Владимир Крикунов: «Третий приход в «Ак Барс» вряд ли состоится»

Главный тренер астанинского «Барыса» Владимир Крикунов давно и по праву считается одним из самых популярных тренеров, по мнению отечественных журналистов — этот человек всегда говорит в лицо то, что думает. В эксклюзивном интервью «БИЗНЕС Online» Крикунов рассказал о том, какой клуб у него самый любимый, как ему работалось во главе пяти различных сборных, ходит ли в Астане на хоккей президент Казахстана Нурсултан Назарбаев и готов ли он в третий раз возглавить «Ак Барс».


ОБЫЧНЫЙ МАТЧ

— Приезд с новой командой в Казань для вас событие или рядовой игровой маршрут?

— Да какое это событие. Но и не рядовой момент. Я ведь уже 10 лет отработал в Татарстане, с «Ак Барсом» и «Нефтехимиком» по два раза. Приятно сюда приезжать, везде есть хорошие знакомые, друзья, встречают в Казани и Нижнекамске приятно. Так что с удовольствием приезжаю сюда. Столько здесь отработал, пережил… Так что, встречу с «Ак Барсом» я не могу и рядовой назвать.

— За два с лишним десятилетия тренерской практики какой-то город все равно должен быть для вас любимым, какой именно?

— На первом месте Рига, я там закончил карьеру игрока, шесть с половиной лет играл. Потом Минск назову. Там девять лет провел, там немало приятных мест. В том же обществе «Динамо» в Риге, Москве и Минске провел 22 с половиной года! Эта «система» для меня особенная. И, тем не менее, Казань и Нижнекамск стоят особняком — здесь я провел отменные сезоны, отношения остались великолепные.

И как нынче работается в Астане?

— Нормально работается. Хоккей — спорт № 1 в Казахстане. В столице — Астане строится новый хоккейный дворец на 12 тысяч мест. Через год должны ввести его в строй. Рядом будет тренировочный каток, тренажерный зал. Так что в Казахстане очень серьезно относятся к хоккею — в чемпионате страны играют 10 команд. В следующем сезоне еще две добавятся. В высшей российской лиге (ВХЛ) играют команды из Усть-Каменогорска («Казцинк-Торпедо») и Караганды («Сарыарка»), причем вторая команда с прошлого года возглавляет турнирную таблицу. И есть наш «Барыс». Так что целая пирамида выстроена. Правда, хватает легионеров. Поэтому сейчас в Казахстане начинают сокращать количество иностранцев, дабы заполнить освободившиеся места доморощенными воспитанниками. Своих-то пока мало, вот и обязали все клубы открывать свои школы. Думаю, что в Казахстане хорошие перспективы для хоккея.

НАЗАРБАЕВА НА ИГРАХ «БАРЫСА» НЕ ВИДЕЛ


Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев ходит на домашние матчи «Барыса»?

— При мне не был. Но рассказывают, что президент страны посещал игры «Барыса», ведь он сам на досуге, как Рустам Минниханов, играет в хоккей. А реально отвечает за хоккей в Казахстане Аскар Мамин — президент «Казахских железных дорог», точнее АО «КТЖ — Казахстан Темир Жолы». он «болен» хоккеем, влюблен в наш вид спорта, является президентом федерации хоккея страны. Он много сделал и делает для хоккея.

В конце 2011 года после вашего обстоятельного интервью, руководство «Ак Барса» настоятельно рекомендовало вам сократить общение с прессой до минимума. Так сорвалась уже оговоренная интернет-конференция в «БИЗНЕС Оnline». В Астане у вас нет таких ограничений на общение с журналистами?

— Мы же базируемся в столичном городе, поэтому грех жаловаться на отсутствие внимания со стороны прессы. Да и сам город очень красив, нет такого другого на территории СНГ. Бывший Целиноград стал неузнаваемым, а что касается отношения со СМИ, то запретов никаких нет.

— Вы можете считаться рекордсменом в своем цехе, возглавляли сборные России, Белоруссии, Словении, Казахстана, работали в сборной Латвии консультантом Олега Знарка. В сборных проще работать — сроки-то небольшие, задача предельно ясная?

— Не соглашусь. Напротив, сложнее. Например, сейчас в сборной Казахстана я собрал практически всех сильнейших игроков у себя в «Барысе».


СТАТИСТИКА В ПРОШЛОМ…


— Бывший главный тренер «Ак Барса» Крикунов должен помнить, что «Барыс» является «клиентом» казанцев. В Кубке Гагарина, в сезонах с 2008-го по 2011-й, три года подряд «родственные» команды играли в одни ворота, счет в сериях «Ак Барс» — «Барыс» 10−0. Лишь в регулярных чемпионатах КХЛ астанинцы дважды (теперь трижды) и только в Казани (в Астане хозяева не взяли у гостей ни одного очка!) побеждали «Ак Барс» в 22 матчах. Не напрягает вас такая статистика?

— Нет, меня не трогают эти цифры. Но в Казани по приезду все знакомые эту тему сразу вспоминали. Мол, приехали наши «клиенты». Что было, то было, сейчас и у нас, и у вас другие команды.

— Но у вас чудная команда, бесшабашная, забито 160, пропущено 149 шайб. Больше забили в КХЛ лишь «Магнитка» и СКА, а пропустили больше только аутсайдеры Востока — «Югра», «Амур», «Кузня» и «Автомобилист». 25 побед при 23 поражениях. Играете по принципу «или пан или пропал»?

— У нас очень хорошее нападение, поэтому результативность приличная. А последние крупные поражения и соответственно масса пропущенных шайб, объясняются просто: у нас получили травму основные вратари Теему Лассила и Виталий Еремеев, поэтому играет сейчас 21-летний Павел Полуэктов. В запасе только 19-летний Владимир Крамарь из второй команды. Всё, других у нас нет, вот и пропускаем от души, оборона у нас просто лихая.

Поговорка, Бог троицу любит, может быть применима к тренеру Крикунову и «Ак Барсу»?

— Это вряд ли. Не думаю, что в третий раз смогу побывать на тренерском посту «Ак Барса», как и «Нефтехимика», да и в «Динамо», наверное.

Контракт с «Барысом» у вас на один сезон?

— Да. Я изначально так планировал. У нас три задачи: попасть в плей-офф КХЛ, отобраться со сборной Казахстана на Олимпиаду в Сочи и успешно выступить на чемпионате мира 2013 года. То есть, выйти из группы В в группу А. Тяжело будет. Пока не знаю, будет ли желание после сезона продолжить работу в Астане. Поживем — увидим, вместе с моим верным помощником во всех командах Иваном Кривоносовым. Без него я никуда…

— Тренер Крикунов меняется как специалист, как человек? Довелось видеть сильное преображение вашего предшественника на посту наставника «Ак Барса» Юрия Моисеева?

— Наверное, да. Если бы не менялся, не прогрессировал, не работал бы в КХЛ. Таких аборигенов как я и Валерий Белоусов (наставник челябинского «Трактора», — авт.) больше нет. Меняться приходится — хоккей меняется, лига меняется, жизнь меняется, что делать. Думаешь, анализируешь, как делать, куда идти, что делать, но, как говорил с журналистами предельно откровенно, так и говорю. Это — мой принцип. Он неизменен.

Сергей Гаврилов