Рамзан Кадыров устроил вселенский скандал во время игры с «Рубином»

Сегодня вся Россия (не только любители футбола) обсуждают вчерашний матч в Грозном между «Тереком» и «Рубином». На 87-й минуте игры, после того, как судья удалил игрока хозяев, по громкой связи стадиона прозвучало: «Судья продажная! Козел ты!» Матч транслировался в прямом эфире. Судя по всему, голос принадлежал главе Чечни Рамзану Кадырову…

РАМЗАН КАДЫРОВ: «ИЗВИНЯЮСЬ ПЕРЕД ВСЕМ ФУТБОЛЬНЫМ МИРОМ ЗА ТО, ЧТО СКАЗАЛ СГОРЯЧА. НО…»


Громким скандалом закончилась вчера в Грозном встреча между местным «Тереком» и казанским «Рубином». Матч завершился вничью 0:0. За четыре минуты до конца основного времени «Терек» остался в меньшинстве. Капитан хозяев защитник Ризван Уциев сбил атакующего полузащитника казанцев Гёкдениза Карадениза, за что главный судья матча Михаил Вилков показал ему желтую карточку, которая оказалась второй, вследствие чего Уциев (кстати, воспитанник челнинского ФК «КАМАЗ») вынужден был покинуть поле.

После этого инцидента с трибуны раздался усиленный мегафоном возглас: «Судья — продажная… Козел ты!»

Диктор Василий Уткин, комментировавший матч в прямом эфире, даже на мгновение потерял дал речи, несколько раз повторив через паузу: «Ничего себе!».

Масла в огонь подлил глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров, который после игры также выразил возмущение действиями арбитра.

«Игра была просто ужасной из-за предвзятости судьи, — написал Кадыров на своей странице в Instagram. — Беспричинная вторая желтая Уциеву, неназначенный пенальти — он сделал все, чтобы изменить ход игры. Я буду добиваться тщательного расследования действий арбитра. Извиняюсь перед всем футбольным миром за то, что сказал сгоряча. Но не перед арбитром: он заслужил имя „продажный“. Это уже не первый случай. Пусть знает, что грозненский „Терек“ — за честный, а не продажный футбол!».

В прессе между тем одни пишут, что скандальное заявление принадлежит самому Кадырову, другие приводят объяснение пресс-атташе «Терека», который сообщил, что на судью крикнул один из сотрудников стадиона.

«На нашем стадионе диктор, инженеры, люди, которые отвечают за табло и все остальное, находятся в одной комнате, — сказал он Sports.ru. — Когда удалили Уциева, один парень — инженер по связи — крикнул на судью. Микрофон же далеко стоял, он думал, этого не слышно будет. Сами понимаете, эмоции, игрока удаляют, вот он с досады и закричал».

Пока никаких конкретных заявлений от официальных лиц по поводу данного инцидента не поступило. В казанском клубе газете «БИЗНЕС Online» также не стали комментировать скандал.

«Комментарий один: мы ждем документов от официальных лиц матча, потом будем изучать и принимать решения, а вообще это прерогатива РФС и его юрисдикционных органов. Понятно, что эмоции захлестывают, сейчас интересный, напряженный футбол, и все хотят выиграть», — заявил «БИЗНЕС Online» исполнительный директор РФПЛ Сергей Чебан.

Отметим, что стадион в Грозном в последнем матче против питерского «Зенита» был домашней ареной для «Рубина». Тогда официальные лица — с татарстанской и чеченской стороны — достаточно тепло высказались в адрес друг друга. Кадыров показал Минниханову Грозный, вместе смотрели футбол, президент РТ после этого даже завел блок в Instagram, поклонником которого является глава Чечни. Тот в свою очередь назвал Минниханова братом.




МАТЧИ В ГРОЗНОМ — НЕБЕЗОПАСНЫ?


Неподдельное удивление и даже шок Уткина, который комментировал этот матч в прямом телеэфире, понять можно: подобного в российском футболе еще не было. Да, бывают случаи, когда дикторы арен по громкой связи призывают болельщиков поддержать хозяев, но чтобы оскорбить судью — такое впервые.

Произойти подобное могло по двум причинам.

Первая: у микрофона оказался человек с нарушенной психикой — и не важно, диктор это или посторонний. В этом случае можно говорить о том, что организаторы матча не сумели обеспечить безопасное проведение мероприятия, потому что если псих может попасть в комнату диктора, то нельзя исключать, что он так же проникнет и в судейскую. А следовательно — под угрозой безопасность судей.

Вторая возможная причина: произносившего реплику в адрес арбитра даже не пытались сдержать. Вот это уже гораздо серьезнее, это — показатель того, что официальные лица, ответственные за организацию и проведение матча, ни во что не ставят ни регламент РФПЛ, ни делегата матча от премьер-лиги. То, что президент Чечни в одной из соцсетей уже заявил, что слова, сказанные в микрофон, принадлежат ему, позволяет предположить, что именно так и было: говорившего никто не пытался сдерживать.

Произвол в отношении официальных лиц и участников матча известен: достаточно вспомнить «наезд» на арбитра Александра Гвардиса в судейской грознеского стадиона (человек с депутатским значком, угрожавший арбитру, так и остался неидентифицированным), избиение игрока «Краснодара» Спартака Гогниева во время матча дублирующих составов «Терека» и «Краснодара», стычку вице-президента «Терека» Хайдара Алханова с Курбаном Бердыевым во время матча «Терек» — «Рубин» в прошлом году. При желании подобные случаи можно вспомнить еще.

Контрольно-дисциплинарный комитет, которому предстоит принимать решение по этому инциденту, пока ждет все документы. И можно предположить, что решение КДК будет даваться очень тяжело, поскольку вопрос этот не только спортивный, если вспомнить, в столице какой республики произошел этот случай. И это решение должно быть адекватным настолько, чтобы случай в Грозном не создал прецедент.

Ну, а «Тереку» не стоит забывать, что выходка диктора — независимо от того, как его фамилия — может аукнуться клубу и его болельщикам тем, что УЕФА сочтет небезопасным играть матчи еврокубков в Грозном.

«ТАКОЕ ПРОИСХОДИТ ВПЕРВЫЕ НЕ ТОЛЬКО В РОССИЙСКОМ ФУТБОЛЕ…»

Эксперты газеты «БИЗНЕС Online» высказали свое мнение относительно скандального инцидента.

Юрий Шеин — депутат горсовета Набережных Челнов, владелец ФК «КАМАЗ»:

— В принципе, я считаю, поступил Рамзан Кадыров неправильно. Можно же было, в конце концов, подать протест. Хотя они у нас, в России, очень плохо рассматриваются. В Италии, к примеру, если судья, скажем так, подыгрывает в чью-то сторону, проводится очень жесткое тщательное расследование. Вплоть до тюремного срока и перевода команд в другие лиги. У нас же в России такого нет, только недавно в Госдуму поступил законопроект, который предусматривает за коррупцию футбольных судей штраф в 150 — 300 тысяч рублей. Это слабые меры, потому что в нашем футболе коррупция есть, и все об этом прекрасно знают.

На мой взгляд, если судья действительно «подсвистывал» в нужную сторону, этим должны заниматься следственные органы. То есть, с одной стороны Кадыров, конечно, погорячился, если это, действительно, был он. С другой, дело должны рассматривать специалисты, которые должны проанализировать футбольный матч и высказать свое мнение.

Марат Хайруллин — зампредседателя комитета Госсовета Р Т по экономике, инвестициям и предпринимательству, фракция «Единая Россия»:

— Не понимаю, причем здесь Татарстан? Судью же назначали на матч не в Татарстане. Футбол есть футбол, и политики и простые граждане во время просмотра матча, тем более, на стадионе, становятся друг на друга похожими. Выкрик Кадырова, скорее, эмоция, чувства. Он ни в коем случае не обвинял Татарстан, Минниханова, а обвинял все-таки судью. Все-таки клуб сам по себе, а республика сама по себе. И не надо путать футбол с политикой, футбольный клуб с Татарстаном в целом. Чисто по-человечески эмоции Кадырова были вполне понятны, другие болельщики вообще, как известно, «стулья ломают», устраивают драку, выбегают на поле. Конечно, с учетом того, что Кадыров политик, да еще глава Чечни — это было с его стороны некрасиво и неэтично как для руководителя. Судья же может подать на главу Чечни в суд за то, что он обвинил его в продажности. Но если сам Кадыров хочет законным образом разобраться в том, как судили матч, я ничего плохого в этом не вижу. Просто слишком придавать какое-то политическое значение футбольному событию я бы не стал. И не стал бы переносить этот скандал на какой-то конфликт между Чечней и Татарстаном, между Кадыровым и Миннихановым. Тем более, мы все с вами знаем нынешнюю ситуацию в российском футболе, знаем, что бывают и договорные матчи… Хочет глава Чечни разобраться? Его право.

Виктор Панченко — лицензированный футбольный агент:

— Такое происходит впервые не только в российском, но и в международном футболе. Все детали инцидента еще предстоит узнать, но если посторонний человек вбежал в будку диктора, это и вовсе нонсенс.

Радик Ахмадуллин — делегат РФПЛ:

— Случаи, когда по громкой связи стадиона идет поддержка команды хозяев в моей практике были, особенно этим грешат Махачкала и Грозный. Но чтобы вот так выразить субъективную оценку действиям судьи и оскорбить его — такое происходит впервые. Делегат подобные инциденты фиксирует в рапорте о проведении, а решение о том, как трактовать эти инциденты и какие санкции и к кому применять, принимает контрольно-дисциплинарный комитет РФС. Что-то еще комментировать не в моей компетенции.

Нияз Акбаров — генеральный директор Казанской академии футбола, бывший директор интерната ФК «Рубин»:

— В своей профессиональной карьере не припомню, чтобы диктор на весь стадион что-то нелицеприятное сказал про судью. Конечно, это нонсенс, и провинившийся, кто бы им ни был, должен понести наказание. Не знаю, какие санкции последуют со стороны РФС, но законы должны быть одни для всех. Все нарушения должны расцениваться в едином правовом поле.

Сергей Харламов — бывший капитан ФК «Рубин»:

— Знаете, я так скажу: ни один здравомыслящий судья, кто хочет жить или выжить в Грозном, или просто находясь в столице Чечни, не будет за деньги преследовать чьи-то интересы! То есть, я понимаю, что, может быть, Грозный — самый спокойный город на Земле, но есть же чисто человеческое чувство страха, боязнь. И судьи всегда едут туда судить матчи с «Тереком» под определенным психологическим прессингом! Мне вообще судей искренне жаль: они не могут удовлетворить позицию всех, а ведь ни один судья как человек от ошибок не застрахован.

Я думаю, ничего политического все-таки в заявлении Кадырова, если это был он, в мегафон не было. Он не обвинил тем самым «Рубин» или Татарстан в каком-то подкупе судьи. Это было чистой воды футбольная эмоциональность. Тем спорт и интересен, и непрогнозируем — что мы, например, знаем, выходя на поле, что за удар по голени можем получить красную карточку; и, тем не менее уже во время игры, забывая обо всем, бьем по голени! И на трибуне люди гораздо эмоциональнее футболистов. А от некорректных высказываний не застрахован никто. Есть такая поговорка: если чего боишься — не говори, если уже сказал — не бойся. Есть ответственность за свои слова. И если я что-то сказал некорректное, затем осознал, что не прав, и признал публично свою ошибку — это нормально. Сегодня СМИ любое высказывание публичных лиц, в том числе на футбольных мачтах, воспринимают как событие, и не то, что каждое слово, каждый взгляд может быть истолкован произвольным образом. Твои слова СМИ будут трактовать так, как ты даже изначально и не думал, и не говорил. Поэтому я уверен, со стороны Кадырова был чисто эмоциональный порыв, это нормальное эмоциональное состояние во время футбольного матча. И я могу только уважать тех, кто смог извиниться за свои слова после того, как эмоции схлынули.

Яков Брегман — делегат РФС, бывший генеральный директор ФК «КАМАЗ»:

— Чрезвычайная ситуация. Пытаюсь вспомнить, были ли у нас прецеденты в России. Наверно, не было. Даже не знаю, как реагировать, и вряд ли что-то подобное прописано в регламенте. Поэтому не знаю, как РФС будет разбирать этот инцидент. Диктор является официальным участником матча, поэтому и санкции должны быть соответствующие. Конечно, обидно, что косвенным виновником всей этой ситуации невольно стал Ризван Уциев — воспитанник нашего челнинского «КАМАЗа». Мы все знаем его, как человека порядочного. Он всегда отличался целеустремленностью. Не обладая какими-то сверхъестественными физическими данными, он сделал себя сам на духе, за счет морально-волевых качеств. Добился многого, стал капитаном «Терека». Наша школа гордится им.

Тимур Беляков — диктор футбольного клуба «Рубин»:

— У нас на стадионе у трех людей есть микрофон — у диктора, ведущего развлекательной программы и полицейского. Так что сразу заявлять, что эти слова сказал именно диктор, нельзя. Помню, у нас в 2006 году, когда «Ак Барс» стал чемпионом, а параллельно шел футбольный матч, так вот о том, что хоккеисты выиграли золотые медали, объявил высокопоставленный сотрудник милиции непоставленным голосом. Вышло не очень хорошо, ведь у диктора был заготовлен текст поздравления, да и такое объявление могло вызвать неоднозначную реакцию у болельщиков.

Александр Егоров, Сергей Афанасьев, Марат Вагизов