Нынешний сезон в НХЛ из-за локаута за океаном укороченный, поэтому график матчей в лиге просто бешеный. В таком ритме живет и форвард «Эдмонтон Ойлерз» Наиль Якупов. Однако в один из первых своих выходных воспитанник нижнекамского «Нефтехимика» нашел время побеседовать с корреспондентом «БИЗНЕС Online». В интервью нашему изданию он рассказал, как кого в команде он зовет «Абый», что ему не нравится в канадской кухне и вошел ли он полностью в ритм сильнейшей лиги мира.
ОСВОИЛСЯ, ЧУВСТВУЮ СЕБЯ НОРМАЛЬНО
— После восьми матчей в составе «нефтяников» можешь ли сказать, что освоился в новой для себя лиге?
— Могу. Да, освоился, чувствую себя нормально. Тем более увереннее почувствовал себя после приезда в Канаду мамы и сестренки. Поспокойнее стало. А если серьезно, то к третьей — четвертой игре понял, что все нормально. Нащупал взаимопонимание с партнерами, стали спокойно взаимодействовать…
— А твоя первая шайба — это всегда событие в НХЛ и ее обязательно вручают автору — где хранится, в банковском сейфе, дома на полке?
— Пока лежит у меня в комнате, а летом обязательно отвезу ее домой в Нижнекамск. На шайбе написано, где, когда, кому и во сколько я ее забил (дело было 22 января в Сан-Хосе, где хозяйский «Сан-Хосе Шаркс» обыграл «Эдмонтон Ойлерз» со счетом 6:3, вторая игра Наиля в НХЛ, — авт.)!
— Значит, доволен своим дебютом в НХЛ: 8 игр, 5 голов плюс одна передача?
— В первую очередь, я доволен командой, задрафтовавшей меня. Многие говорят, что даже по сравнению с прошлым сезоном, нынешний «Эдмонтон» смотрится заметно сильнее. Не хочу сглазить, но мы играем в хороший хоккей. Выполняем грамотные тренерские установки. Многое получается: 8 игр, 5 побед (1 в овертайме), 3 поражения, разница шайб 20−21 (то есть, на счету Якупова ровно четверть всех голов «Эдмонтона», — авт.).
НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС — СЛОЖНАЯ ИГРА
— Весь хоккейный мир отметил, как ловко ты забил с лета дважды подряд в ворота «Лос-Анжелес Кингз» и «Колорадо Эвеланш». Прямо, как заправский теннисист. Наставник команды Ральф Крюгер, сказал, что у тебя врожденное чутье на такие отскоки. Ты как сам считаешь, не случайно же у тебя так здорово получилось?
— Так я каждый день играю в настольный теннис! Сложная игра, доложу вам. Да, бывают в хоккее случайности, но очень редко. Не думаю, что в НХЛ будет много подобных случайностей. Везёт тому, кто везёт. Тому, кто старается, кто хочет чего-то добиться. Будешь халатно относиться к своей работе, то вряд ли чего-нибудь достигнешь.
— В игре освоился, а в городе, ведь миллионный Эдмонтон не чета Нижнекамску, где жителей в четыре раза меньше?
— По меркам НХЛ Эдмонтон считается одним из самых небольших городов лиги. Для меня, разумеется, город оказался большим — в центре немало внушительных небоскребов, трафик серьезный, особенно по вечерам, поэтому пробки на дорогах не редкость.
— Хоккей в НХЛ сильно отличается от того хоккея, в который ты играл дома в КХЛ за «Нефтехимик» в ходе локаута?
— Сильно, даже очень сильно отличается. Прежде всего, в плане организации, да во всем, что происходит вокруг хоккея. А какая атмосфера в нашей раздевалке, все вокруг аккуратно разложено, развешено. Целая кухня там есть, с едой-питанием все на высшем уровне, в холодильниках разнообразные напитки. Доктора, массажисты, точильщики — все специалисты высочайшего уровня. Хоккей же в НХЛ отличается быстротой, включая скорость принятия решений, да и хоккеисты здесь намного сильнее физически, бьют сильнее. Мне пока не попадало, надо всегда играть с поднятой головой и вовремя уходить от силовых приемов. Но если опустишь голову и будешь искать шайбу на льду, то тебе тут же «башку открутят».
— Под тяжелые руки тафгаев не попадал?
— Нет, конечно, в НХЛ каждый игрок занимается своим делом. И в нашей команде есть, кому подраться, защитить наших игроков, ведь хоккей очень эмоциональная и контактная игра. Так что любой игрок в НХЛ прекрасно знает, куда можно лезть, а куда не рекомендуется. Заденут нашего, в следующей смене наш тафгай обязательно должок вернет. Такие ребята и в раздевалке без маек заметно выделяются своим физическими данными, работа у них такая. Тай Доми в свои полтора метра от земли мог одним ударом свалить двухметрового.
ХАБИБУЛИН ПЕРВЫМ МЕНЯ ПОДВЁЗ НА ТРЕНИРОВКУ
— Николай Хабибуллин на правах старшего товарища — он родился, когда тебя еще на свете не было — 13 января 1973 года (Наиль родился 6 октября 1993 г.), не шефствует над тобой в команде?
— Да нет, Николай мне как абый. Он очень хороший дядька. Да и в целом коллектив у нас отличный — слава Богу, где бы я ни играл, вокруг меня всегда были хорошие и добрые люди! Хоть в МХЛ, хоть в КХЛ, хоть здесь в НХЛ. Да, есть ветераны, есть и молодежь, у всех со всеми ровные, уважительные отношения. Нет ни королей, ни царей, только капитан (нападающий Шон Хоркофф, — авт.) и его ассистенты. Ну, а Хабибуллин был первым в команде, кто подвез меня на тренировку, так что я с ним приехал в наш дворец. Хотя от моей квартиры до дворца не так далеко, минут 15 на машине.
— А тренируетесь вы на главной арене «Рексолл Плэйз» или запасной?
— У нашего клуба много арен, поэтому тренируемся в разных местах. Примечательно, что болельщики приходят на все наши тренировки, никто им этого не запрещает, никаких запретов нет, не было и не будет никогда, берут автографы. Иначе в Канаде не бывает — это родина хоккея. Здесь не просто любят хоккей, а боготворят его.
— Свободных мест на домашних матчах «Эдмонтона» не видел?
— Нет, ни одного не видел. Всегда полные трибуны (официальная вместимость домашней арены «нефтяников» 16.839 человек, стоимость билетов от 60 до 300 канадских долларов, 1 канадский доллар по курсу на 4 февраля равен 30,6 рублей, — авт.). А это 100 процентов хорошее настроение команды, непередаваемая атмосфера. Очень приятно играть.
— Манера работы главного тренера «Эдмонтона» Ральфа Крюгера, который долго возглавлял сборную Швейцарии, подняв ее до уровня сильнейших сборных Старого Света, сильно отличается от рабочей методики российских специалистов?
— Безусловно, отличается — подготовкой, системой, самим тренировочным процессом. Крюгер как игрок, он одинаково много, часто и активно разговаривает со всеми ребятами, в любой момент можно подойти и пообщаться с ним. Никаких запретов на общение с главным тренером нет, и мне это сильно нравится. Команда должна быть командой, везде и во всем. Да и система игры «Эдмонтона» заметно отличается от других команд НХЛ. Тут даже климат свою роль играет. У «Колорадо Эвеланш», «Сан-Хосе Шаркс», «Финикс Койотс», базирующихся в южных штатах США жизнь другая — тепло на улице, хоккей другой, публики на трибунах негусто, бывало, по полстадиона наших болельщиков из Эдмонтона занимало! Есть команды, против которых тяжело играть, как тот же «Сан-Хосе», мощно стартовавший в этом сезоне — 7 побед в 8 матчах. В каждой команде есть звезды, приличные мастера.
ВСЕГДА И ТОЛЬКО ВПЕРЁД
— Да, со времен великого Уэйна Гретцки «нефтяники» традиционно практикуют остроатакующий хоккей, и сейчас так же?
— Всегда и только вперед — это главный девиз нашей команды. Никакого позиционного хоккея, как у некоторых команд, предпочитающих закрытый хоккей, совсем другие системы. А так большинство клубов НХЛ предпочитает именно агрессивный, атакующий хоккей. Перед каждым матчем Крюгер на теоретическом занятии подробно разбирает характерные особенности игры наших ближайших соперников. Кстати, такие занятия проходят очень быстро, ясно и компактно, не час и не два, а главное с пользой для дела.
— Со своим другом Алексом Гальченюком — потомственным динамовским форвардом, но гражданином США, которого на прошлом драфте выбрал знаменитый «Монреаль Канадиенс» связь поддерживаешь?
— Да, регулярно созваниваемся, он попал в клуб со столетней историей («Эдмонтон» был основан в 1972 году, как «Альберта Ойлерз», по названию провинции, — авт.). Хотя и у нас великой клуб — в активе «нефтяников» пять Кубков Стэнли, а сколько у «Монреаля»?
— Двадцать четыре, больше всех, но последний раз «канадцы» брали главный трофей НХЛ еще до твоего рождения, в 1993 году, а «нефтяники» — в 1990-м.
— Так и Алексу все в «Монреале» нравится. Ни одного плохого слова от него не слышал, играть в таком городе любому хоккеисту очень приятно.
ГАЗЕТ НЕ ЧИТАЮ
— Тебе не говорили про едкие комментарии в твой адрес одного из самых знаменитых канадских телеобозревателей Дона Черри (этот 69-летний телевизионщик ведет программу «Хоккейный вечер в Канаде», некогда играл в хоккей на позиции защитника, числился в «Ванкувер Канэкс» и «Бостон Брюинз», но в НХЛ сыграл всего… один матч, отличается крикливой одеждой и злым языком, — авт.). Особенно он возмутился после твоего празднования гола в ворота «Лос-Анжелеса»? Мол, обидел лучшего голкипера Кубка Стэнли 2012, обладателя этого кубка Джонатана Куика?
— Я никогда не обращаю внимания на комментарии своей игры, не читаю газет и соответствующих высказываний в интернете. Хотя мне действительно рассказали ребята, как Дон Черри отреагировал на мою радость после гола «Лос-Анжелесу». Так я ничего плохого, а тем более оскорбительного по отношению к Куику не позволил, рванул в центр площадки, прокатился на коленях и все! Это были мои эмоции, я радовался своему голу — мы проигрывали, и я сравнял счет за 5 секунд до конца третьего периода, и в овертайме «Эдмонтон» победил 2:1. Забить гол обладателю Кубка Стэнли на его площадке, вратарю, признанному самым ценным игроком минувшего розыгрыша Кубка Стэнли — трудно совладать со своими эмоциями в такой момент. Я всегда показываю свои эмоции на площадке, но никогда не делал это против команды соперника. Мы же играем для болельщиков, которые приходят смотреть хоккей, в том числе и празднование голов. Поэтому от своих слов я не отказываюсь.
— Но с обычными журналистами у тебя в НХЛ пока проблем не было?
— Нет, я свободно владею английским, не раз давал интервью после матчей, в том числе и для телевидения. Поэтому и в общении с тренерами и партнерами никаких проблем нет — все понимаю. Есть у нас в команде и два франкоязычных — тренер вратарей и центральный нападающий Эрик Беланже, но главный язык в НХЛ именно английский.
ХОПКИНС — ХОРОШИЙ ПАЦАН!
— Есть у вас еще один франкофон — лучший на сегодня бомбардир «Эдмонтона» Сэм Ганье: 3 гола плюс 6 передач. А он чем выделяется на льду?
— Симон — очень опытный игрок, одинаково хорошо играющий и в нападении, и в обороне. Классно обращается с шайбой, в большинстве всегда ищет партнеров, поэтому у него передач в два раза больше, чем голов.
— Давно хотел спросить еще про одного твоего одноклубника, еще одного форварда. Райан Ньюджент-Хопкинс твой ровесник, но весь прошлый сезон уже отыграл в «Эдмонтоне», быстро став одним из ключевых игроков команды. Так вот сразу после драфта 2012 года он сказал, что ему будет любопытно посмотреть на новичка «нефтяников» Якупова. Насмотрелся он на тебя?
— Мы с ним стали общаться в первый же день тренировочного лагеря. Продолжаем хорошо общаться и сейчас, как и со всеми другим ребятами. Хопкинс — хороший пацан, с красными щечками, очень спокойный и добродушный. Словом, классный парень, с которым интересно тесно пообщаться. Буквально за час до нашего разговора мы с Райаном играли в настольный теннис. Все у нас с ним хорошо, хороший он парень…
КАНАДЦЫ В СУПАХ НЕ РАЗБИРАЮТСЯ
— До приезда две недели назад мамы и сестры, проблемы в быту в Эдмонтоне были?
— Никаких. Да, питался в ресторанах, с ребятами ходили. Но теперь не хожу. Надоело однообразное питание в общепите. Хочется домашнего супчика, я тут ни одного нормального супа не съел, зато теперь мама меня домашним балует. Приготовит все, что захочу, еще как вкусно, никакого сравнения с рестораном!
— А с эдмонтоновскими дорогами мама уже освоилась? Твой папа говорил, что были проблемы с навигатором…
— Мама у меня — мастер вождения! Как будто всю жизнь провела в Эдмонтоне. Очень уверенно ездит по городу, а про навигатор мама сказала, что он ей не нужен, прекрасно ориентируется! Уже на второй день своего пребывания мама выучила дорогу от дома до дворца.
— Главная работа мамы — кормить, поить, возить сына. А сестра Алина чем занимается в Канаде?
— Ждет оформления соответствующих документов, чтобы поступить в местную школу. Алина уже жила вместе со мной в Сарнии, где я играл в молодежной лиге, так что с английским у нее тоже никаких проблем нет. Скоро и папа из Нижнекамска приедет, тогда вся наша семья будет в сборе, в Эдмонтоне.
— Твой агент, Игорь Ларионов часто выходит с тобой на связь?
— Ежедневно. Это по телефону, но и на играх видимся, он старается не пропускать матчей «Эдмонтона». После игр он мне говорит, как именно я сыграл, что и как сделал, как надо было сыграть и почему. Все нормально, Ларионов нам постоянно помогает. Хорошо и замечательно иметь такого человека как ПРОФЕССОР…
— Значит, пока всем доволен?
— Да, грех жаловаться.