Директор нижнекамского «Нефтехимика» Рафик Якубов считается своим и в Нижнекамске, и в Казани. Наша беседа прошла после вылета «Нефтехимика» из розыгрыша Кубка Гагарина, в котором нынешняя команда Якубова уступила прежней… Почему этот результат директор «Нефтехимика» считает логичным, кто из работающих с ним в клубе является его друзьями, почему в свое время талантливый защитник покинул родной СК им. Урицкого, и почему перешел из «Ак Барса» в «Нефтехимик» — только читателям «БИЗНЕС Оnline» расскажет Рафик Якубов.
УЖЕ 15 ЛЕТ ПРОШЛО?
— В марте же исполняется 15 лет первой победе «Ак Барса» в чемпионате страны — первому казанскому чемпионству. Будешь отмечать эту славную дату?
— Уже 15 лет прошло? Вроде бы совсем недавно отмечали 10-летний юбилей… Конечно, для меня, как и для всех ребят, ставших чемпионами России в марте 1998 года, эта дата будет особенной. Спасибо, что напомнил. Мы уж постараемся что-нибудь организовать.
— Для тебя это было уже второе чемпионство, первое состоялось в Тольятти в 1994 году, когда ты вместе с земляком Олегом Кофтуном выиграл в составе «Лады» звание чемпиона страны. Думаю, что эмоции 1994 и 1998 годов сильно различались, так?
— Конечно. Побеждать всегда и везде приятно, но когда золотые медали выигрываешь дома в компании с друзьями и земляками, это совсем другое дело, гораздо более приятное. Согласен с Сергеем Золотовым, который сказал тебе недавно, что другой такой команды, как «Ак Барс» сезона 1997/98 у него не было. У меня тоже, почти вся команда состояла из казанских ребят! Тут нет никаких вопросов, особенная у нас была команда, с большой буквы. Играли и для себя, и для команды, и для города, и для родных, друзей и близких. Оттого так сладок был вкус золота, добытого к тому на родном же льду после победы над московским «Динамо». Первая же золотая медаль у меня была немного… непонятной, другой город, другая команда, другое время. Повторюсь, дома в Казани в марте 1998 года был огромный праздник.
В «ЛАДУ» ЗАМАНИВАЛИ МАШИНАМИ
— А до «Лады» в твоем послужном списке был заштатный СКА (Свердловск) — это там ты проходил службу в Советской армии. Отчего не в куда более близком СКА (Куйбышев)?
— Да, на Урале «служил» почти полтора года. Вместе со Славой Рахиным, Айратом Мухитовым. Когда я заканчивал, на смену пришли еще казанцы — Ильнур Гизатуллин, Дмитрий Балмин. А почему Свердловск, а не Куйбышев, тут все просто, начинал я играть в СК им. Урицкого при главном тренере Геннадие Цыгурове, и когда на меня пришла директива о призыве в армию, мы играли в Свердловске с «Автомобилистом». Вот Цыгуров и договорился, чтобы я служил на его родном Урале — он сам челябинский. Даже форму разок солдатскую одел, на присягу. Два часа походил в форме и все на этом.
— Это Цыгуров же снова позвал тебя в 1992 году, уже в «Ладу»?
— Да, Геннадий Федорович и пригласил. Если откровенно, тяжелые времена тогда были в Казани — это я про хоккей. Пусть я уже был капитаном СК им. Урицкого, но поколение великих Геннадия Маслова, Сергея Столбуна, Владимира Бокарева, Валерия Шалахина, с которыми я начинал карьеру в родной команде, к тому времени уже сошло. Ну, очень туго стало с деньгами. А в Тольятти предложили в три, если не в четыре раза больше! К тому же знакомый тренер, доверивший в Казани мне место в основе. И это при том, что тогда наш Урицкий шел на 6-м месте, а «Лада» на 8-м! Бешеная была разница в зарплатах…
— Наверняка одним из сильнейших тольяттинских стимулов были и машины, кроме «Жигулей» тогда купить у нас было просто нереально?
— Конечно. Да, помимо высокой зарплаты в «Ладу» всегда завлекали и «Жигулями». Я лично получил там сначала 99-ю модель, потом за второе место дали по «шестерке», и еще по 99-й за чемпионство в 1994 году. За три года в Тольятти получил три автомобиля. По тем временам это было очень серьезно.
— В бытность капитаном, говорят, ты был крут на расправу с лентяями, вплоть до физического воздействия?
— Нет, своих никогда не бил! Только чужих! И только за дело!
— Обидно было уходить из родной команды в 1999 году?
— Разумеется, обидно. Так это было решение нового наставника «Ак Барса» Владимира Крикунова, сменившего Юрия Моисеева. С приходом Крикунова в команде начались большие перемены, появились в составе новые защитники Александр Ждан, Андрей Козырев, Николай Цулыгин. Потом уже в бытность наставником «Нефтехимика» Крикунов пожалел о своих крутых кадровых переменах в Казани. Сказал, что расставание со мной было его ошибкой… Конечно, хотелось и дальше играть в родной команде, никуда не планировал уезжать, но пришлось. Если бы мне в 1998 году сказали, что через год я окажусь в «Нефтехимике», то ни за что бы не поверил!
В «НЕФТЕХИМИКЕ» МНЕ КОМФОРТНО
— Сейчас можешь назвать Нижнекамск своим вторым домом? Уже 14-й год в «Нефтехимике» — больше, чем отыграл в Казани?
— Да, сейчас могу так сказать. 11 лет, как живу в Нижнекамске. Конечно, Казань мой родной город, там по-прежнему живут мои родители, брат, другие родственники. Недавно построил себе квартиру в казанском комплексе «XXI век» в районе нового ипподрома.
— Друзей, думаю, тебе и в Нижнекамске хватает. Помимо директора клубом, родом из Казани в «Нефтехимике» сразу три тренера: Балмин, Фарит Закиров, Айрат Кадейкин, массажист Игорь Савинов…
— Конечно, всегда приятно работать вместе с земляками, это добавляет настроения. Проще работать, к тому же с Балминым и Кадейкиным мы дружим с давних пор, как вместе играли в «Ак Барсе». Естественно, вместе веселее и надежнее — друзья не сдадут, не продадут и не подставят. В работе это очень важно.
— Не приходилось жалеть, что работаешь не в «Ак Барсе», а в «Нефтехимике»? Разные клубы, разный потенциал, разная история…
— Это провокационный вопрос… Конечно, хотел раньше работать в «Ак Барсе», были подходящие моменты, но так уж все сложилось. Поэтому не могу сказать, что жалею о своем выборе. Я всем доволен в «Нефтехимике», меня здесь все устраивает. Тем более, хоккей в Нижнекамске спорт номер один, тогда как в Казани солидных клубов в разных видах спорта хватает и без «Ак Барса». Я чувствую доверие к себе со стороны руководства ОАО «Нижникамснефтехим», которое возглавляет президент хоккейного клуба Бусыгин, со стороны города, их поддержку. Мне здесь легко, точнее, комфортно работается.
ГОТОВЛЮСЬ СЫГРАТЬ НА ЧЕМПИОНАТЕ МИРА
— Ожидал, что «Ак Барс» сможет пройти «Нефтехимик» в четырех матчах?
— Да мы об этом и не думали. Знали, что придется биться с казанцами, знали, что дадим бой, вот и постарались порадовать своих болельщиков. Хотели, не хотели, но случилось то, что случилось — уступили в серии землякам. Конечно, мы не собирались проигрывать серию 0 — 4, как и проигрывать в принципе. Все-таки дали бой фавориту. Что-то не получилось. «Нефтехимик» сыграл хорошо, в свою силу, но «Ак Барс» был сильнее. Это нужно признать.
— Я более чем уверен, что попади «Нефтехимик» не на «Ак Барс», а на любую другую команду, скажем, «Авангард», серия прошла бы совсем по другому сценарию…
— Так и было бы! В таком случае у нас были бы реальные шансы пройти в следующий этап, даже в серии с тем же «Авангардом». Омичи всегда были нашим удобным соперником, в отличие от казанцев.
— Сам-то на лед с клюшкой выходишь, вспоминаешь молодость?
— Обязательно! Пару раз в неделю непременно. Вот, собираюсь в мае на чемпионат мира среди ветеранов. Надо готовиться…
— Молодой нападающий клуба НХЛ «Эдмонтон Ойлерз» Наиль Якупов выходит на связь с родной командой?
— Нет, у него сейчас другие заботы, не до этого парню, ему надо проявить себя в новой для него лиге. Но Наиль красиво и искренне простился с «Нефтехимиком», когда после завершения локаута за океаном уезжал в Канаду. А вот с его отцом Раилем мы регулярно созваниваемся, он и рассказывает, как дела у Наиля.
Справка
Рафик Якубов. Защитник, мастер спорта. Родился 14 сентября 1966 года в Казани. СК им. Урицкого/ «Итиль"/ «Ак Барс» в 1986−87, 1988−1999 (9 сезонов: 433 матча, 31 гол+55 передач), СКА (Свердловск) 1986−87, «Лада» (Тольятти) 1992−95, «Нефтехимик» (Нижнекамск) 1999 — 2002гг. (117 матчей). Чемпион России в составе «Лады» (1993/94), «Ак Барса» (1997/98). Всего в чемпионатах МХЛ, РХЛ, суперлиги провел более 400 игр и набрал 87(26+61) очков. После завершения игровой карьеры в 2002 году стал тренером «Нефтехимика» по селекционной работе, а в сентябре 2004 года назначен директором клуба.