КХЛ против пустых ворот в овертаймах: теперь можно заменить вратаря и получить 0 очков

Если пропускаешь гол, остаёшься ни с чем.

КХЛ за две недели до начала нового чемпионата неожиданно обновила систему начисления очков за овертайм. Раньше переход матча в дополнительное время означал, что соперники гарантированно получают по одному очку. Победитель овертайма или серии буллитов зарабатывал ещё одно бонусное очко. Но теперь если команда в овертайме меняет вратаря на полевого игрока и пропускает, она остаётся без очков. 

С недавних пор некоторые клубы активно использовали подобную тактику, которая позволяла легко забрать два очка в дополнительные пять минут. Лига решила остудить напор команд. 

Зачем это нужно, разбирается «БИЗНЕС Online».

Фото: Сергей Елагин, «БИЗНЕС Online»

Командам будет легче, болельщикам – нет

В чём суть реформы? Запрета замены вратаря на четвёртого полевого игрока в овертайме нет: команды как делали это раньше, так и могут продолжить. Однако теперь за подобную попытку, возможно, придётся пожертвовать не одним очком, а двумя. «С сезона 2024/25 в случае, если команда в овертайме меняет вратаря на дополнительного полевого игрока и пропускает шайбу в свои ворота, то такая команда получает за матч ноль очков», – сообщается на сайте лиги.

Безусловно, новое правило отразится как на игре команд, так и на настроении зрителей на трибунах. Разобраться с этим вопросом нам помог эксперт «КХЛ ТВ» и бывший нападающий «Спартака» Артём Батрак. «Думаю, что с соревновательной точки зрения это правильное решение. Но с точки зрения болельщика теряется напряжение и азарт. С нового сезона будет меньше смелых главных тренеров, которые бы снимали вратаря в овертайме», – сказал он в интервью «БИЗНЕС Online».

Теперь есть риск итогам овертайма вообще остаться ни с чем. Главный тренер «Нефтехимика» Олег Леонтьев не в восторге от изменений. «Категорически против этого правила. Команда сыграла матч, заслуженно забрала одно очко – почему она должна его терять? В овертайме разыгрывается дополнительное очко. Мы можем играть хоть вчетвером, хоть вдвоем», – сказал он после кубкового матча в Уфе. 

Исключение в правилах тоже есть – если вратарь заменён на полевого игрока по правилу отложенного штрафа и его команда пропускает гол, то очко с команды списано не будет. Только вот пропустить при таком стечении обстоятельств очень сложно: при касании шайбы игроком соперника – тут же остановка игры. Исключение будет работать только в том случае, если команда, играющая в большинстве из-за отложенного штрафа, забьёт в свои ворота, которые в тот момент пустые. Поверить в это очень сложно.

Олег Леонтьев / фото: hcnh.ru

Почему лига пошла на изменения?

КХЛ не озвучивала основные причины принятия решения, официальные лица тоже не высказывались по этому вопросу. Поэтому мы можем лишь предполагать.

1. Слишком простые очки. Когда ЦСКА начал первым снимать вратаря в овертайме, то реализовывал все попытки. Однажды московская команда пропустила, но, несмотря на это, и дальше продолжала играть вчетвером. Точной статистики, какова вероятность выиграть овертайм с лишним полевым игроком, нет, но шанс забрать два очка возрастает. В этом уверен Батрак. 

«Снимая вратаря, ты автоматически увеличиваешь свои шансы на победу. У тебя на одного игрока больше, а сопернику тяжело отобрать шайбу. Здесь же важен и другой момент. Набрать ноль очков за матч – это плохо, одно – окей, два – хорошо. Только для топ-клуба по типу ЦСКА или «Салавата Юлаева» одно – это мало, поэтому они и рисковали в тех сезонах. Например, Кравец снимал вратаря в «Авангарде», но будет ли он делать это в «Куньлуне»? Наверное, для его нового клуба одно очко – это уже хорошо», – сказал он.

Михаил Кравец / фото: Сергей Елагин, «БИЗНЕС Online»

2. Одна команда играет только в атаке, другая – только в защите. Предположим, «Ак Барс» и «Нефтехимик» встречаются в Казани. Команда гостей снимает вратаря, владеет шайбой, играет без риска и все пять минут возит соперника. Сопровождается это пятиминутным свистом со стороны болельщиков: им элементарно не нравится, что их команда сидит в обороне, а гости, расставившись в чужой зоне, играют с шайбой.  

«Я бы не сказал, что в КХЛ одна команда откровенно возила другую. У нас было много ситуаций, когда игра уходила на паузу, а вратарь возвращался на лёд. Помню, что только ЦСКА возил другие команды в овертайме, когда это всё начиналось. Не думаю, что в этом есть что-то плохое: у команды, которая действует в большинстве почти нет шанса на ошибку – им ведь сразу забьют», – считает Батрак.

3. Лига движется в сторону НХЛ. Это предположение связано с тем, что КХЛ в целом часто перенимает заокеанский опыт. Пробы драфта юниоров, переход на формат овертайма «три на три», выход из-под эгиды Международной федерации хоккея. Однако наш эксперт не уверен, что КХЛ при принятии нового правила об игре в овертайме, опиралась на опыт НХЛ, где это правило используется не первый год.

«Не думаю, что КХЛ при принятии нового правила смотрела в сторону НХЛ. У нас ведь никто не менял вратаря на четвёртого полевого, пока это не стало мейнстримом. Все начали повторять то, что начал делать ЦСКА и лига это увидела», – подчеркнул Батрак. 

Фото: Сергей Елагин, «БИЗНЕС Online»

Кто всё это запустил?

До 2016 года в регулярном чемпионате КХЛ проводились овертаймы в формате четыре на четыре. После лига пошла на изменения и одного игрока с каждой из команд убрала: так увеличиваются скорости, возрастает риск ошибки, и меньше шансов, что игра дойдёт до серии буллитов. 

Первым, кто начал снимать вратаря, стал главный тренер «Барыса» Евгений Корешков: впервые он опробовал это в сезоне 2017/18. Тогда в казахстанском клубе играли звёздные легионеры во главе с нападающим Найджелом Доусом. Только вот наработки «Барыса» трендом не стали. Зато два года назад свою популярность нашла замена вратаря на четвёртого полевого, когда её начал активно применять ЦСКА. В тренерском штабе армейцев как раз находился Корешков, который возродил свои же идеи.

Найджел Доус / фото: ak-bars.ru

После одна за другой команды КХЛ начали применять эту тактику. Не остался в стороне «Ак Барс», который тогда тренировал Олег Знарок. В первых 13 матчах чемпионата казанцы пять раз играли в овертайме: в трёх из них клуб выиграет, ещё в двух проиграет. Дважды «Ак Барс» не применял тактику с искусственно созданным большинством, трижды пробовал. Результаты сменяли друг друга: казанцы могли как забить вчетвером, так и пропустить в пустые ворота. 

Сложнее всего было определиться с моментом, когда нужно снимать вратаря. Команда пробовала это делать как после пересечения чужой синей линии, так и при входе в зону. «Летом мы тоже пропустили в пустые ворота, сняв вратаря, когда шайба была в средней зоне. Тогда я первый раз снимал вратаря в овертайме, до этого момента не пользовался таким приёмом. Сейчас всё было правильно, нужно снимать вратаря после выигранного вбрасывания и начала атаки», – отмечал Знарок. 

Схожее мнение имел бывший тренер «Ак Барса» Павел Зубов. «При игре три на три тяжело расставиться в чужой зоне, поэтому вратаря, думаю, нужно снимать при входе в зону. Втроём перекрыть всю синюю линию довольно тяжело», – говорил он в интервью нашему изданию. 

Зинэтула Билялетдинов / фото: Сергей Елагин, «БИЗНЕС Online»

На замену Знарку в клуб пришёл Зинэтула Билялетдинов. Консервативный специалист не хотел рисковать и решил играть в привычном формате «три на три». «Раньше «Ак Барс» менял вратаря в овертайме? Я это не использую. Буду ли это делать? Не знаю», – коротко ответил Билялетдинов. 

Будет ли что-то подобное использовать новый главный тренер «Ак Барса» Анвар Гатиятулин, сложный вопрос. Однако после изменений в правилах шансы увидеть четырёх игроков «Ак Барс» в овертайме куда ниже. 

Тимур Хуснутдинов