Родился в Болгарии, но полюбил Татарстан.
Одним из главных героев прошедших Игр БРИКС стал Даниел Маринов – спортсмен интересной судьбы: он родился в Софии, переехал в раннем возрасте в Казань, здесь начал тренироваться и живёт по сей день. Здесь же он вырос в первого номера сборной России по спортивной гимнастике. Свой класс Маринов подтвердил на Играх, выиграв две золотые, две серебряные и одну бронзовую медаль.
В идеальном мире уже скоро Даниела ждал бы другой старт – Олимпиада, но покидать Россию и менять гражданство он не намерен. Почему – корреспондент «БИЗНЕС Online» обсудил с 19-летним гимнастом в интервью.
На Играх БРИКС пришлось выступать с травмой плеча
– Даниел, вы завершили Игры БРИКС с пятью медалями. Какую оценку дадите своему выступлению?
– Безумно рад комплекту медалей, который получилось собрать. В целях было не менее пяти медалей и это получилось выполнить. Только в многоборье хотелось немного побольше набрать. В целом все хорошо. Главное, что всё завершилось без травм и получилось более-менее нормально выступить.
– Если пройтись по каждому виду…
– Первыми в многоборье были брусья. Стартовать с них не очень привычно. Обычно мы начинаем с вольных упражнений или с коня. Для первого снаряда я их нормально отработал, получил оценку 14.8 и прошел в финал. Адреналин лишний вышел.
Дальше пошли на перекладину. Накладки, на которых я кручусь, были немного старые. Как правило я меняю их каждые три месяца, а в этот раз как-то затянул и проработал с ними пять месяцев и они уже сильно растянулись. Это моментами бывает неудобно и даже опасно, так как может образоваться и закрутиться слишком большая петля. К концу комбинации они немного сползали, так что соскок было делать проблематично, особенно когда руки уже забиваются и немеют. Был опасный моментик и мне пришлось согнуть ноги на соскоке. Но элемент, который у меня получился, тоже существует, так что ничего по баллам у меня не вылетело, просто он по сложности чуть ниже. Главное, что приземлился на ноги. Тренеры тоже сказали, что всё хорошо.
Вольные упражнения я выполнил вполне нормально. Приземления можно было получше исполнить. Когда слишком много думаешь о приземлении, чаще всего они не получаются. Лучше тренировать их вне стартов и доводить до автоматизма, чтобы на соревнованиях о них вообще не думать.
Потом мы перешли к моему самому непокорному снаряду – это конь. Там я всё выполняю, вроде, нормально, а сложность всегда у меня хромала. На удивление я отработал очень хорошо. Это было одним из лучших моих исполнений. Получил 14.0, когда обычно было 13.5.
Далее кольца. Снаряд, который я не тренировал два с половиной месяца из-за плеча, с ним у меня особые проблемы. Приходилось кольца делать с листа. Не подготовлено, не наработано. Я делал легкую комбинацию, без каких-либо рискованных элементов, чтобы поберечь плечо и не усугублять проблему. Но даже на такой легкой комбинации я допустил нелепую ошибку. В многоборье мне не хватило ровно той суммы, на которую ошибся.
Следующий снаряд – опорный прыжок. Очень рад, что получилось их выполнить, особенно второй, который на тренировках вообще тяжело дается. Я его почти не тренирую.
– Что говорят врачи по поводу плеча? Когда удастся его восстановить?
– Если я не делаю кольца оно меня не беспокоит. Как только я их сделаю… После одного-двух подходах на кольцах плечо начинает сразу ныть. Потом становится проблематично делать другие снаряды, потому что чувствую, как там всё тянет.
Когда узнали, что болит плечо перед чемпионатом России, который прошел этой весной в Сочи, начали обследоваться и смотреть, как его можно вылечить. Пришли к выводу, что нужно делать операцию. Мы консервативно пытались его вылечить, но ничего не помогает. Всякие ЛФК, физиотерапии очень большие объемы я проделал, но ничего не помогло. Врачи еще раз подтвердили, что ошибка механическая и убрать её можно только с помощью операции.
Есть два вида операций. При первом не факт, что я смогу делать кольца, а многоборье для меня очень важно. При втором шансы 50 на 50, что я смогу делать кольца. Сейчас думаем, какой из вариантов выбрать. В этом году мне нужно было быть в строю 100 процентов. Как показали Игры БРИКС рядовую комбинацию я сделать смогу, не тренируя ее. Надеюсь, что после Новосибирска, где будет проходить Кубок России плотно займусь плечом. Надеюсь, что получится до конца все это вылечить и забыть, как страшный сон.
«Хочется поскорее узнать, что же такое чемпионат Европы и мира»
– В основном члены сборной России на Играх БРИКС конкурировали между собой. Есть иностранный гимнаст, который вас удивил?
– Егор Шарамков из Беларуси. Я его давно уже знаю, он хорошо делает вольные и опорный прыжок. В принципе, я не удивлен, что он смог выиграть вольные упражнения у Никиты Нагорного. Пусть Никита там и ошибся, но победителей не судят.
А на кольцах удивил турецкий гимнаст Юнус. Я был заочно с ним знаком через других ребят из Турции, но вживую не видел, не знал, какие снаряды он делает и какая у него база сложностей. Он показал европейские кольца, и судьи его оценили как чемпиона в этом виде на Играх БРИКС.
– Что вы вкладываете в понятие «европейские кольца»?
– Уровень. Такая оценка на Европе была бы в призах. Когда мы приезжаем на чемпионат России не все комбинации такие, что их можно выпустить на Европу и быть там в призах.
– На кольцах некоторые спортсмены в финале получили по 8–9 баллов…
– Здесь довольно понятная ситуация. Те, кто получили по 8–9 баллов это ребята из Малайзии и Таиланда. У них не так сильно развита спортивная гимнастика. В их странах нет залов, оборудованных хорошими снарядами, поролоновых ям, где они могут учить новые элементы. Скорее всего и с тренерами дефицит есть. А отбор в финал такой, что выступают максимум два человека от страны. Если у нас 10 стран, то четыре точно будут в финале, может пять, но не меньше.
Здесь так и получилось, что в финал вышли по два человека от России, Беларуси, Малайзии и по одному из Таиланда и Туниса. И другие ребята, кто делает кольца намного сильнее не могли зайти в финал, потому что по регламенту это невозможно. Поэтому в финале оказались те, для которых кольца это проходной снаряд, чтобы было многоборье.
– Игры БРИКС утолили жажду международных стартов или наоборот хочется еще больше?
– Игры БРИКС я навсегда запомню. Но теперь хочется ещё, ещё и ещё. Хочется поскорее узнать, что же такое чемпионат Европы и мира. Мне теперь есть с чем сравнивать, поэтому с нетерпением жду открытия международной арены.
– В федерации уже говорят о возможном участии в других международных стартах. «Игры дружбы», например.
— Пока ничего не говорили. За последние два года в Беларусь часто ездили. За два года я там был три раза, очень тесные с ними отношения. Они к нам приезжали на все чемпионаты и Кубки России, даже на Спартакиаду. Они даже выступали не вне конкурса. Если белорусский гимнаст занимал первое место, то автоматически россиянин, занимающий вторую строчку тоже становится первым. Их не обделяли, а наоборот награждали и уделяли внимание, как и российским спортсменам.
«Нейтральный статус? Я бы, конечно, поехал. Все будут понимать из какой я страны»
– Вы родились в Болгарии. Когда последний раз туда приезжали?
– В 2022 году после Кубка России в Калуге. Приехали на три недели, первое время мы были в Софии – столице, где я родился, там я даже в зале тренировался, познакомился с гимнастами. Остальные 1.5 недели был отдых на море. Мы с братом и мамой на машине объездили четыре города, в каждом остановились, переночевали, провели время волшебно.
– Ощущаете себя там как дома?
– Когда приезжаю в Болгарию чувствую, что в этом месте родился и жил детские годы. В Болгарии мне приятно находятся в любое время года, и зимой там был и летом. Но Казань, конечно, намного роднее.
– Вы всегда говорили, что хотите остаться жить в Казани. Но, кажется, в Москве перспектив больше…
– Казань полностью устраивает. У меня здесь всё. Город максимально красивый, со всех сторон развитый, здесь проводятся самые масштабные соревнования. Смело можно сказать, что это столица спорта России. Город в пять раз меньше, чем Москва, и в три раза меньше, чем Питер, и при этом не отстаёт в сооружениях спортивных. И новостройки строятся, и красивые парки. Я думаю, что Казань – самый комфортный город для жизни в России. До любой точки города удобно добраться максимум за 20 минут на такси, а в Москве 20 минут – это выйти из дома и дойти до магазина.
– Вам предлагали сменить спортивное гражданство?
– Когда тренировался с ребятами из сборной Болгарии, старшие тренеры подходили с предложением помочь мне, но не для того, чтобы заманить меня к ним в команду. Они говорили, что я молодой, перспективный, у меня всё впереди, что я не должен всё пропускать, если есть такой шанс. Говорили, что если вдруг я надумаю, то они без проблем помогут. У них было четкое предложение помочь, а не заманить в команду, чтобы я очки им давал. В этом плане болгары очень гостеприимные и всегда рады помочь. Из других стран никто не предлагал.
– Думали о получении нейтрального статуса?
– Международных титулов, не считая Игры БРИКС, у меня нет, и я бы, конечно, поехал. В любом случае если туда приехать будет видно, что на мне российская экипировка. А если получится хорошо выступить и завоевать медали я их привезу обратно, на родину. Все прекрасно будут понимать, с какой я страны. Но у нас было совместное решение федерации, что под нейтральным статусом мы не поедем никуда, не будем выступать. На это есть ряд причин.
– Будете наблюдать за российскими спортсменами, кто отобрался на Олимпиаду?
– Посмотрим, не знаю, как получится. Было бы интересно посмотреть, что ребята смогут показать. Я думаю, что у них будет дополнительный стимул, чтобы доказать, что Россию не надо обделять, и мы в любых условиях можем всех выиграть.
«Спортсмены пока не так сильно продвигают соцсети и развиваются в медиасфере»
– Гимнастика – один из немногих видов на Играх БРИКС, где трибуны были почти заполнены. Насколько важна такая поддержка?
– Это очень важно. Гордость брала, что именно в Казани, в России удалось собрать почти полные трибуны. Спортивная гимнастика не так сильно развита и популярна, с недавних пор только начала набирать. Но пока ни разу не было чтобы были действительно полные трибуны, как на матчах по футболу, хоккею. Когда я приходил на прыжки в воду, заметил, что людей меньше, чем на гимнастике, хотя обычно бывает наоборот. Видимо, была сделана большая реклама и люди начали узнавать и интересоваться, что такое гимнастика, даже из других городов приезжать. Это не может не радовать, когда ты выходишь перед соревнованиями и видишь ликующие трибуны, которые тебя еще больше заводят. Это нереальный кайф.
– На ваш взгляд, почему на внутрироссийских стартах у гимнастов не бывает таких заполненных трибун?
– Гимнастика не столь популярна, хотя тоже много рекламы делается. В этот раз я не знаю, что именно зашло и почему так много пришло людей, в два-три раза больше, чем на чемпионате России. Возможно, потому что меньше снарядов интереснее смотреть, и каждого по одиночке можно внимательно отследить. Надеюсь, что Игры БРИКС послужат как толчок в мире спортивной гимнастики, и отныне намного больше людей будут ходить, как на чемпионаты, так и на Кубок России будут приезжать и болеть.
– Вы на Играх пользовались особой популярностью. Помните первые старты, где вас стали так активно узнавать?
– Это был чемпионат России в Казани. Мой самый первый в 2022 году, на котором я не очень хорошо выступил, сделал восемь падений за два дня. Тогда у меня только начали появляться взрослые комбинации, но получилось там три медали завоевать: третье в команде, второе на вольных и первое на перекладине. И когда я выходил на старт сильно волновался, так как знал, что много людей знают меня и будут поддерживать, кричать. Тогда я впервые столкнулся с ликующей трибуной, с тем, что люди начали болеть.
И в 2022 году был Кубок России в Калуге и там случился мой первый прорыв на пьедестал в многоборье на взрослом чемпионате. После первого дня были отдельные виды и там люди поняли, что я могу что-то показать и начали еще больше поддерживать. Как будто вся Калуга пришла на нас посмотреть! тем более в городе раньше ничего подобного не проводилось. Тогда я был ещё больше удивлен, как много людей пришли, почти столько же, как на Играх БРИКС.
– На Играх особой популярностью у болельщиков пользовались вы и Никита Нагорный. С трибун чаще всего были слышны ваши имена. С чем это связано?
– Никита – блогер, активно ведет свои соцсети, общается с публикой. Я тоже блогер. И мы более открыты и расположены к болельщикам, они нас больше знают, узнают раньше, чем других. Остальные тоже ведут соцсети, но делают это по-другому. У нас с Никитой это общительный блог. А другие спортсмены пока не так сильно продвигают соцсети и развиваются в медиасфере. Хотя я много и Серёже Найдину и Даниилу Новикову, тоже татарстанцу, но, видимо, им еще не пришло осознание того, что это важно.
Персональная поддержка — это персональные ощущения. На душе тепло становится, когда осознаю, что они знают мое имя. Очень приятно, когда идешь после выступления и с трибун кричат «Даниел! Даниел!», это что-то на очень крутом языке. И особенно круто, когда правильно имя говорят. Практически 80 процентов называют и имя, и фамилию неправильно, про отечество я даже сказать боюсь.
«Бывало и пружины в спину вонзались»
– Все спортсмены проживали вместе на территории Деревни Универсиады. Какая там атмосфера?
– С Деревни Универсиады приходило чувство международных соревнований. Я впервые видел жизнь в Деревне, несмотря на то, что до этого много раз там был и друзья там учатся. Мы с командой централизованно ходили на завтрак, обед и ужин. Проходила мимо фан-зоны, где было много сооружений: баскетбольные кольца, стрит-футбол и даже плейстейшен стояли, а вечером дискотека. Все было максимально круто, как в детском лагере только без вожатых, когда ты сам можешь, что угодно делать. Там очень классная атмосфера, как только мы приехали, то сразу начали это ощущать. Потом поехали в зал, там увидели других гимнастов, увидели, что наши имена написаны на английском языке, мне было приятно.
– С кем жили в одной комнате?
– Я жил с Никитой Нагорным, который в первый день переехал оттуда, мы с ним один день прожили. Но к нему приехала жена и они жили вместе в другом отеле на протяжении соревнований.
Днем я мог посидеть у ребят или по делам поехать, так как я в своем городе нахожусь, по пути заехать в зал на опробование. В день соревнований я тоже ездил, в городе что-то делал. Это мне помогало чуть-чуть отвлечься, чтобы не загружаться. Если я буду перед соревнованиями думать о соревнованиях, то у меня начинается мандраж, ноги руки потеют, сердце чаще стучит. Но это все, как правило перед первым днем, дальше уже ноль переживаний.
– Как проводили свободные вечера? Возможно, водили других спортсменов гулять по Казани?
– У нас все были настроены очень серьезно. У меня был один свободный вечер, когда я предложил ребятам, а в другое время я постоянно куда-то ездил что-то делал, с кем-то встречался и дома бытовые дела были. Я приходил позже всех и звал ребят погулять или где-то покушать, а они к этому времени уже все поели, и уже никто не хотел идти.
– Вы активно ведете свои соцсети. Подписчикам стоит ждать влог из Казани?
– Да, влог с Игр БРИКС. Я уже отдал материалы монтажёру, и думаю скоро он должен быть готов. Влогвоый вариант всегда останется. Когда во время соревнований можно больше рассказывать о гимнастике, о разных фишках, названиях элементов, чтобы люди понимали гимнастику. Футбол популярен, потому что там все предельно просто: 22 человека, один мяч и двое ворот, нужно забить гол, кто забьет тому и очко. Такие правила легко воспринимаются, а в гимнастике очень много тонкостей, различных элементов, уровней сложности. За один день невозможно рассказать, что такое спортивная гимнастика.
– Что хотите дальше снимать для канала?
– Есть определенные идейки, рубрики. Перед Играми БРИКС мы снимали видео с прыгунами в воду. Они пробовали спортивную гимнастику. Из спортивных гимнастов были я и Маша Агафонова и из прыжков в воду были Ульяна Клюева и Гриша Иванов. Они себя хорошо проявили, надеюсь, выпуск классный получится. Чуть-чуть криво-косо снято, так как впервые использовали две камеры.
– Полгода назад, в одном из интервью вы сказали, что хотели бы придумать свой элемент в спортивной гимнастике. Есть какие-то подвижки в этом деле?
– Пока немного не до этого. Но мини-мечта, как была, так и остается. Думаю, что чтобы придумать нужно в зале сесть одному и что-то выдумать. Сейчас в гимнастике очень много элементов, колоссальное количество, что только уже не делали со своим телом и снарядами. Я спрашивал у ребят, кто заявлял свои элементы, они рассказали, что все происходило во время рабочего процесса. Надеюсь, что у меня тоже так внезапно произойдет и не придется тратить на это кучу времени и три неделе на сборе думать о том, как свой элемент придумать.