Сегодня легенда клуба сообщил, что сезон 2021/22 станет для него последним.
Капитан «Ак Барса» Данис Зарипов сообщил, что предстоящий сезон станет последним в его игровой карьере. Зарипов провел в казанской команде 16 сезонов и выиграл три Кубка Гагарина. Ради четвертого трофея в новом сезоне хоккеист согласился пойти на трехкратное понижение в зарплате – с 60 до 20 млн рублей в год.
Теперь самое время вспомнить, как Зарипов вообще оказался в Казани: мы поговорили с менеджером, который помогал организовать его переход, и представителями команды, которые запомнили молодого Даниса.
«МЕЧЕЛ» НЕ ОТПУСКАЛ ЗАРИПОВА
До перехода в казанский клуб в 2001 году Зарипов успел поиграть в трёх командах: «Мечеле», «Звезде» из Чебаркуля и «Свифт-Каррент Бронкос». В первом клубе хоккеист начал профессиональную карьеру, во втором – продолжил её перед отъездом в Канаду, а в третьем попробовал себя за океаном. С 1998-го по 1999 год форвард играл в канадской западной лиге за «Бронкос», после чего вернулся в Челябинск.
«Мечел» поднялся в суперлигу из «вышки» в 1997 году. Команду нельзя было назвать фаворитом чемпионата – скорее середняком. Лучший результат за пять лет в лиге она показала в сезоне 2000/01 – восьмое место с 72-мя очками. Зарипов в команде не был на ключевых ролях, но выделялся потенциалом. В сезоне 1999/2000 он набрал 13 (6+7) очков, в 2000/01 – 15 (6+9). В обоих случаях его спускали в фарм-клуб на шесть и пять игр соответственно.
«Мы следили за Данисом на протяжении двух лет, пока он играл в «Мечеле» после возвращения из Канады. Мы видели, что растёт хороший и перспективный хоккеист», – сказал «БИЗНЕС Online» Александр Корчагин - исполнительный директор «Ак Барса» с 1997-го по 2003 год. Однако в руководстве «Мечела» наотрез отказались отдавать нападающего. «Разговаривать начали, когда ему было ещё 18 с небольшим лет, – продолжил Корчагин. – Но в «Мечеле» нам говорили: «Вы у нас хотите забрать самое светлое пятно команды что ли? У нас на него приходят болельщики. Ни под каким предлогом мы не собираемся его отдавать».
Переманить игрока к себе в команду «Ак Барс» смог после трагедии в Челябинске. После смерти генерального менеджера «Мечела» в клубе началась перестройка. Новое руководство уже согласилось отпустить Зарипова в «Ак Барс» за компенсацию в 3 млн рублей. Сам Данис долго сомневался, нужно ли менять клуб и посоветовался с опытными одноклубниками. Все в один голос говорили, что молодому игроку нужно согласиться на условия Казани.
ЗАРИПОВ НЕ ЗНАЛ ДОРОГУ ДО КАЗАНИ
Хоккеисту предстояло сложное испытание – добраться из Челябинска в Казань. Агенты в то время были у единиц, и Зарипов должен был присутствовать на переговорах сам. В открытом письме для «БИЗНЕС Online» Зарипов ранее рассказывал, что он взял с собой в поездку маму, которая родом из Татарстана и выступала за переход сына в «Ак Барс». Они поехали на «десятке» Даниса. «Я знал дорогу только до Елабуги, поэтому мы заехали в мамину деревню Дюм-Дюм и забрали по пути Миннуллу-абыя, который в отличие от нас знал, как добраться до Казани. Тогда не было навигаторов, а в самом городе почти не было указателей. Удовольствие, в общем, так себе», – говорил нападающий.
В итоге Зарипов всё-таки добрался до офиса «Ак Барса». Генеральный менеджер клуба Виктор Левицкий предложил Данису контракт с зарплатой 60 тыс. долларов в год. Любой перспективный игрок сейчас нашёл бы такие деньги маленькими, а Зарипову же они казались огромными. Также ему предоставили трёхкомнатную квартиру, в которой когда-то жил бывший главный тренер «Ак Барса» Юрий Моисеев. «Зарипов был рад перейти в нашу команду, – вспоминает Корчагин. – Он понимал, куда он идёт, какие условия в Казани и что клуб может ему предложить. Мы от своих слов не отказывались, помогли ему – создали все условия для него самого и его семьи».
«ОН ВСЕГДА ХОТЕЛ БЫТЬ НА ПЕРВЫХ РОЛЯХ»
Форвард начал свой казанский этап в четвёртом звене и не всё получалось сразу. Хоккеист признавался, что ему было трудно в «Ак Барсе» – обустроиться в команде, где играли Ильнур Гизатуллин, Дмитрий Квартальнов, Алмаз Гарифуллин, Дмитрий Ячанов, Виталий Прошкин, а тренировали Владимир Крикунов, Всеволод Елфимов было непросто.
В один момент Зарипов даже хотел вернуться в Челябинск. Отговорил его от этого лидер команды и любимец болельщиков Алексей Чупин. «Он смог убедить меня не раскисать и продолжать работать, даже когда я не попадал в состав. Его правильные слова заставили меня трудиться с ещё большим упорством. Я хотел доказать, что я чего-то стою и могу приносить победы», – сказал Зарипов.
Зарипов прислушался к Чупину – это подчеркнул бывший партнёр Зарипова, а ныне главный тренер альметьевского «Нефтяника» Гизатуллин: «Получается, слова Лёхи Чупина подействовали на Даниса, а сам он прорвался к желаемым высотам. Я Даниса помню ещё по играм за «Мечел», когда мы с ними пересекались в плей-офф. Цепкий, хорошо за шайбу боролся. На тот момент нельзя было что-либо сказать о нём. Обычный парень, как и все мы».
«Мы узнавали, каким был Данис не только на площадке, но и в жизни. Неконфликтный, спокойный парень – нас это радовало. Он и в команду таким пришёл: нормальный парень, не выскочка. В команде были конфликтные игроки, но не Данис», – добавляет Корчагин.
Елфимов, который тогда входил в тренерский штаб, так описал Зарипова в разговоре с нами: «Данис пришёл к нам из «Мечела» худеньким, маленьким. Совсем ещё несформированный игрок был. Но он отличался техническими и тактическими навыками, было понятно, что в перспективе это будет хороший хоккеист. Навыки для нападающего у него были очень приличные: чувство дистанции на площадке, координация, при небольшом весе в борьбе неплохо действовал. Самое главное – мог забить гол».
На тот момент «Ак Барс» строил силовую борьбу, с активным прессингом, с чем у Даниса возникали проблемы из-за строения тела. Данис компенсировал это хорошей реализацией моментов: «Зарипов отличался нестандартным мышлением, отсюда и результаты на льду. Мы видели, что он отличался от своих сверстников и партнёров в «Мечеле», поэтому были предпосылки к его будущей игре. Постепенно к Данису менялось отношение со стороны напарников, когда он показывал определённые результаты и показывал на льду, что он может», – подметил Елфимов.
Со временем и сам нападающий стал чаще заявлять о себе. Своими глазами Елфимов увидел, как молодой парень пытается выбиваться в лидеры команды: «У Даниса была цель стать хоккеистом с большой буквы. Если в остальных были видны определенные задатки, то Зарипов всегда хотел быть на первых ролях». С годами это реализовалось, а сегодня он – символ «Ак Барса».