В Уфе считают, что 7-е место не соответствует уровню команды.
Всего три месяца назад менеджеры «Урала» собирали специальную пресс-конференцию, на которой хвалились удачной селекцией и успешными результатами команды на старте сезона – тогда уфимцы шли на четвёртом месте.
Стоило команде потерять несколько позиций в турнирной таблице, как президент клуба Валерий Багметов отправил в отставку главного тренера Юрия Лисицкого. Решение выглядит эмоциональным и не совсем логичным – явных причин для отставки не было, а его последствия могут быть грустными.
«Подбор волейболистов хороший, но команда не играет»
«Урал» занимает 7-е место в текущем чемпионате страны, что примерно соответствует подбору игроков. Несмотря на тяжёлый календарь на финише регулярного чемпионата, у команды есть шансы получить преимущество своей площадки в стыковом раунде плей-офф. Успешность сезона для «Урала» будет решаться именно в этих двух матчах, которые состоятся в конце марта. Но менеджеры уфимского клуба решили, что действовать нужно уже сейчас.
«Команда не играет уже несколько туров. Проиграли свои игры «Факелу» и «Енисею». Текущее 7-е место – не наше, мы должны быть выше. Дело даже не в промежуточном результате, а в качестве игры. Оно нас не устраивает, – сказал в интервью «БО Спорт» президент «Урала» Валерий Багметов. – Подбор волейболистов хороший, но команда не играет. Мы с руководителями клуба приняли коллегиальное решение, что команде нужен определённый стресс. Ребята слишком спокойно себя чувствуют. Надо, чтобы они обозлились на себя и начали показывать свой высокий уровень».
Вероятно, Багметов принимал решение совместно со спортивным директором клуба Леонидом Кузнецовым и менеджером Дмитрием Шуравиным.
Надо сказать, что второй круг «Урал» действительно проводит чуть хуже. В первом – было 6 поражений в 15 матчах. Уфимцы уступили командам из топ-4, «Кузбассу и «Динамо-ЛО». Во втором круге уфимская команда ещё не играла с лидерами, но уже проиграла «Кузбассу», «Факелу» и «Енисею», плюс одержала натужную победу над АСК (3:2). Серьёзные претензии можно предъявить за последнюю осечку в Красноярске – «Урал» своим боевым составом умудрился проиграть «Енисею» (2:3), который вышел на площадку без трёх основных игроков. Именно этот результат спровоцировал отставку Лисицкого.
Как говорят работавшие в Уфе специалисты, президент клуба оказывает серьёзное давление и влияет на тренерские решения. Сам Багметов в ноябре говорил, что «Урал» восьмой-девятый в суперлиге по бюджету. По информации «БО Спорт», в этом сезоне он подрос до 350 млн рублей (UPD: по уточненным данным, эта сумма на весь клуб, а бюджет непосредственно «Урала» составляет 218 млн). Это позволило уфимцам взять крепких легионеров – аргентинского связующего Максимилиано Каванну и иранского доигровщика Амирхоссейна Эсфандиара.
Лисицкий отказался остаться помощником
Каванна добавил игре команды креативности. Иногда кажется, что желание сыграть красиво у него даже превалирует над игровой дисциплиной и качеством передачи – горячая южноамериканская кровь даёт о себе знать. Так или иначе, он сделал игру команды интересной и вариативной. Этого хватает, чтобы периодически обыгрывать прямых конкурентов, но топы в первом круге всё разбирали и не оставляли «Уралу» никаких шансов, грамотно пользуясь ахиллесовой пятой «Урала» – низким блоком Каванны с ростом 184 см.
Что касается Эсфандиара, то он нестабилен: 48% реализации атак и 42% позитивного приёма – довольно скромные показатели для легионера. Бывают матчи, в которых иранец делает разницу, но их не так много. Одноклубники отмечают, что он парень с ленцой.
«Не понимаю, почему Алекно не взял меня на Олимпиаду». Эсфандиар – об Уфе, России и проблемах Ирана
Если говорить о российских волейболистах, то в первую очередь стоит отметить либеро Владимира Шишкина. В этом сезоне он хорош и в приёме, и в защите, опережая по обоим показателям таких коллег как Женя Гребенников, Александр Янутов и Лаури Керминен.
Также в «Урале» довольно сильный тандем центров Александр Гуцалюк – Алексей Самойленко. Остаются позиции диагонального и второго доигровщика. Здесь «Урал» держится за своих воспитанников Евгения Рыбакова и Егора Феоктистова. Оба – волейболисты среднего уровня. По информации «БО Спорт», «Белогорье» в прошлом году рассматривало их как игроков ротации. Оба способны выдать феерическую игру, но стабильно показывать высокий уровень им не удаётся, а именно это отличает звёзд. У Рыбакова в этом сезоне большие проблемы с концовками. В качестве альтернативы ему Лисицкий открыл Романа Поталюка. В Уфу он перешёл как доигровщик, а изначально вторым диагональным должен был стать Никита Иванков.
«Мы не хотели брать Поталюка в аренду, а выкупили полноценно. Мы видим в нём большой потенциал. Он талантливый парень, может очень многое. Сейчас он наравне с Казаченковым самый перспективный диагональный в России», – сказал в ноябре Шуравин.
Лестное сравнение для Поталюка, но он из-за обилия ошибок в атаке и на подаче не смог заслужить такого же игрового времени, как коллега из «Локомотива». Лисицкий много раз пытался играть с двумя «столбами» на краях (Эсфандиар и Поталюк ростом по 210 см), однако 21-летнему парню не хватало опыта, а иногда его подводило колено.
В общем, вряд ли состав «Урала» сильнее, чем у «Белогорья», «Динамо-ЛО» или «Кузбасса», чтобы говорить о том, что команда однозначно должна быть выше 7-го места. Возможно, завышенные ожидания появились после бодрого старта команды. Но она точно не проваливает сезон, поэтому отставка Лисицкого так удивляет.
Он пользовался уважением волейболистов, которые остались не в восторге от перестановок. По информации «БО Спорт», Лисицкому предлагали остаться помощником, но он отказался. Он три сезона ассистировал в Уфе Игорю Шулепову, но, видимо, не захотел помогать менее опытному тренеру. Мы давали слово Лисицкому, но он не стал комментировать свою отставку.
«Мы не можем дальше рисковать»
«Когда мы расстались с Музаем, вы писали, что я выстрелил себе в ногу, совершил самоубийство. Но потом оказалось, что я всё правильно сделал, – вспоминает Багметов. – Поляк просто не вписался в коллектив. Его кроме денег ничего не интересовало. Мы без него заняли 7-е место. Нынешнее решение далось непросто, но оно вынужденное. Тренер должен не только упражнения давать, а уметь общаться с игроками, чтобы они хотели выигрывать, всегда хотели быть выше даже без тренерских криков и топанья ногами. Лисицкий не смог мобилизовать ребят для достижения максимального результата. Мы дали ему шанс, но дальше рисковать не можем».
При этом назначение главным тренером 39-летнего Антона Малышева тоже выглядит риском, причём очень серьёзным. У него вообще нет опыта самостоятельной работы, даже в высшей лиге А. Три сезона он был помощником Рафаэля Хабибуллина в «Газпром-Югре», а затем по приглашению Багметова вошёл в штаб Лисицкого. Президент «Урала» считает Малышева своим воспитанником – когда-то Антон играл у него в «Нефтехимике» из Салавата. Ранее Малышев отвечал за физическую подготовку игроков «Урала», а на тренировках работал с мячами. Хватит ли ему авторитета и опыта – большой вопрос.
«У нас очень мало квалифицированных специалистов, которые могут дать результат на уровне 5–8 места в суперлиге. Это штучный товар, поэтому мы обязаны готовить своих тренеров. Мы провели собрание, поговорили по-мужски. Малышева ребята знают, уже привыкли к нему. Надеюсь, что взаимодействие будет правильное», – сказал Багметов.
71-летний Багметов, который стоял у истоков создания в Уфе профессионального клуба, вернулся на пост президента «Урала» по ходу сезона 2018/19. С тех пор в команде сменилось уже семь тренеров. Даниэле Баньоли и Константина Сиденко сняли досрочно, затем эта же участь постигла Шулепова и вот теперь Лисицкого.
В сезоне 2019/20 в Уфе вообще была тренерская чехарда. На одну игру Сиденко был разжалован в старшие тренеры, а главным стал сам Багметов. Затем Сиденко отправили в отставку, и в концовке сезона с командой работал Виктор Сидельников. Это вообще клубная традиция. За последние десять сезонов уфимской командой руководили 11 тренеров. Только в сезоне 2020/21 в «Урале» не было никаких перестановок, и он оказался самым успешным – 7-е место.