«Живём хоккеем» страдает от продюсерских проблем
В нынешнем сезоне хоккейный «Ак Барс» представил публике документальный сериал «Живем хоккеем», который рассказывает о жизни команды и последнем сезоне Даниса Зарипова, – эдакий хоккейный «Последний танец». Эпизоды выходят примерно раз в три недели и в среднем собирают 150 тыс просмотров, если суммировать ютуб и «ВКонтакте».
Автор Eurosport и эксперт в области ТВ Даниил Тармасинов специально для «БИЗНЕС Online» написал рецензию на сериал, которая подсвечивает несколько слабых мест проекта, среди которых жанровый хаос, проходные кадры и отсутствие развития персонажей.
ДОКУМЕНТАЛКА В РЕЖИМЕ LIVE
Обычный матч против «Витязя», камера молчаливо провожает в подтрибунное помещение хоккеиста «Ак Барса». Никиту Дыняка ведёт под руки сотрудник клуба, лицо игрока на секунду-две кривится от боли. За кадром звучит голос самого форварда: «Даже если кто-то напишет, что Дыняк – труп, или что-то в таком роде, я привык».
Без особых склеек на экране снова появился тот же хоккеист. Похоже, теперь у игрока ничего не болит, и он весело проверяет комментарии в инстаграме. «Вот, видишь: «Удачи в новой команде», – показывает Дыняк оператору. – Я даже лайк поставил». Дыняк заходит в профиль критика и невольно передаёт привет всему «БИЗНЕС Online». Автором коммента оказался Айрат Шамилов.
Сериал «Живём хоккеем» решает понятные задачи. Раз в две недели через ютуб-канал в клубе показывают всем недовольным болельщикам, что «Ак Барс» делает всё для победы и отдаётся на 100%, а поражения остаются лишь частью игры. Полномасштабный документальный проект с доступом в раздевалку в вакууме – мечта архивариусов из 2081-го, сусло для The Last Dance Даниса Зарипова, практически агиография местного хоккейного святого.
Но в том и проблема, что очень странно наблюдать жизнь казанской раздевалки практически в режиме Live. Зазор между условным матчем и релизом серии редко превышает 20 дней. Конечно, за это время забывается и счёт, иногда даже и ход игры, погружение в контекст всё равно важно. Но и при всём проникновении сторис инстаграма таких внутряков в русском спорте приходится ждать до конца чемпионата.
«Живём хоккеем» будто играется в серьёзную документалистику. Это же в первой серии понимают и сами игроки. Они не мешают операторам и камерам, не закрывают объектив, но всё равно дурачатся. «Мы пришли сюда, были никем, а стали всем», – с пародийным пафосом заряжает Артём Лукоянов. «Хоккей – игра секретов. Если мы расскажем ту или иную тактику, то на играх с нами будут её знать», – открывает глаза зрителю Зарипов. И это смотрелось бы проходным синхроном, если бы за 10 секунд до интервью публике не показали кадры с теоретическим занятием «Ак Барса». И вряд ли это постирония в духе сериала «Офис».
В СЕРИАЛЕ НЕТ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЖЕЙ
Документальный сериал казанского клуба рассыпается даже жанрово. Он бодро стартует в формате устной истории, переходит на нечто вроде байопика и даже обещает интригующую завязку. Вот Зарипов просит медиабосса «Ак Барса» Михаила Степанова переписать текст – так сразу видно, что написано не самим хоккеистом. Данис органично живёт в кадре и точно не испытывает дискомфорт от постоянного присутствия камер.
Оказывается, он готовился к визиту президента Татарстана и генерального директора «Татнефти» – перед ними объявляет команде о завершении карьеры по окончании сезона. 40-летний ветеран, похоже, отказался от помощи спичрайтеров и сформулировал мысли сам. Звёздный новичок Дмитрий Кагарлицкий дважды признаётся, как его пробрало на речи Зарипова, – сначала в синхроне, затем самому Данису.
Капитан, кажется, не думает о том, как понравиться зрителю, и просто формулирует чувства: «Эмоции такие, что я бы сейчас сел в лодку и поехал на рыбалку». Видимо, это высшая степень счастья для мужчины 1981 года рождения. И тут же его опрокинул едущий в салоне Лукоянов: «Смотрю на тебя и думаю: боишься перепутать имя-отчество президента и гендиректора?»
Но после бодрой первой серии начинается жанровая полоса препятствий. Фокус на Зарипова смещается на всю команду – при том на всю целиком и ни на кого конкретно. Со стартом регулярного чемпионата КХЛ «Живём хоккеем» скачет от матча к матчу в формате нарезок свадебного видео – перебивки игр, хайлайты, подсъем главного тренера Дмитрия Квартальнова, синхроны хоккеистов и какая-то грустная музыка на фоне.
Неудачный старт сезона (четыре поражения в шести матчах) помогает команде документалистов, ведь скучно снимать одни победы – они в большинстве своем одинаковые и не добавляют динамики. У проигрышей всегда нет какой-то конкретной причины, и от этого их можно подсветить более объемно, особенно в формате ютуб-сериала.
Но авторы совсем этим не пользуются и всё больше дробят сюжет на несколько эпизодических ролей. Главной ниточки, за которую можно ухватиться (самое очевидное – уход Зарипова), в шоу пока так и не появилось. Вроде бы в первом выпуске режиссёр сталкивает для нас Даниса с 21-летним дебютантом КХЛ Кириллом Крутовым, но в следующих трёх сериях их связь куда-то пропала и больше не появляется.
Если сравнивать «Живём хоккеем» с образцами жанра, то в хоккейном цикле очень не хватает развития персонажей. Игроки и тренеры не грустят из-за поражений, сильно не радуются будничным победам в регулярном чемпионате и даже традиционную речь в тюбетейках перед командой произносят буднично. Да, это важный элемент тимбилдинга и прекрасная мелочь для атмосферы в коллективе. Но победа в сентябре не равна победе в матче плей-офф, опытные хоккеисты топ-клуба КХЛ прекрасно это знают и поэтому не испытывают никаких эмоций от локальных успехов. А если персонажам на экране в целом всё равно, то почему мы, зрители, должны что-то испытывать от такого экшна в кадре?
20 ДНЕЙ НЕ ХВАТАЕТ НА ФАКТУРНЫЙ ЭПИЗОД С ЯРКИМИ СОБЫТИЯМИ
В целом, идея с документальным сериалом, который обновляется онлайн, выглядела спорно. В случае с тем же The Last Dance спортивные фанаты понимают, чем всё закончится, а обычная аудитория Netflix просто наблюдала за прощальным сезоном Майкла Джордана, о котором знают всё. Создатели шоу о легендарном «Чикаго Буллз» понимали начало и конец, поэтому правильно выстроили драматургию до завершающего кадра.
Пример с альтернативным финалом – Sunderland ‘Til I Die от того же нетфликса. Сезон команды, вылетевшей из премьер-лиги, получился ещё ужаснее предыдущего, но и там документалка вышла уже после финиша чемпионата. «Ак Барс» же взялся за очень сложную задачу – продюсировать повествование в течение двух-трёх недель, еще и без понятного ориентира, куда вести сюжет.
Поэтому в «Живём хоккеем» хватает проходных кадров, которые по итогам сезона казались бы неважными. Но сейчас, поскольку ярких событий за 20 дней часто не хватает на фактурный эпизод, авторы явно берут какие-то намёки на заход и не доводят их до конца. В мае–июне на монтаже фрагменты матча с «Куньлунем» точно отправились бы в корзину, но при приближении дедлайна сгодятся и они.
Из-за этого от сериала остаётся ощущение расширенных влогов для клубного телевидения, на которых ещё и не хватает человеческих ресурсов. Например, Игорь Бобков и Зарипов с теплотой говорили про годы в Магнитогорске. Но дальше простых слов в шоу не пошли, и камера захватила только салют Зарипова болельщикам «Магнитки» перед уходом в подтрибунку. С трудом верится, что у обоих игроков «Ак Барса» не осталось знакомых в «Металлурге» – скажем, бывших партнёров или тренеров, клубного стаффа или пожилых работников ледовой арены, которых можно обнять или которым можно отбить пять для съёмок в рапиде.
В «Ак Барсе» здорово придумали с самим концептом – сравнение с Джорданом наверняка польстит Зарипову. Но казанский клуб явно поспешил с реализацией и не вывез громоздкую идею, которая разваливается уже на самом старте. Да и сам Зарипов подсказал, что ему нужно для счастья. И это вовсе не прославляющая документалка, а простой отдых с удочкой где-нибудь на лодке.