Ещё больше контроля за рынком.
Всероссийская федерация волейбола (ВФВ) опубликовала положение о деятельности спортивных агентов, которых отныне будут лицензировать. С агентами без лицензий игрокам, тренерам и клубам запрещено сотрудничать под угрозой штрафа и даже отстранения. Некоторые агенты, с которыми нам удалось пообщаться, сомневаются в законности таких мер, но никто не будет вступать в конфронтацию.
Сейчас агентам надо штудировать спортивные регламенты, трудовой и налоговый кодексы, а также федеральный закон о физической культуре и спорте – якобы по всему этому материалу их будет гонять экзаменационная комиссия.
«РАНЬШЕ АГЕНТЫ БЫЛИ ПРЕДОСТАВЛЕНЫ САМИ СЕБЕ»
До 25 ноября агенты должны подать документы и оплатить взнос в 15 тыс рублей, который не подлежит возврату в случае несдачи устного экзамена. На пересдачу есть одна попытка, а если и она провалена, то следующая состоится только через год. Базовые требования к агентам – высшее образование, отсутствие судимости по уголовным преступлениям и отсутствие официальных должностей в клубах или федерациях. Лицензия будет действовать два года, после чего её нужно будет получать заново.
«Мы наблюдаем закручивание гаек. Придумали элемент давления, контроля. Дополнительный инструмент убрать с рынка неугодного человека», – на условиях анонимности сказал в интервью «БО Спорт» один из агентов.
А вот Сергей Макаров настроен более позитивно.
«Нечто подобное давно назрело. Агенты, по большому счёту, были предоставлены сами себе и могли делать, что хотят. В то же время свои интересы они могли защищать только с помощью судов, которые зачастую затягиваются на долгие годы. Надеюсь, сейчас появится порядок, поскольку спорные моменты, судя по положению, будут решаться в арбитраже ВФВ, что должно упростить и ускорить процесс», – сказал Макаров, который в последние годы совмещает профессии спортивного агента и финансового консультанта.
Ранее волейбольные агенты чувствовали себя достаточно вольготно. 30 тыс рублей в год – всё, что они платили за свою деятельность. Теперь им придётся раскошеливаться больше. Если у агента меньше 30-ти клиентов (игроки и тренеры), то ежегодный лицензионный взнос – 50 тыс рублей. Если больше 30-ти клиентов, то взнос – 100 тыс рублей. Вполне адекватные цифры.
Отметим, что в последние годы серьёзных конфликтов, связанных с агентами, в отечественном волейболе не было. Разве что иногда федерации не нравились какие-то переходы игроков, которые идут вразрез с интересами сборной. В целом агентский рынок уже давно устоялся. Самый крупный и влиятельный игрок на нём – агентство «Волей Сервис», приближенное к федерации. Но, по словам других агентов, оно не чинит коллегам препятствий в работе. В апреле 2020 года у нас выходило большое исследование по этой теме: «Кто делит волейбольный рынок России: расклад сил в агентском бизнесе».
Федерация утверждает, что в последнее время участились случаи обращения в ВФВ игроков и клубов, пострадавших от деятельности недобросовестных спортивных агентов, не лицензированных ВФВ.
«Из-за введения в заблуждение обеих сторон, при заключении агентами кабальных контрактов, направленных исключительно на извлечение их собственной прибыли, пренебрегая интересами клубов и игроков, уже несколько клубов столкнулись с серьёзными финансовыми проблемами вплоть до объявления о банкротстве», – говорится в сообщении организации. Какие клубы стали банкротами – не сообщается. Публично о подобных проблемах никто не объявлял.
«В целях защиты прав и законных интересов всех субъектов волейбола, предупреждения злоупотреблений и нарушений при оформлении трудовых отношений, а также повышения качества услуг, оказываемых спортивными агентами ВФВ, было утверждено новое положение о деятельности спортивных агентов», – сказано в заявлении.
ФЕДЕРАЦИЯ ПЕРЕДУМАЛА БРАТЬ 100 ТЫС РУБЛЕЙ ЗА КАЖДЫЙ КЛУБ-КЛИЕНТ
Отметим, что во время подготовки нашего текста к публикации, ВФВ уже внесла одно значительное изменение в документ. Пункт 7.2.3 положения изначально выглядел вот так.
И именно он вызывал больше всего вопросов у наших собеседников. Агенты при переходе игрока чаще всего подписывают договор именно с клубом и получают от него 5% комиссионных за сделку, не залезая при этом в карман к игроку. Этот пункт означал, что за сотрудничество с каждым клубом агент должен платить 100 тыс рублей.
То есть, если агент пристроил 12 клиентов в 12 разных клубов, то в бухгалтерию федерации пришлось бы перевести 1,2 млн рублей. При этом комиссия за переход игрока в некоторых случаях может быть гораздо меньше 100 тыс рублей. Например, в высшей лиге А. Мелким игрокам на агентском рынке это нововведение сильно усложнило бы жизнь.
Вероятно, именно буря негодования с их стороны заставила федерацию внести коррективы в этот пункт, который стал очень размытым. Размер комиссии за сотрудничество с клубами теперь будет приниматься специальной комиссией индивидуально по каждому агенту. Это прямая дорога к двойным стандартам.
АГЕНТАМ ОСТАВЛЯЮТ 5% КОМИССИОНЫХ, ХОТЯ МНОГИЕ БРАЛИ 10%
Ещё один важный пункт документа – 2.8. В нём говорится, что «агент ВФВ не вправе получать вознаграждение за свои услуги от двух и более сторон, имеющих встречный интерес в сделке». Раньше многие агенты брали 5% с игрока и 5% – с клуба. Теперь они должны получать вознаграждение только с одной стороны, причём не более 5%.
Для тех, кто привык к 10%, это проблема. И, скорее всего, она будет решаться обходными путями. ВФВ, как общественная организация, не может запрещать клубам подписание договоров об оказании юридических или консалтинговых услуг с любыми предпринимателями или организациями. Агент так или иначе всё равно получит своё вознаграждение. И всегда найдётся клуб, который хочет видеть у себя волейболиста больше, чем конкуренты, а значит найдёт дополнительную мотивацию для агента.
Положение исключает деятельность в России иностранных агентов, но они и раньше никогда не работали в стране напрямую, а вели дела с помощью российских партнёров, которым гораздо удобнее решать вопросы на месте. Например, Антон Бобров представляет интересы игроков одного из самых крупных волейбольных агентств мира – LZ Sport, а Виктор Иванов сотрудничает с компанией финна Ниссе Хаттунена. Итальянец Луки Нови поставляет иностранных игроков и тренеров в российские клубы через «Волей Сервис».
В сделках с игроками-легионерами комиссионные обычно завышенные, поскольку делятся между несколькими сторонами. Как новый документ отразится на международных трансферах и отразится ли вообще – пока непонятно. Регламент международной федерации волейбола (ФИВБ) в любом случае должен быть главенствующим при переходах.
Интересным в положении выглядит пункт 7.10: «Агент ВФВ обязуется не обсуждать и не рекомендовать волейболисту отказаться от выступления за национальную сборную команду». Неужели хоть один агент против выступления игрока за сборную, что автоматически повышает его стоимость?