Теперь для прохода на матчи нужны QR-коды.
С понедельника в Татарстане действуют новые ограничения, которые коснулись работы торговых центров, театров, и любых других мест массового скопления людей. Естественно, они не обошли стороной спортивную отрасль.
В отличие от прошлого года, когда был введён локдаун, спорт не переходит в режим паузы. Матчи, соревнования, тренировки могут продолжаться, однако, в новых условиях, связанных главным образом с QR-кодами. Без них на объекты теперь просто не пройти, если вы не старше 18-ти и не имеете официального медотвода от прививки. Конкретная цель новых мер – ускорить темп вакцинации в Татарстане. Более подробно со списком мер можно ознакомиться здесь.
Мы узнали, как к новым ограничениям адаптировались на разных уровнях.
ПОСЕЩАЕМОСТЬ УВЕЛИЧЕНА, НО С ОДНИМ УСЛОВИЕМ
После ввода новых ограничений перед клубами сразу встал вопрос билетов: продажа была открыта, а правила поменялись. Стоит отметить, что они оказались лояльными: «Ак Барсу», «Рубину» и другим разрешили увеличить посещаемость до 70% вместо нынешних 50%, но при условии, что у всего обслуживающего персонала, а также зрителей есть либо QR-код о двухэтапной вакцинации, либо QR-код о перенесённом в течение шести месяцев коронавирусе, либо официальная справка о противопоказаниях от прививки. В любом случае лучше, чем играть совсем без зрителей. По нашей информации, оперштаб РТ по борьбе с коронавирусом консультировался с клубами по поводу ограничений и услышал их мнение, что совсем запрещать проход зрителей не следует, ведь это сразу же скажется на доходах.
Впервые новые правила были обкатаны в пятницу на футбольном отборочном матче к ЧМ-2022 сборных России и Словакии. Правда, там их установил РФС, а не Татарстан, поэтому при полной «куаризации» трибуны заполнились только на 30%. Система прохода на «Ак Барс Арену» была, тем не менее, аналогична той, что с этой недели действует на всех остальных объектах республики: стюарды через мобильное приложение (никакой новой аппаратуры не требовалось) проверяли QR-коды, сверяли данные с паспортом или другим удостоверением личности и пропускали зрителей. Были и свои проблемы: образовались длинные очереди из-за медленного контроля и недостаточного количества входов. К тому же, не все прояснили, что отрицательный ПЦР-тест, ковидный паспорт или что-то другое не могут заменить QR-код.
Несмотря на пример перед глазами, не все клубы быстро отреагировали на новые правила и разобрались что к чему. Точнее, на прошлой неделе это сделал только «Ак Барс». Первое сообщение о новых ограничениях, как и текст постановления Кабмина РТ, появился в четверг, а уже в субботу «Ак Барс» стал предупреждать желающих приобрести билеты на своём сайте о новых правилах. Сейчас открыта продажа на матчи с «Амуром» (17 октября), московским «Динамо» (19 октября) и «Авангардом» (22 октября). Остальные клубы отреагировали позднее – и здесь стоит задать вопросы не столько им, сколько органам, которые ответственны за разъяснение постановлений.
«Рубин» выступил с заявлением только в понедельник днём, то есть в первой половине дня кто-то из болельщиков мог купить билеты на встречу с «Локомотивом» 16 октября без предупреждения, что без QR-кода деньги уйдут впустую. УНИКС выступил с заявлением также в понедельник, но баскетболисты оказались в более сложных условиях. Уже сегодня им предстоит матч регулярного чемпионата Евролиги с «Баварией», а продажа билетов была открыта на прошлой неделе. Некоторая часть была реализована ещё когда не было никаких сообщений об ограничениях. Тем не менее, клуб принял новые правила и сейчас разрабатывает варианты, как компенсировать потери для болельщиков, которые не смогут ходить на матчи в новых условиях. К слову, с такими зрителями в ближайшее время предстоит столкнуться всем клубам, опасаются в отрасли. Особый предмет для волнения – абонементы. Клубные соцсети уже заполнили комментарии, где владельцы гневно просят вернуть их обратно из-за нежелания посещать игры в новых условиях.
Также большой вопрос, удастся ли в ближайшее время кому-либо из клубов достичь новой планки в 70%. Наберётся ли достаточно вакцинированных людей, чтобы заполнить трибуны до отказа? И вообще будут ли готовы люди к большим скоплениям в новых условиях? Пока практика показывает, что сделать это трудно. Даже матч сборной России, которая не играла в Казани с 2017 года, не собрал на «Ак Барс Арене», разрешённые 13,5 тыс. зрителей.
QR МОЖНО ИЗБЕЖАТЬ, НО ТОГДА ЗРИТЕЛЕЙ ПОЧТИ НЕ БУДЕТ
Соревнования в Татарстане могут проходить без контроля QR-кодов. Однако для этого нужно ограничить посещаемость до 500 зрителей и убедиться, что это количество не превышает 50% общей вместимости объекта. Пока таким правилом не воспользовался ни один из клубов и федераций.
Так, в пятницу запланировано проведение Кубка Казанского кремля. Международный турнир по боксу пройдёт совместно с обществом спортивных единоборств «Отечество», который возглавляет Борис Ротенберг. Его визит, к слову, ожидается в Казани на этой неделе. Как рассказал «БИЗНЕС Online» президент федерации бокса РТ Сергей Игнатьев, турнир планируется провести в сроки. На входе в «Баскет-холл», который примет бои, организуют, как положено, контроль за QR-кодами. Весь коллектив федерации уже прошёл двухэтапную вакцинацию, так что может рассчитывать на посещаемость более 500 человек.
Большинство вопросов, над которыми сейчас работают организаторы Кубка, касаются спортсменов и их команд. Все участники были сразу же уведомлены о новых ограничениях и – на радость принимающей стороне – ответили, что уже прошли вакцинацию. Однако иностранные боксёры сделали это препаратами, которые разрешены у них в странах, но отсутствуют в России. Соответственно, предоставить QR-код из приложения «Госуслуг» они не могут. «Мы надеемся урегулировать все эти моменты в ближайшее время, – отметил Игнатьев. – Думаю, что празднику бокса в эту пятницу ничего не помешает, и мы увидим все 12 запланированных боёв».
Чисто технически с аналогичными вопросами может столкнуться сегодня и УНИКС, когда будет принимать «Баварию», или «Ак Барс», когда сыграет с «Йокеритом» или другими заграничными командами КХЛ. Дело в том, что постановления предусматривает контроль за QR-кодами не только во время соревнования. Для лиц старше 18-ти лет в целом запрещён вход на любые спортивные объекты крупнее 400 кв. метров. без вакцинации или перенесённого в течение шести месяцев коронавируса. Подтверждать это должны коды, которые можно получить на «Госуслугах», которые иностранцам недоступны.
КОНТРОЛЬ ЗА QR МОЖНО АВТОМАТИЗИРОВАТЬ
При этом тех, кто младше 18-ти лет, новые ограничения почти не касаются. Они могут без проблем ходить на матчи – нужно только показать свидетельство о рождении или паспорт, чтобы подтвердить возраст. Также можно продолжить тренировки ученикам спортшкол или детским коммерческим группам при соблюдении прежних правил: маски, термометрия, социальная дистанция. Однако это не значит, что объекты, организующие тренировки детей, обошли все постановления стороной.
Оперативно к новым правилам адаптировался дворец водных видов спорта. Ещё в пятницу руководство разработало план работы и сразу же уведомило о нём всех своих посетителей через электронную рассылку. Хотя порядка 80% посетителей объекта не попадает под действие ограничений, так как они не достигли 18-летия, жизнь персоналу спортсооружения это не упростило – всё-таки большая часть детей приходит на объект не в одиночку. «Мы донесли до родителей, что они также должны выполнять правила, – рассказал руководитель объекта Альберт Багаутдинов. – Тех, у кого не было QR-кода, могли только дойти до стойки и передать своих детей администраторам. Те, в свою очередь, провожали их до бассейна».
Что касается оставшихся 20% посетителей дворца, а это владельцы абонементов старше 18-ти лет, им пригодилась внедрённая несколько лет назад электронная база. Тем, кто показал свой QR-код сегодня, уже не нужно делать это во второй раз – так как в личный кабинет уже есть данные о сертификате и сроке его действия. Причём система учитывает, был ли зачтён код о вакцинации или же о перенесённом коронавирусе, и во втором случае напомнит к подходящему дню о необходимости прививки. «Эта система позволяет нам ускорить проход на объект и не допустить образования очередей, – добавил Багаутдинов. – Нашим посетителям не нужно будет каждый раз готовить QR-код и удостоверение личности, показывать его охране. Это нужно сделать лишь раз, а дальше достаточно пользоваться абонементом».
Пока Багаутдинов не готов дать прогноз, как новые ограничения скажутся на посещаемости дворца водных видов спорта и доходах объекта. «Мы успели проработать в таком режиме только один день и ещё не успели прочувствовать последствия, – сказал он. – Но эффект будет, и мы будем наблюдать его до тех пор, пока люди не привыкнут к новым требованиям». Большую роль сыграет психологический фактор, указывает Багаутдинов. Так, если сравнивать количество юных пловцов. которое занималось здесь до пандемии и после, сейчас на объекте есть недобор примерно в 300 человек. «Возможно, некоторые родители в целях предосторожности перестанут водить детей на тренировки. Они имеют на это право. Но отмечу, что плавание значительно усиливает иммунитет. Как показывает практика, наши спортсмены если и болеют, то крайне редко и непродолжительно», – добавил Багаутдинов.
ЛЮБИТЕЛЬСКИЙ СПОРТ ПРОДОЛЖАЕТСЯ, ФИТНЕС БОИТСЯ РАСХОДОВ
Не обошли стороной ограничения и любительский спорт. Все крупные лиги в Казани успели уведомить о новых правилах проведения матчей – их, в свою очередь, установили руководители арендуемых объектов. Здесь всё также: от спортсменов требуют QR-коды о вакцинации или перенесённом коронавирусе или же официальную справку о медотводе. Зрители на играх в отличие от больших клубов не допускаются.
В эти выходные новые правила «обкатает» баскетбольная лига «Казбас». В ней участвует около тысячи игроков, разделённых на три лиги. Играют они раз в неделю на двух площадках – «Олимпе» и «Динамо». «На новые ограничения мы отреагировали как на неизбежные, – рассказал руководитель лиги Альберт Хусаинов. – Конечно, новые требования ударили по тем баскетболистам, у которых нет QR-кодов или справок, таких навскидку около половины. Но мы не получали уведомлений об отмене игр и, тем более, снятии команд – пока только возмущения на словах. Желания играть всё же больше».
Новые постановления не сказались на экономической составляющей работы «Казбаса», подчеркнул Хусаинов: «По нашей работе может ударить только отмена матчей, чего, будем надеяться, удастся избежать. Мы заключаем договора об аренде площадок заранее и на длительный срок, а взносы с участников берём за каждую игру. Поэтому при полной отмене мы бы потеряли в деньгах. Пока же у нас, надеюсь получится работать как обычно. Отмечу, что сейчас в продолжении сезона были заинтересованы сами руководители объектов – они тоже не хотят остановки наших игр».
И сильнее всего новые ограничения ударили по отрасли фитнеса. Главная проблема – в том, что людей на тренировках неизбежно станет меньше, а все расходы, в первую очередь коммунальные, останутся на прежнем уровне. Во время локдауна год назад доходы упали до нуля, но сделали они это вместе с расходами. Сейчас же фитнес обречён работать в «минус».
«Проблем из-за контроля QR-кодов не возникло, но мы продолжаем ожидать разъяснений от вышестоящих органов, – рассказал «БИЗНЕС Online» директор спортивных клубов Iron Club и Powerhouse Александр Хайкин. – Наша публика организованна – посетители демонстрируют коды на телефоне или приносят в распечатанном виде. Но возможностей посещать зал стало меньше, сейчас в нём находится полтора человека. Мы ведь заранее предупредили, что не пустим в зал без необходимых документов – люди и не пришли. Обычно по понедельникам приходит куда больше людей, ведь именно с этого дня многие люди начинают новую жизнь».
Он отметил, что при работе в таком режиме они проработают недолго: «Есть ожидание, что поток посетителей снизится на 70 процентов. О помощи от правительства пока ничего не слышали, посмотрим, что будет дальше. Тем не менее, я не ставлю под сомнение действия руководства республики. Всё-таки у них другой уровень осведомлённости о ситуации, у них другой уровень силы. В данном случае я внимаю и исполняю. Вероятнее всего, это просчитывалось наперёд. Но и других вариантов решения проблемы я не вижу».