Сегодня стали известны подробности секретных переговоров между главным тренером ФК «Рубин» Курбаном Бердыевым и исполнительным директором ФК «КАМАЗ» Наилем Ахмедшиным. Как выяснил корреспондент «БИЗНЕС Online», «Рубин» намерен прервать медленную финансовую «эвтаназию» челнинского клуба, влив в него недостающие сейчас 10 млн. рублей. Более того, казанский клуб будет рассматривать финансирование в пятилетней перспективе. Главная цель — вывод «КАМАЗа» в Футбольную национальную лигу для продажи и «обкатки» молодых футболистов. Клуб при этом может быть переименован.
ВНЕЗАПНУЮ «ФИНАНСОВУЮ СМЕРТЬ» ЗАМЕНИЛИ МЕДЛЕННОЙ «ЭВТАНАЗИЕЙ»
Проблемы челнинского футбольного клуба начались в конце позапрошлого года, когда группа компаний «ОАО «КАМАЗ» последний раз заложила в свой годовой бюджет-2012 расходы на футбольный клуб в сумме 96 млн. рублей. Завод давно шел к тому, чтобы избавиться от непрофильного актива. Но «внезапную смерть» заменили «эвтаназией», и летом 2012 года успешный в плане спортивных результатов ФК «КАМАЗ» снялся с первенства Футбольной национальной лиги (второй по силе после Российской футбольной премьер-лиги), заявившись во Второй дивизион (третий эшелон отечественного футбола).
А 29 января 2013 года было объявлено: «КАМАЗ» впредь намерен напрямую финансировать только содержание спортивной школы и футбольной инфраструктуры, созданной в парке «Гренада», где находится стадион «КАМАЗ» и офис футбольного клуба. Клубный же бюджет впредь будет формироваться фондом, который создается городскими властями.
И вот, 20 марта, за 29 дней до возобновления первенства России, исполнительный директор ФК «КАМАЗ» Наиль Ахмедшин и лидер инициативной группы по спасению клуба, депутат горсовета Челнов Юрий Шеин встретились с главным тренером ФК «Рубин» Курбаном Бердыевым.
ВЛАДЕЛЬЦЕМ «КАМАЗа» СТАНЕТ ЕГО БЫВШИЙ КАПИТАН — ЮРИЙ ШЕИН ВЫКУПАЕТ КЛУБ У АВТОГИГАНТА ЗА 10 ТЫС. РУБЛЕЙ
Подробности встречи газете «БИЗНЕС Onlinе» сегодня рассказал Шеин. По его словам, Бердыев в ходе встречи попросил подготовить программу развития клуба. На ближайшем заседании попечительского совета ФК «Рубин» в апреле он готов поддержать челнинский клуб в ракурсе объединения с «Рубином» в целях развития футбола в Татарстане.
— Это будут взаимовыгодные отношения. Будем выстраивать программу развития на пять лет, — добавил Шеин. — До встречи с Бердыевым мы встречались с Александром Гусевым (заместитель председателя попечительского совета ФК «Рубин», председатель Федерации футбола РТ — авт.). Он тоже нас поддержал, он обеими руками за объединение.
До окончания сезона клуб будет играть под брендом «КАМАЗ». Однако, как отметил экс-капитан, если автогигант и далее откажется финансировать клуб, то вопрос названия будет открытым. Он будет вынесен на общественное обсуждение.
Кроме того, КАМАЗ фактически уже избавляется от клуба.
— 2 апреля будет подписан договор купли-продажи клуба между прежним владельцем ОАО «КАМАЗ» и нынешним ООО «Междуречье» (принадлежащее Шеину — авт.). Это временная мера, которая позволит доиграть сезон. Наша компания «Междуречье» выкупает уставной капитал, который составляет 10 тысяч рублей. Нам остается профессиональная команда, контракты с игроками, обязательства. ОАО «КАМАЗ» вывел все остальное — детскую школу, инфраструктурные объекты, которыми продолжит руководить Геннадий Макаров (генеральный директор ФК «КАМАЗ» — авт.). Все это мы будем у завода арендовать. Сейчас мы проверяем бухгалтерию, проводим аудит. У нас уже есть отдельный корреспондентский счет. Исполнительным директором клуба «КАМАЗ» будет Наиль Ахмедшин.
На попечительском совете челнинский клуб будет просить финансирование в объеме 10 млн. рублей — этих средств будет достаточно, чтобы доиграть сезон.
— Сумма вполне адекватная. Но если включать сюда ремонт зданий, уже сегодня ставить жесткие задачи по подготовке резерва для «Рубина», мотивировать футболистов какими-то премиальными, то сумма может измениться, условно — до 20 миллионов рублей в год, — пояснил Шеин. — Мы считаем каждые копейки, которые вкладываем.
Отметим, что бюджет «КАМАЗа» на март составляет 400 тыс. рублей, на апрель — 1 млн. рублей.
ДОЧЕРНИЕ КЛУБЫ: ИНТЕРЕС — В «ОБКАТКЕ» МОЛОДЕЖИ
Разговоры о республиканской футбольной инфраструктуре - или, если хотите, пирамиде - в Татарстане начались с момента прихода Бердыева в «Рубин». Идея эта с течением времени не только не умерла, но и обрела реальные очертания: сначала в Казани появился профессиональный клуб Второго дивизиона «Рубин-2», затем под крыло ФК «Рубин» перешел нижнекамский «Нефтехимик», который сейчас успешно выступает в ФНЛ. По всей видимости, и «КАМАЗу» найдется место в этой инфраструктуре.
Для чего «Рубину» нужны дочерние клубы, показывает пример «Нефтехимика». Он сейчас на 80% укомплектован футболистами «Рубина», переросшими уже молодежный состав, но не попадающими в главную команду. Переход таких игроков на правах аренды в клубы ФНЛ — распространенная в российском футболе практика: уровень игры во втором эшелоне весьма высокий, молодые спортсмены «матереют», втягиваются в мужской футбол, который заметно отличается от юношеского. Когда молодежь достигает уровня, достаточного для игры в премьер-лиге, игроков возвращают из аренды. Именно так в зимнее межсезонье «Рубин» отозвал из «Нефтехимика» Соломона Кверквелию и Игоря Портнягина. В свою очередь, при клубах-«дочках» работают футбольные школы, и у «Рубина» есть первоочередная возможность присматривать себе самых перспективных мальчишек.
Второй момент, который объясняет интерес «Рубина» к «КАМАЗу» — возможные грядущие изменения в регламенте РФПЛ. Сейчас футболисты могут перейти из одного клуба в другой только два раза в год, во время трансферных окон. Ряд ведущих клубов России, в том числе и «Рубин», уже давно вынашивают идею переписать часть регламента, регулирующую переходы, по европейскому стандарту. А именно — ввести понятия фарм-клуба и сквозной заявки.
Что это такое? Разберем на примере того же испанского чемпионата. В, А Примере — главной лиге Испании — играет «Барселона», в Сегунде — «Барселона В», еще ниже — «Барселона С». И игрок, заявленный за «Барселону С», в любой момент сезона может быть поднят в главную команду. Сквозная заявка стимулирует работу клубных футбольных школ: игроки, не проходящие в главную команду, по окончании обучения в школе остаются под присмотром селекционеров, выступая за фарм-клубы.
ОДНА СДЕЛКА ПО ПРОДАЖЕ ИГРОКА ПОКРЫВАЕТ ГОДОВЫЕ ЗАТРАТЫ НА СОДЕРЖАНИЕ «ДОЧЕРНЕГО КЛУБА»
По информации газеты «БИЗНЕС Online», нынешний годовой бюджет нижнекамского «Нефтехимика» составляет 200 млн. рублей. 70 процентов этой суммы — зарплаты. Половину денег на содержание клуба изыскивает город Нижнекамск, половину — «Рубин». За 2,5 млн евро в год казанский клуб получает возможность «обкатывать» молодежь в серьезном турнире, причем готовя игроков не только для себя, но и на продажу. Цены на молодых футболистов сегодня таковы, что даже одна-единственная сделка в году способна покрыть расходы на содержание «Нефтехимика».
Поэтому тот факт, что «Рубин» заинтересован в «КАМАЗе», говорит о том, что игра стоит свеч. Но решать дальнейшую судьбу челнинского футбольного клуба будет никак не Бердыев — вопрос этот рассмотрят на ближайшем заседании попечительского совета «Рубина», которое пройдет в апреле.
К сожалению, дозвониться до представителей ФК «Рубин» не удалось.
ВИДИМО, РУКОВОДИТЕЛИ КАМАЗА ДУМАЛИ, ЧТО САМИ ВЫЛЕЗУТ ИЗ НЕПРОСТОЙ СИТУАЦИИ
Павел Прыгунов — игрок «КАМАЗа» с 1995 по 2002 годы, капитан команды в 1998 — 2000 годах:
— Для меня, столько лет отыгравшего в «КАМАЗе», вообще обидно, что все это происходит. Для такого города, как Набережные Челны, клуб «КАМАЗ» — отдушина, лицо города. И город, и завод просто бездарно поступили по отношению к клубу. Чтобы так повернуться спиной, похоронить годами создаваемое… Я разговариваю с футбольными людьми, общаюсь и понимаю, что долгое время до этого момента никаких подвижек не было, все знали о плачевном состоянии, но никто не был заинтересован. Хотя даже в худшие годы, в 1998 — 1999 годы, когда в стране была разруха, удавалось сохранять профессиональную команду. В 1998 году вылетели из Первого дивизиона, распродали все клубное имущество. Из прежнего состава остались только я и Альберт Цараев. Однако Валерий Четверик сколотил команду из местных воспитанников. И город, и «КАМАЗ» помогли тогда. Набрали состав, что называется, «по объявлению». Продержались тот непростой период, а потом дела пошли на лад, через два года вернулись в Первую лигу.
Я полностью поддерживаю вступление клуба в пирамиду «Рубина». Для меня было удивлением, что сразу не включились в нее, а фарм-клубом стал «Нефтехимик». Видимо, руководители «КАМАЗа» думали, что сами вылезут из непростой ситуации. Но не получилось. Последним вариантом было идти к Бердыеву с поклоном. Для «Рубина» это тоже неплохой шаг — выстраивать пирамиду из своих команд. Что касается 10 миллионов рублей, то для «Рубина» это просто смешная сумма. Это даже не одна сделка с футболистом, это капля в море, соломинка утопающему.