7 фактов, меняющих представления о российских мотоциклах

Мотоциклы «Урал» — в топах американских рейтингов. Российский мотоцикл есть в гараже Брэда Питта и короля Иордании Абдаллы II. Но нет пророка в своем Отечестве. Почему на родине эти мотоциклы не покупают вовсе? Спортивная редакция «БИЗНЕС Online» собрала самые значимые факты о мотоциклах «Урал».


1. ВСЕ УХОДИТ ЗА БУГОР

Единственное место в России, где производятся тяжелые мотоциклы — Ирбитский мотоциклетный завод. В лучшие времена промышленный гигант выпускал сотню тысяч мотоциклов в год. В 1992-м году с конвейера сошло 130 тыс. моделей, а через двадцать лет объемы производства сократились в 110 раз. До 1,2 тысяч мотоциклов в год. В России мотоциклы «Урал» практически не покупают — 90% продукции поставляется на рынок США, Европы и Японии.


2. РОССИЙСКИЙ МОТОЦИКЛ В ГАРАЖЕ БРЭДА ПИТТА

Брэд Питт известен не только своими актерскими работами, но и страстью к мототехнике. В гараже знаменитого американца стоит на приколе несколько скутеров, пара круизеров, BMW R1150GS Adventure. Коллекцию Ducati венчает уникальный Ducati Monster 1100S Titanium с титановым корпусом. игровой автомат колумб играть на деньги Также у Питта приличное собрание классических мотоциклов.

В гараже актера нашлось место и для Урала «Турист» с коляской. В 2012-м году мир облетели фотографии, на которых Питт разъезжает на российском мотоцикле вместе с сыном Мэдоксом. Кстати, среди известных обладателей «Уралов» числится и король Иордании Абдалла II.


3. ОТЕЦ УРАЛА — БМВ

Первый опытный образец советского мотоцикла выпустили в 1941 году. Модель получила имя М-72. В конце «тридцатых годов» в союзе задумались о создании надежного мотоцикла для нужд армии. За прототип взяли технику вермахта — мотоцикл BMW R-71, выпускавшийся с 1938 по 1941 год. Немцы от этой модели отказались, отдав предпочтение бюджетному варианту BMW- R12. Производство последнего армии обходилось в разы дешевле.

Но конструкторам СССР «отказник» приглянулся. Во многом благодаря большому потенциалу для модернизации. Уже тогда R71 имел атрибуты современного мотоцикла. К тому же при конструировании мотоцикла немцы отказались от штампованной рамы. Ее изготовили из цельнотянутых труб. Такое решение позволило снизить массу мотоцикла, а рама стала значительно жестче на кручение.

Довоенная мысль немецких инженеров дала вектор развития отечественному мотостроению. Стоит отдать должное ирбитскому заводу за верность традициям. В дизайне современных мотоциклов «Урал» все также угадываются очертания моделей пятидесятилетней давности. Мотоциклы не зря называют «машиной времени».



4. «ДЛЯ РОССИЯН ЭТИ МОТОЦИКЛЫ РАЗВЕ ЧТО ДЛЯ ЗАБАВЫ»

Мотоциклы «Урал» — не для российского рынка. Мотолюбителей отталкивает не только надежность техники, но и цена — порядка $ 10 тыс. за байк. Стоимость не соответствует качеству, сетуют мотоциклисты. Но от истории никто не открещивается. Для кого-то «Урал» стал первым мотоциклом.

Байкеры пересели на японские мотоциклы. А «Уралы» держат забавы ради. В казанском мотоклубе TRESPASSERS MCB спортивной редакции «БИЗНЕС Online» рассказали, как используются ирбитские мотоциклы сегодня.

«Уралы» мы не используем для передвижения. Это определенная техническая забава, — рассказывает Евгений, участник мотоклуба. — Люди, уставшие от надежности японской техники, желают приложить куда-то руки. У нас в качестве такого тренажера в клубе существует три «Урала» и один «Днепр». Все — колясочники. Последний раз мы серьезно использовали эти мотоциклы зимой на гонках «Пермская муть».

Уже несколько лет подряд пермяки организуют зимние гонки. Причем заезды «Пермской мути» проходят в нескольких классах. Первый «Полная муть» — участники катаются на газонокосилках, на лыжах с моторчиками — на самой различной технике. Следующий класс «Муть-2» — двухколесная техника. Мотоциклы с коляской участвуют в заездах в группе «Муть-3». Квадроциклы идут в последнем четвертом классе.


5. АМЕРИКАНСКИЕ СОЛДАТЫ НЕДОУМЕВАЛИ, ОТКУДА У ИРАКСКИХ ПОВСТАНЦЕВ ПОЯВИЛИСЬ МОТОЦИКЛЫ С КОЛЯСКОЙ

Республиканская гвардия Саддама Хуссейна заказала в 2002 году две тысячи мотоциклов «Урал». До начала войны в Ираке уральцы поставили только полторы тысячи единиц техники. Но режим Хуссейна пал, и оставшаяся партия оказалась не востребованной. Зато часть «Уралов» досталась повстанцам. Бойцы наваривали на коляску дополнительную защиту и устанавливали пулемет.

Мобильные и вооруженные группы на мотоциклах не раз доставляли неприятности американским военным. В общем, мотоциклы иракцам пришлись к месту. К тому же, по их словам «Уралы» с коляской хорошо приспособлены для передвижения по бездорожью. Кстати, российская армия похоронила мотоциклы как класс военной техники в 2011-м году. Тогда минобороны окончательно отказалось от закупки двухколесной техники.


6. «НАЧИНАЕШЬ ПО-ОСОБОМУ ОТНОСИТЬСЯ К МОТОЦИКЛУ, КОТОРЫЙ НАСТОЛЬКО УВЕРЕННО ВЕДЕТ СЕБЯ В ТАКИХ УСЛОВИЯХ»

В 2010 году мотоцикл Урал «Патруль-Т» одно североамериканское мотоциклетное издание включило в рейтинг «ТОП-10» лучших мотоциклов. Российский мотоцикл обошел даже таких авторитетов, как новый BMW GTL, Confederate P120 и MV Agusta F4.

Тестировали «Урал» в районе горы Бейке в районе Вашингтон. Журналист Басем Васеф остался доволен проходимостью российской техники. «Несмотря на езду на стандартных дорожных шинах этот суровый мотоцикл с приводом на колесо коляски пробивал себе дорогу через внушительный снег и лед, — написал впоследствии пилот. — Начинаешь по-особому относиться к мотоциклу, который настолько уверенно ведет себя в таких условиях». Американцы могут сколько угодно включать «Урал» в топы самых безумных рейтингов. Но только наши байкеры могут называть эти мотоциклы по-свойски «фу*ля».


7. ДЕСЯТЬ ЛЕТ В ДОРОГЕ

Француз Хуберт Кригель уже девять лет путешествует по миру на мотоцикле с коляской. Не известно, приложили ли уральские маркетологи к этому руку? По официальной версии решение отправиться в десятилетнее путешествие возникло у Хуберта случайно. Вопрос друга о планах на будущее, застал француза врасплох. Дочь заканчивала колледж — отец сделал все, чтобы ребенок стал на ноги в этой жизни. Кригель не стал долго размышлять. Француз решил продать все и посвятить следующие десять лет путешествиям. В 2005 году Кригель отправился в Арктику, где и началось его путешествие.

Илья Береснев