В первом матче четвертьфинала Лиги Европы в Лондоне «Челси» подтвердил статус фаворита, без особого напряга победив «Рубин» со счетом 3:1. Говорить о том, что игра была «в одну калитку» было бы преувеличением, но то, что соперник «Рубина» выше классом, было видно и без анализа технико-тактических действий. Обозреватель и эксперты «БИЗНЕС Online» — о том, в каких конкретных компонентах выражалось превосходство «Челси» в классе и что нужно изменить в своей игре «Рубину», чтобы 11 апреля получить шанс на выход в полуфинал.
БЕНИТЕС ВЫБРАЛ ВЕРНОЕ СРЕДСТВО
На 16-й минуте матча центральный защитник «Челси» Давид Луис, сместившись на правый фланг, длинной верховой передачей от центральной линии поля к штрафной площади Сергея Рыжикова моментально решил проблему преодоления насыщенной обороны «Рубина», и Фернандо Торресу, легко ушедшему от опеки не самого быстрого центрального защитника «Рубина» Романа Шаронова оставалось только принять мяч и точно пробить по воротам, что нападающий «Челси» и сделал. Торрес, выигравший позицию у Шаронова, принял мяч и с близкого расстояния точно пробил в ворота Рыжикова — 1:0.
Вот так внешне очень легко «Челси» открыл счет во вчерашнем матче. Средство, выбранное главным тренером английского клуба Рафаэлем Бенитесом для преодоления насыщенной, но не слишком быстрой обороны «Рубина», сработало на все сто процентов с четвертой попытки. Предыдущие три похожих паса также доходили до адресата (дважды игроки задней линии «Челси» направляли мяч Торресу, один раз Рамиресу), но защитникам «Рубина» удавалось отвести угрозу. И ведь эти длинные передачи позволили «Челси» не только забить гол. Такие пасы здорово сэкономили силы футболистов и в то же время ускорили игру: мяч летит гораздо быстрее, чем бежит человек. Любопытно, что и казанская команда пыталась действовать подобным образом, причем едва ли не с первой минуты матча, но попытки Кристиана Ансалди и Романа Еременко найти длинным пасом Владимира Дядюна были неудачными: передачам не хватало точности.
КАЗАНЬ «ПЕРЕГОРЕЛА»
Процент брака в индивидуальных действиях — один из главных показателей разницы в классе игроков встречающихся команд. И разницу эту иллюстрировали не только неточные передачи — как длинные, так и средние. Соотношение выигранных и проигранных единоборств в этом матче было также не в пользу «Рубина» — какие-то из этих единоборств, как например, волшебное освобождение Хуана Маты из-под опеки Кристиана Ансалди и Гёкдениза Карадениза, закончились для казанцев печально: так зародилась атака «Челси», приведшая ко второму голу. А эпизоды, когда игрок казанской команды обыгрывал «один в один» своего оппонента из «Челси» и вовсе можно пересчитать по пальцам одной руки.
Конечно, на действия футболистов «Рубина» наложились и более высокие скорости, к которым «Челси» уже привычен по играм в английской премьер-лиге, и волнение. То, что «Рубин» волнуется, было прекрасно видно по вратарю Рыжикову, самому яркому индикатору психологической уравновешенности команды. Нервозность голкипера передалась и полевым игрокам, и второй гол в ворота казанцев — яркая тому иллюстрация. Шаронов не смог выбить мяч из штрафной, а Бибрас Натхо почему-то оказался у угла вратарской, а не рядом с Мозесом, который забивал из той зоны, где должен находиться опорный полузащитник обороняющихся. То, то команда психологически «перегорела» еще до игры, признал после матча и главный тренер «Рубина» Курбан Бердыев.
22 СЕКУНДЫ, КОТОРЫЕ ПОНИЗИЛИ ШАНСЫ «РУБИНА»
Лишь после второго пропущенного гола «Рубин» успокоился, заметно уменьшив количество собственных ошибок, хотя говорить о том, что «Челси», поведя 2:0, сбросил обороты, не приходится. Первая же атака спокойного «Рубина» привела к голу. Точнее, эту атаку сорвал болл-бой, выбросивший второй мяч на поле в тот момент, когда у ворот «Челси» могло возникнуть что-то более острое, чем-то, что было ранее после дальних ударов Натхо и Ансалди. Итальянский судья Джанлука Рокки игру остановил, и хозяева придерживаясь правил fair play, вернули мяч казанцам, после чего очередной удар Ансалди из-за пределов штрафной нашел руку Терри. Небесспорный пенальти реализовал Натхо, и появилась надежда, что «рубин» отыграется.
К чести казанцев, с начала второго тайма они пошли вперед, оживив игру. И это оживление могло привести ко второму пенальти в ворота «Челси», более явному, чем первый, но обернулось в итоге третьим голом Рыжикову. 22 секунды ушло у хозяев на то, чтобы после перехвата Терри в своей штрафной вывести на точный удар Торреса в штрафной «Рубина». «Челси» прекрасно использовал подключение в атаку правого защитника казанцев Виталия Калешина — именно из его зоны Мата делал свою ювелирную передачу на Торреса. Почему Шаронов, страховавший Калешина, не сыграл с Матой плотнее, не пошел в отбор? Потому что понимал: более быстрый Мата либо обыграет его, либо подставится под фол и, возможно, удаление, как это было в мадридском матче с «Атлетико». Навас же попросту проиграл Торресу позицию, а Рыжиков сыграть на выходе не решился.
ГЁКХАН ТЁРЕ СПАСЕТ «РУБИН»?
Поражение 1:3 в гостях — это не безнадежно, хотя шансов на выход в полуфинал при этом счете у «Рубина» значительно меньше, чем было бы при итоговых 1:2. Задача-минимум казанцев в ответном матче проста: выиграть со счетом 2:0. А значит, усилить как атакующую линию, так и оборону. Крайние полузащитники Карадениз и Кузьмин, номинальный защитник, в лондонском матче выглядели неубедительно, и если 11 апреля в Москве Бердыев с первых минут матча попробует в деле засидевшихся на скамейке Гёкхана Тёре и Алана Касаева, болельщики это поймут. Как воспримут на ура и игру в двух нападающих, чему во втором тайме лондонского матча, по словам Бердыева, помешала травма Дядюна.
Ну, а в обороне напрашивается перестройка в центральной зоне. Не исключено, что московский матч «Рубин» сыграет в три центральных защитника. Варианты у главного тренера «Рубина» есть. Да и решиться пойти по нестандартному пути не сложно: если «Рубин» уступит «Челси», это не будет катастрофой.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТОВ: «БЕРДЫЕВ ВЫРАБОТАЕТ ТАКТИКУ И СТРАТЕГИЮ, НО СМОГУТ ЛИ ИГРОКИ ОСУЩЕСТВИТЬ ЕГО ЗАМЫСЛЫ?»
Борис Игнатьев — экс-главный тренер сборной России по футболу:
— Не собираюсь давать советы Курбану Бекиевичу. Во-первых, это неэтично с моей стороны; во-вторых, с какой половины стегать своих детей, только мамка знает — Бердыеву лучше известно, в каком состоянии находятся его игроки. Но хотелось бы пожелать «Рубину» чуть больше удачи и в атаке, и в обороне. Голы совсем необязательные получились. Тем не менее, казанцы играли достойно. Перед игрой и букмекеры, и специалисты, и любители футбола отдавали предпочтение «Челси», был скепсис в отношении «Рубина», ожидание какой-то очень закрытой модели игры. Но эти ожидания не оправдались, мне было интересно смотреть матч и не стыдно — глаза в подушку не прятал. Конечно, индивидуальное мастерство игроков «Челси» выше, чем у наших ребят, и я думаю, перед матчем в Москве Курбан Бекиевич сакцентирует внимание центральных защитников на том, как располагаться с Торресом, когда мяч в ногах у игроков «Челси» второй и третьей линии. Соглашусь и с тем, что третий гол в ворота «Рубина», совершенно необязательный, стал следствием желания отыграться, команда большими силами пошла в атаку, но совершила ошибку в передаче, что моментально использовал классный соперник. Но в целом «Рубин» действовал с акцентом на созидание, и хочется пожелать команде, главному тренеру, Казани и Татарстану удачи в ответном матче.
Сергей Харламов — экс-капитан «Рубина»:
— Чтобы пройти «Челси», «Рубину» придется играть в не свойственной ему манере — атаковать, забивать два гола и не пропускать в свои ворота. И перед ответным матчем казанцы оказываются не в своей тарелке: в большинстве случаев команда использует свои лучшие качества — это игра в обороне, а сейчас придется играть первым номером с «Челси». И выбора у «Рубина» нет — какой смысл отсиживаться в обороне? И даже если ты не атакующий защитник, но выйдешь на поле, тебе придется играть в атакующий футбол, умеешь ты это делать или нет. Нашей команде будет очень сложно, «Челси» сядет в «Лужу» с комфортом. Но я уверен, что Курбан Бердыев выработает стратегию и тактику ответной игры, но смогут ли игроки, которыми располагает главный тренер «Рубина», осуществить его замыслы на поле — другой вопрос. Если говорить языком цифр, то, «Рубину» нужно тот атакующий потенциал, который в соотношении к защите выглядит как 20 к 80, дифференцировать в 40 — 60, где 40 — атака, а 60 — оборона. Я бы таким образом построил игру, понимая, что лучшие качества «Рубина» — это игра в обороне.