя над собой. Хорошая тема для координации и чувства мяча.

Какое-то время можно делать передачи, не опуская рук. Будет тяжело, руки заболят, но будет вырабатываться навык, чтобы руки до прилёта мяча стояли как можно выше.

Можно использовать стенку. Определяешь две точки на разной высоте и планомерно в них пасуешь. Точка повыше будет имитацией высокой передачи, обязательно с подключением ног. Точка пониже – это полупрострельная передача. Для чувства мяча можно ещё пасовать сидя.

Если в вашем распоряжении есть баскетбольный щит, то у вас в качестве мишени четыре угловые точки и квадратик у самой дужки. Нужно идти по кругу, стараясь максимально держать мяч. Таких упражнений множество и их можно придумывать самому.


Если вы хотите ещё больше узнать о подготовке и игре связующих, почитайте наше интервью со связующим казанского «Зенита» и сборной России Александром БутькоМы посмотрели матчи «Зенита-Казань» с Бутько и попросили его разобрать свою игру.

Фото на превью: fivb.com

Алмаз Хаиров