Триумфатор Олимпиады-1996 Йоп Алберда не прижился в России.
73-летний Гус Хиддинк недавно возглавил сборную Кюрасао – острова в Карибском море, который входит в Королевство Нидерландов. Сейчас команда занимает 80-е место в рейтинге ФИФА.
Самых больших успехов в карьере голландец добивался со сборными Кореи («бронза» ЧМ-2002) и России («бронза» Евро-2008), где проработал четыре года. Когда Хиддинк в 2006 году подписывал контракт с РФС, ему предоставили право пригласить с собой двух специалистов.
Одним стал Игорь Корнеев, который более десяти лет играл и тренировал в Нидерландах, а вторым – лучший волейбольный тренер 1996 года Йоп Алберда. Он привёл «оранжевых» к победе на Олимпийских играх в Атланте. «Национальная академия футбола» Романа Абрамовича дала 54-летнему генеральному менеджеру сборной России Алберде оклад в 250 тыс евро. Предполагалась, что он будет заниматься стратегическими вопросами развития российского футбола, но в итоге Йопу так и не нашлось достойного применения.
«ХИДДИНК НЕ УПУСКАЛ ВОЗМОЖНОСТИ ПОСМЕЯТЬСЯ НАД НИМ»
Бывший пресс-атташе футбольной сборной России Илья Казаков называет Алберду чудаком.
«Йоп работал волейбольным тренером, выиграл со сборной Голландии Олимпиаду в Атланте-1996. Неожиданно всё бросил, ушел менеджером в другой вид спорта. В голове не укладывается! Алберда – фриз. В Нидерландах этот народ с севера страны такой же герой анекдотов, как в СССР – чукча. А Йоп еще любил пофилософствовать. То вечерами задавался вопросом: «Зачем я на свет родился?» То задумчиво смотрел на закат: «Интересно, взойдёт ли завтра солнце?» Гуса, абсолютного прагматика, это страшно веселило. Никогда не упускал повода над ним посмеяться», – рассказывал Казаков в «Разговоре по пятницам».
В октябре 2014 года Йопа ввели в волейбольный Зал славы, хотя главным тренером на топ-уровне он проработал всего-то два года. В 1994 году он принял сборную Нидерландов, в которой ранее ассистировал американцу Ари Селинджеру. При Алберде «оранжевые» сначала были вечно вторыми после звёздной сборной Италии – на чемпионате мира-1994, на Евро-1995, на Кубке мира-1995.
Но в 1996 году произошёл перелом. Нидерланды сначала обыграли Италию в финале Мировой лиги (3:2), а затем одолели их и в олимпийском финале – 3:2. В той команде блистали Бас ван де Гор, Петер Бланже, Гвидо Герцен, Рон Зверфер. На пути к финалу они убрали Бразилию (3:1) и Россию (3:0) под руководством Вячеслава Платонова.
После этого триумфа Алберда отказался продлевать контракт со сборной – сначала объявил о паузе в карьере, а затем и вовсе завершил карьеру, начав карьеру спортивного функционера.
АЛБЕРДА НЕ ЗНАЛ, КАК ДАЛЬШЕ ТРЕНИРОВАТЬ СБОРНУЮ
Сначала он стал техническим директором Федерации волейбола Греции, затем ушёл в олимпийский комитет Нидерландов, где отвечал за развитие всех видов спорта в стране, подготовку игроков и тренеров и строительство объектов. Разработанная им программа Performance 2000 принесла голландцам рекордные 25 медалей на Олимпиаде в Сиднее.
В будущем Алберда был президентом Федерации плавания Нидерландов, техническим директором волейбольной федерации, менеджером велогоночной команды и был членом наблюдательного совета футбольного клуба «АЗ Алкмар».
«Я не знал, как тренировать команду дальше, ведь мы добились максимального результата. Дважды победив великого Платонова, я пришёл к выводу, что большего достичь не могу. После 96-го года не видел, за счет чего сумею усилить игру, какие еще усовершенствования можно внести в волейбол. Образно говоря, как победить мою собственную команду. Мне захотелось развиваться как личности, находить что-то новое для себя, брать неизведанные высоты. И я ушёл в олимпийское движение», – объяснял тренер «Чемпионату» мотив своего ухода из волейбола.
Про Платонова Алберда всегда вспоминает с теплотой, отмечая что пользовался разработками советского специалиста. Ещё одним своим учителем он называет американца Дага Билла, ассистентом которого успел поработать. Йоп отмечал, что Хиддинк ему напоминает Платонова – «у него такой же близкий контакт с игроками, иногда повышенный тон, но всегда глубочайшее уважение к ним как к личностям со всеми плюсами и минусами».
Алберда выиграл со сборной Нидерландов два больших турнира и ушёл на пике славы. Без него команда во главе с Тоном Гербрандсом ещё выиграла Евро-1997, а затем началась смена поколений. Следующее оказалось менее успешным. Последнюю медаль на больших турнирах «оранжевые» брали в прошлом веке, а последний раз играли на Олимпиаде в 2004 году. В Токио их тоже не будет.
ЙОП ПРОМАХНУЛСЯ СО СТАЛИНСКОЙ ДАЧЕЙ…
В Россию Алберда приехал в качестве достаточно успешного функционера, однако с самого начала его задачи не были чётко сформулированы и выглядели слишком общими.
«Хотелось бы решить две задачи: вывести национальную команду в финальный турнир Евро и внести небольшой вклад в развитие российского футбола. С федерацией мы, вероятно, будем работать по вопросам спортивной медицины, организации тренировок и питания, сбора информационных данных», – говорил сам специалист в разных интервью.
«Развитие российского футбола требует совершенствования организации, разработки методики поиска талантов и воспитания игроков. Алберда мог бы внести весомый вклад в решение этих задач», – нахваливал Хиддинк своего давнего товарища.
Однако Йопу так и не нашли правильного применения, не обеспечили полем для деятельности, в которой он силён. Вместо разработки программ и концепции развития детско-юношеского футбола, он за большие деньги занимался обязанностями обычного администратора. Но здесь не обошлось без скандала.
Алберда должен был подобрать для сборной России базу для подготовки к оборочному матчу к Евро-2008 с Македонией. Йоп поехал в Сочи и выбрал санаторий «Зелёная роща» – бывшую сталинскую дачу. Команда заехала туда, но футболисты начали возмущаться совсем уж спартанскими условиями. На следующий день погрузилась в автобус и переехала в фешенебельную гостиницу «Radisson-Лазурная».
«Гус много иронизировал по поводу «Зелёной рощи», – вспоминал в интервью Казаков. – Когда обнаружил советские шерстные одеяла, к которым мы привыкли с пионерлагерей, обрадовался: «О, в голландских тюрьмах такие же!» Запах хлорки, эти «тюремные» одеяла, штора на крючке. Гус не знал, что с крючком надо обращаться нежно – дернул, и штора обрушилась на него. Вместе с карнизом. Бородюк рассказывал, как Гус взял пульт. Телевизор вроде нормальный, пульт тоже. Щелкает – пять программ по кругу. Наутро он перевёз команду в отель. Сказал: «Ребята, вы – сборная России. У вас должно быть всё лучшее!».
… И ПОТЕРЯЛ ДИСК С ЗАПИСЬЮ МАТЧА
Хиддинк в публичном пространстве защищал своего соотечественника, но вопрос «Что Алберда делает в сборной России?» поднимался всё чаще. Его задавали и на тот момент президенту РФС Виталию Мутко.
«У меня, кстати, сложилось впечатление, что и главный тренер не очень-то доволен его работой, – отмечал Мутко. – Алберду, похоже, надо использовать немного по-другому. На него возложены большие организаторские функции, которые человеку другой ментальности в России исполнять трудно. Надо подумать, как скорректировать его задачи, чтобы он приносил максимальную пользу – ведь опыт у голландца огромный».
Проблему все понимали, но она со временем не решалась. Тем временем, перед матчем с Македонией Алберда допустил второй промах, о котором Игорь Рабинер написал в книге «Дик Адвокат и Гус Хиддинк. Невероятные приключения голландцев в России». Йоп должен был передать Хиддинку DVD с записью предыдущего матча македонцев, но потерял его. Ситуацию спас телекомментатор Виктор Гусев, который привёз из Москвы в Сочи новый диск.
После этого встал вопрос о завершении отношений с Албердой. Хиддинк понимал, что его соотечественник не нашёл себя в России и не стал противиться разрыву контракта, которое произошло в октябре 2007 года. Сумму отступных стороны оглашать не стали.
Появление на год знаменитого волейбольного тренера в российском футболе оказалось совершенно бесполезным. Впрочем, Йоп после триумфального для сборной России Евро-2008 считал, что он внёс свой вклад в успех.
«Мой вклад, правда, небольшой. Но если вы знаете людей, работали с ними, вы уже можете считать, что причастны. Я знаю людей, систему работы сборной, тактический рисунок игры и так далее. О работе в России вспоминаю с удовольствием. Первоначально передо мной стояло несколько задач. Одна из них – работа в РФС. Но, и в этом нужно отдать должное вашим футбольным чиновникам, особо делать-то там мне было нечего, все процессы были налажены. Поэтому Хиддинк попросил, чтобы я работал с ним в национальной сборной», – сказал Алберда.
Позднее он основал платформу NL Coach, а теперь снова работает в волейболе – техническим директором федерации волейбола Нидерландов.
Ретро-тексты о волейболе:
Самое обидное поражение в истории сборной России. Алекно назвал его трагедией
Первый чемпионат России сыграли на деньги «Самотлора». В начале 90-х клуб шиковал
Первый сезон Алекно в России: выжимал 200 кг в тренажёрке, тренировал в статусе начальника команды
13 лет первому чемпионству Казани: собрали дрим тим, обыграли в финале Алекно, катались на БТРе