Турнир нужно оставлять в календаре сборников.
В этом году из-за пандемии коронавируса серия Гран-при будет проходить в усечённом формате национальных стартов. В таких условиях ключевую роль стал играть раньше мало кому приметный турнир – Кубок России. Теперь для попадания на чемпионат России обязательным условием стало успешное участие в двух этапах Кубка, поэтому на Кубок России заявились почти все сборники. У них не было другого выбора – пропуск соревнований без уважительной причины стал бы концом сезона.
В результате федерация фигурного катания России пусть с условностями, но спасла сезон для наших фигуристов хотя бы на внутренней арене. Наши лучшие спортсмены пять раз выступят на глазах жителей России – такого количества звёздных стартов на родине у них не было никогда.
Только вот уже в следующем сезоне мир может вернуться в привычное русло с международными стартами, и тогда про Кубок России снова все забудут. А наши зрители будут вынуждены следить за победами только по телевизору. Что сделать, чтобы поменять ситуацию?
СПОРТСМЕНЫ ЗА КУБОК, НО ТРЕБУЮТ ГРАМОТНОГО РАСПИСАНИЯ
Начнём с того, что сами спортсмены только за то, чтобы Кубок России оставался востребованным турниром. По крайней мере, об этом говорили на первом этапе, который прошёл в Сызрани в прошлом месяце.
«Конечно же, хотелось бы выступать не только в Европе и Америке, но и в России, – ответила двукратная чемпионка России Анна Щербакова на вопрос, нужно ли увеличивать число стартов со звёздами в России. – Но, с другой стороны, перегружать график тоже было бы неправильно, а то в начале сезона будет два этапа Гран-при, два этапа Кубка России, ещё какие-нибудь бэшки». Щербакова согласна вновь принять участие в Кубке России – вопрос только в календаре. «Если всё правильно составить, чтобы не было морального и физического перегруза, то, конечно, я не против», – добавила она.
«Я такого ещё нигде не видела». Анна Щербакова и другие звёзды приехали в Сызрань
Визит Щербаковой в Сызрань стал настоящим праздником для местных жителей, а особенно для сызранских детей, которые занимаются фигурным катанием. Они окружили Анну как после короткой программы, так и после произвольной, ждали её на выходе с арены, у гостиницы. Такого внимания к ней не было на многих международных стартах или на крупных мероприятиях в Москве. Там зритель привык видеть звёзд первой величины, но для российской провинции турнир с участием одной из лучших фигуристок планеты – важнейшее событие.
Согласен с Щербаковой и другой сборник, который приезжал в Сызрань – Макар Игнатов. «Я давно не выступал на этапах Кубка России, было приятно вернуться немного в прошлое, – шутя ответил он. – Возможно, в будущих сезонах я тоже принял бы участие в двух или хотя бы в одном этапе, вопрос только в том какой у меня будет график. Осенью стартов много и нельзя перезагружать себя, хотя и поездить по стране, выступить на глазах у своих зрителей – я не против».
ЭТАПЫ КУБКА НУЖНО РАЗВЕСТИ С ГРАН-ПРИ И ВАЖНЫМИ ЧЕЛЛЕНДЖЕРАМИ
В вопросе о количестве стартов фигуристы немного лукавят. Возможно, они уже просто привыкли к соревнованиям несколько раз за сезон, но в целом большинство экспертов уверены – в фигурном катании слишком мало турниров, особенно высокого уровня. Тем более, на юниорском уровне стартов в два-три раза больше, и никто не жалуется.
Поэтому добавление в календарь атлета двух дополнительных стартов кардинально распределение сил на год не изменит. Вопрос только в том, как грамотно расставить эти турниры.
Прямо сейчас даты этапов Кубка России назначают без оглядки на международные старты. В результате у сборников выбор – либо поехать, к примеру, в Казань на этап Кубка, либо полететь в Японию на очередной этап Гран-при. Пока что добровольно выбор в пользу турнира в России не сделал по понятным причинам ни один спортсмен. Даже в этом году графики некоторых этапов совпадают. Так Евгения Тарасова и Владимир Морозов столкнулись с интересной дилеммой: ехать на «Идель» в Татарстан или в США на Skate America. Выбрали Казань, потому что до Америки сейчас сложно добраться.
В начале же осени фигуристам нужно выступить хотя бы на одном предсезонном челленджере – небольших международных турнирах меньшего чем Гран-при статуса. Их часто проводят на маленьких аренах в заштатных городах и даже не показывают по ТВ. Зато там платят неплохие призовые, а главное – международный старт даёт очки в рейтинг международного союза конькобежцев (ИСУ), а также возможность показать новые программы зарубежным судьям, понять их отношение к постановкам и внести в них коррективы до старта серии Гран-при.
Поэтому для того, чтобы Александра Трусова, Алёна Косторная и другие звёздные россиянки и на следующий год ехали в Сочи и Казань нужно расставить этапы Кубка России в свободные от Гран-при даты, а также по возможности не проводить их в одно время с популярными челленджерами – например Finlandia Trophy.
Идеальный календарь – это когда контрольные прокаты в конце августа, а первый этап Кубка России в самом начале сентября. Второй этап в середине сентября, третий в конце сентября/начале октября. Затем четвёртый этап в середине/ конце октября. На время этапов Гран-при пауза – этапы идут плотно каждую неделю. А вот между финалом Гран-при (на который, к тому же, попадут далеко не все) и чемпионатом России есть промежуток в две-три недели – как раз шанс поставить в этот слот последний, пятый этап Кубка.
Есть и альтернатива – два-три этапа осенью+два-три этапа зимой и последний этап весной – так календарь будет менее плотным и даст возможность фигуристам без лишних нагрузок с регулярной периодичностью соревноваться.
ЭТАПЫ КУБКА НУЖНО ПРОВОДИТЬ НА БОЛЬШИХ АРЕНАХ В КРУПНЫХ ГОРОДАХ
Другая большая проблема Кубка, из-за чего он не так привлекателен для сборников – это арены, на которых проводятся старты и список городов. Челленджеры часто тоже организуют не на самых больших стадионах, но атмосфера на них точно круче и серьёзнее, чем на этапах Кубка. Для ФФКР совершенно нормально проводить старты вообще на технической арене без зрительских трибун, либо с небольшой зоной для зрителей в 200 - 300 человек.
Даже когда Кубки России проходят в мегаполисах федерация не спешит договариваться об аренде с крупными аренами и возит своих спортсменов по каткам детско-юношеских школ. Так в Москве привычная площадка для этапов Кубка – небольшой каток ДЮСШ «Москвич» у метро Текстильщики, в Казани – старый дворец спорта на улице Московской, в Сочи – самая маленькая арена из олимпийских объектов – «Льдинка».
К городам, в которых проводят Кубки, а точнее к процессу выбора городов-организаторов ФФКР вопросов ещё больше. Федерации важна не популярность фигурного катания в регионе и степень готовности инфраструктуры, а уровень взаимодействия Всероссийской федерации и местного представительства, а также коммуникация с чиновниками региона.
Так руководство ФФКР практически породнилось с федерацией фигурного катания Мордовии, а также с министерством спорта Мордовии. В итоге в Саранске каждый год хотя бы один важный турнир – либо чемпионат России по взрослым, либо первенство России среди юниоров, либо этап Кубка России, российский этап юниорского Гран-при. Фигуристы шутят, что Саранск стал для них уже вторым родным городом и соревнования городу продолжают давать, несмотря на сорванные сроки строительства нового стадиона, несоблюдение договорённостей и ряд организационных вопросов.
Саранск восемь лет не может достроить ледовую арену. Но город – лидер турниров по фигурному катанию
Другая большая проблема – перебор с количеством стартов в Москве. Этой осенью в столице и контрольные прокаты, и сразу два этапа Кубка, и российский этап серии Гран-при. ФФКР называет одной из первоочередных целей развитие фигурного катания в регионах и создание альтернативных центров. Но как они появятся, если та же ФФКР лоббирует старты в столице?
Удивительно, что ФФКР не стали что-то менять даже в год пандемии, когда на Кубок России обратила внимание общественность. Но если в дальнейшем делать из этапов Кубка нормальный турнир, то к выбору мест проведения нужно относиться серьёзнее. В идеале три-четыре этапа нужно проводить в городах от 700 тыс человек в разных регионах России, по возможности эти города менять.
Один-два этапа можно провести в провинции, городах поменьше (300 - 600 тыс человек). При этом, если город в текущем сезоне проводит этап Кубка, то там не нужно проводить этап Гран-при, чемпионат страны или первенство страны – их следует отдать другим городам, чтобы возможность фигурное катание высокого уровня равномерно распределялось по стране.
Аргумент, что крутых фигуристов всё равно мало и зрители не пойдут на трибуны не работает. Хватит всего двух-трёх звёзд первой сборной (примерно столько, иногда даже больше и будет на каждом этапе) чтобы заполнить даже десятитысячную арену в миллионниках. Нужно только позаботиться об организации турнира и рекламе. Есть живой пример – этап юниорской серии Гран-при в Челябинске. Там из звёзд была только Камила Валиева, и то в самом начале своей международной карьеры, когда о ней мало кто вообще знал. Но трибуны были полные все три дня, даже когда шли прокаты танцев на льду. А там многие участники были неизвестны даже специалистам.
КУБОК РОССИИ НУЖНО ПРОДАВАТЬ СПОНСОРАМ И ТВ – А ФИГУРИСТАМ ПЛАТИТЬ ПРИЗОВЫЕ
Не менее важный вопрос – призовые за участие и победу. Фигуристы не самые богатые люди в спорте, при этом траты у них часто весомые. Полностью на гособеспечении только самая элита, а спортсмены средней руки часто считают каждую тысячу рублей. Поэтому для них любой зарубежный челленджер или шоу – ещё и возможность хотя бы что-то заработать. Они были бы рады выступать перед российской публикой – но зачем это делать бесплатно?
Сейчас в Кубке России вообще нет как таковых призовых. Иногда встречаются небольшие подарки от спонсоров – например, набор чая Tess или подписка на сервисы от Ростелекома. У ФФКР нет ресурсов даже на нормальные грамоты и медали – на этапе в Сызрани они были пластиковыми. Как думаете, перспектива выиграть пластиковую медаль с грамотой уровня школьных соревнований на глазах 200 зрителей на отшибе Сызрани сильно интересна фигуристам уровня Олимпиады?
Сейчас ФФКР на претензии к отсутствию призовых и слабой маркетинговой раскрутке российских стартов отвечает жалобами на слабое финансирование. Но здесь работает взаимный механизм – как только на Кубок России будут регулярно приезжать звёзды первой величины, он будет проходить при полных трибунах в крупных городах и показан на ТВ (с показом проблем меньше всего – Первый уже снимает Кубки и продолжить это делать по просьбе ФФКР) турнир сразу станет интересен спонсорам, которые будут только рады вложить в него деньги.
Фигурное катание постепенно входит в тройку самых популярных видов спорта в России, а фигуристы – в ранг общенациональных звёзд. Поэтому рекламу ФФКР может продавать действительно дорого и даже договариваться о софинансировании организации стартов. Если болельщиков будет много, то билетная программа также станет хорошей статьей в доходах, как и сопутствующие траты фаната. В идеале нужно по примеру того же этапа Гран-при в Челябинске продавать различную атрибутику, мерч и делать большие фудкорты – современная бизнес-модель в спорте построена на тратах зрителя на арене.
Спустя пару лет Кубком России точно заинтересуются за рубежом – как минимум японский NHK и Eurosport захотят купить у ФФКР права на трансляцию этапов у себя в стране. Поэтому деньги на призовой фонд федерация собрать точно сможет, было бы желание.
***
Мы даже ничего не писали о необходимости закрепить у Кубка России статус отборочного турнира к чемпионату России. Это необходимый, но самый лёгкий и не ключевой пункт в программе трансформации Кубков. Если сделать его привлекательным турниром, то сборники приедут на него даже добровольно, без юридической необходимости как они это делают сейчас.